Компенсация аграриям за сельхозтехнику: изучаем обновленный механизм предоставления

В избранном В избранное
Печать
Бобро Анатолий, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Март, 2018/№ 12
В статье «Аграрии! Покупайте отечественный трактор — получайте компенсацию» // «БН», 2017, № 17 мы рассматривали Порядок использования средств, предусмотренных в госбюджете для частичной компенсации стоимости сельхозтехники и оборудования отечественного производства, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.17 г. № 130 (далее — Порядок № 130). Но менее чем за год от своего рождения он трижды правился (последний раз — согласно постановлению КМУ от 07.02.18 г. № 86). Принимая во внимание масштабность изменений и существенное отличие действующей на сегодня редакции от первоначальной, считаем целесообразным еще раз пересмотреть обновленный Порядок № 130 в целом.

Что за компенсация и кто может ее получить

Бюджетные средства: какие, для чего, сколько? Порядок № 130 определяет механизм использования средств, предусмотренных в госбюджете по программе «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» (КПКРК 2801580) по направлению «Частичная компенсация стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства» (далее — компенсация).

Суть программы: аграриям за счет бюджета могут частично компенсировать расходы на приобретение у производителей и/или их дилеров отечественной техники/оборудования для агропромышленного комплекса.

Но помните: по этой же программе средства должны использоваться также на бюджетную дотацию для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции (п. 3 Порядка № 77*).

* Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.17 г. № 77.

Законом о госбюджете-2018** на программу КПКРК 2801580 предусмотрено 945 млн грн.

** Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.17 г. № 2246-VIII.

Распределение средств по этим двум направлениям должно утвердить Минагрополитики.

Кто может рассчитывать на компенсацию? Как и раньше, ее получателями могут быть юрлица и ФЛП, основной деятельностью которых является поставка сельхозтоваров (по их определению в п. 2.15 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.04 г. № 1877-IV), произведенных ими на собственных или арендованных основных средствах, при условии, что удельный вес стоимости таких сельхозтоваров составляет не менее 75 % стоимости всех товаров, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Новацией является то, что на компенсацию могут претендовать также и новообразованные сельхозтоваропроизводители, которые осуществляют хоздеятельность меньше чем 12 календарных месяцев. Но (!) внимание: «новички» должны выполнять условие относительно так называемой сельхоздоли 75 % не совокупно, а по результатам каждого отдельного отчетного периода.

Какой размер и характер компенсации? Приятно отметить, — размер компенсации увеличился. Согласно обновленному п. 10 Порядка № 130, компенсация предоставляется на безвозвратной основе за приобретенные технику/оборудование, стоимость которых указана в актах приема-передачи и других документах, которые подтверждают оплату через госбанк или банк, в уставном капитале которого 75 и больше процентов акций принадлежат государству, в таких размерах:

20 % стоимости (без НДС) — за приобретенные технику/оборудование в декабре 2017 года;

25 % стоимости (без НДС) — за приобретенные технику/оборудование с 1 января 2018 года.

В то же время, как и раньше, стоимость техники/оборудования, приобретенных с 1 декабря текущего года, подлежит компенсации за счет средств в госбюджете на следующий год.

При этом имейте в виду: фермерские хозяйства на особом положении. Они вправе рассчитывать на 40-процентную компенсацию стоимости техники/оборудования:

25 % — за счет программы КПКРК 2801580. То есть в общем порядке;

15 % — за счет бюджетной программы КПКРК 2801230 «Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств» (п. 10 Порядка № 106***).

*** Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления финансовой поддержки развитию фермерских хозяйств, утвержденный постановлением КМУ от 07.02.18 г. № 106.

Каким условиям должны отвечать фермерские хозяйства и какой механизм финансовой поддержки их по программе КПКРК 2801230, сейчас не рассматриваем.

Кому не предоставляется? Здесь практически без изменений. В число получателей компенсации не попадают сельхозтоваропроизводители:

• против которых возбуждено дело о банкротстве,

• которые признаны банкротами,

• которые находятся на стадии ликвидации,

• имеющие просроченную более чем на 6 месяцев задолженность перед госбюджетом, ПФУ и фондами соцстрахования, которая подтверждается соответствующими органами.

«Компенсационные» техника/оборудование

Какие техника/оборудование «компенсационные»? Как и раньше: к ним могут быть отнесены (см. ст. 1 Закона Украины «О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» от 07.02.02 г. № 3023-III): тракторы и другие самоходные энергетические средства сельхозназначения, специальные автомобили сельхозназначения, самоходные и прицепные комбайны и т. д.

Причем — при условии, что степень локализации их производства превышает 60 %. Правда, за исключением тракторов и других самоходных энергосредств сельхозназначения, спецавтомобилей сельхозназначения, самоходных и прицепных комбайнов, степень локализации производства которых должна превышать: в 2017 году — 35 %, в 2018 году — 45 %, в 2019 году — 55 % и в 2020 году — 60 %.

Аграрии, (!) помните: надеяться на компенсацию можно лишь относительно видов той техники/оборудования, которые включены в соответствующий перечень. Найти такой перечень можно на сайте Минагрополитики (http://minagro.gov.ua/uk/support apk?tid_hierachy=1347).

Какие требования относительно внесения в «компенсационный» перечень? Перечень формируется Минэкономразвития с включением в него техники/оборудования, которые производятся заводами-производителями при соответствии следующим условиям. Производители должны:

• быть резидентами Украины не менее как два года;

• иметь конструкторско-технологическую документацию и/или зарегистрированное право интеллектуальной собственности на технику и оборудование, отраженное в балансе;

• осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание техники/оборудования.

Такие же требования были и раньше. По-новому сформулированы такие условия:

• удельный вес их расходов на оплату труда (с «социальными» отчислениями) в составе себестоимости произведенной (для единоналожниковреализованной) продукции составляет не менее 8 %;

• осуществляют производство узлов, агрегатов, деталей и комплектующих изделий и/или используют такие узлы, агрегаты, детали и комплектующие изделия, изготовленные на территории Украины, в соответствии с перечнем технологических операций, указанных в приложении к Порядку № 369****.

**** Порядок определения степени локализации производства предприятиями отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, утвержденный постановлением КМУ от 27.05.13 г. № 369.

Останавливаться на новациях определения показателя степени локализации согласно Порядку № 369 не будем.

Когда и как подаются Заявки в перечень? По этим вопросам практически одни новации. Заводы-производители подают Заявки:

• о включении в перечень: (а) в текущем году — до 31 октября, (б) в следующем году — с 1 ноября текущего года;

• на ежегодное подтверждение соответствия техники и оборудования, включенных в перечень в предыдущие годы, критериям текущего года (относительно степени локализации и условий производства) — ежегодно с 1 января по 30 апреля.

Форма Заявки и перечень необходимых документов приведены в приложениях 1 и 2 к Положению № 566*****.

***** Положение о комиссии по формированию перечня отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, стоимость которых частично компенсируется за счет средств государственного бюджета, утвержденное приказом Минэкономразвития от 13.04.17 г. № 566.

Кроме документов согласно Положению № 566, теперь заводы-производители в соответствии с нововведенным абзацем п. 7 Порядка № 130 должны подавать финансовую отчетность за предыдущие четыре квартала.

Позволим себе одно замечание: Положение № 566 уже устарело. Оно не учитывает новации Порядка № 130, в частности, относительно сроков представления Заявок, определения удельного веса расходов на оплату труда единоналожниками и т. п.

Стоит обратить внимание еще и на нововведенный п. 71 Порядка № 130. В случае:

неподачи Заявки на ежегодное подтверждение соответствия техники/оборудования,

• выявления недостоверной информации в документах,

несоответствия техники/оборудования критериям текущего года,

следствием является исключение такой техники/оборудования из перечня.

Стоимость техники/оборудования, изъятых из перечня, не подлежит компенсации с момента обнародования соответствующего решения на официальном веб-сайте Минэкономразвития. Выходит, аграрии тоже вынуждены отслеживать такую информацию.

Где и какая размещается информация? По-новому это должно быть так. Минэкономразвития на своем официальном веб-сайте размещает:

• решение относительно исключения (включения) техники/оборудования из (в) перечня;

• обновленный перечень (сформированный в двухдневный срок),

и направляет его в (1) Минагрополитики и (2) госбанки или банки, в уставном капитале которых 75 и больше процентов акций принадлежат государству.

В свою очередь Минагрополитики в двухдневный срок после поступления перечня размещает его на своем официальном веб-сайте.

В перечне указываются: (1) наименование и код согласно ЕГРПОУ завода-производителя, его филиалов (обособленных подразделений), которые имеют собственный код согласно ЕГРПОУ, и/или его дилера, (2) вид и марка техники/оборудования и (3) их справочная цена.

Детальную информацию можно найти на сайте Минагрополитики (http://minagro.gov.ua/) в разделе «Поддержка аграриев».

Как получить компенсацию

Куда аграриям подавать заявки на компенсацию? Согласно обновленному п. 11 Порядка № 130 сельхозтоваропроизводители — претенденты на получение компенсации подают в госбанк или банк, в уставном капитале которого 75 и больше процентов акций принадлежат государству, через который осуществлено приобретение техники/оборудования, Заявки и подтверждающие документы. А именно:

1) копию платежного поручения;

2) акт приема-передачи техники/оборудования;

3) свидетельство о регистрации транспортного средства и/или машины (если техника подлежит обязательной государственной или ведомственной регистрации);

4) справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, которые контролируются органами доходов и сборов.

Хотя при этом нет прямого упоминания о «пенсионно-соцстраховской» задолженности, такое требование, как мы понимаем, касается и ее.

Имейте в виду! Форма Заявки (утверждена приказом Минагрополитики от 18.04.17 г. № 228) также обновлена (согласно приказу Минагрополитики от 07.09.17 г. № 499). Теперь в Заявке декларируется соответствие заявителя критерию сельхоздоли (не менее 75 %).

Заявки для получения компенсации стоимости техники/оборудования, приобретенных до 1 декабря текущего года, подаются до 5 декабря текущего года (с подтверждающими документами). По приобретенным технике/оборудованию с 1 декабря текущего года Заявки подаются до 1 марта следующего года.

То есть, Заявки на получение компенсации за технику, приобретенную в декабре 2017 года, можно было подать до 1 марта 2018 года, а за технику, которая приобретена с 1 января по 30 ноября 2018 года, — до 5 декабря этого года.

Кстати, регистрация и снятие с учета:

транспортных средств (автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов)осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (в редакции постановления КМУ от 23.12.09 г. № 1371);

машин (тракторов, самоходных сельскохозяйственных и мелиоративных машин, сельхозтехники, других механизмов) — в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 08.07.09 г. № 694 (ср. 025069200). Заметим: такую регистрацию сегодня осуществляют территориальные органы Госпродпотребслужбы (соответствующие полномочия возложены на этот орган постановлением КМУ от 02.09.15 г. № 667).

Имеет ли значение статус банка?

Да, имеет. Кроме госбанков (как то было раньше однозначно), теперь можно проводить расчеты по приобретению техники/оборудования через банк, в уставном капитале которого 75 и больше процентов акций принадлежат государству.

Обратите внимание: в обоих случаях идет речь о банках с государственной долей — банках, в которых государство прямо или опосредованно владеет долей свыше 75 % уставного капитала банка.

Отметим, что Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем НБУ определил критерии для отдельных групп банков на 2018 год (https://bank.gov.ua/article/62069952?annId=62069953). В соответствии с решением Комитета от 29.12.17 г. № 444 к банкам с государственной долей относятся всего пять: АО «Укрэксимбанк», АО «Ощадбанк», ПАО КБ «Приватбанк», АБ «Укргазбанк» и ПАО «Расчетный центр». Хотя в инструкции относительно получения компенсации, размещенной на сайте Минагрополитики (http://minagro.gov.ua/uk/support apk?nid=25397), упоминаются лишь первые четыре банка.

Помните! На компенсацию можно рассчитывать при условии, что платежи по приобретению техники/оборудования проводились через указанные выше банки (п. 10 Порядка № 130). Осуществленные в коммерческих банках платежные операции остаются «за бортом» компенсации.

Какой путь бюджетных средств? Минагрополитики:

• на основании предоставленной банками информации (согласованной с аграриями относительно банковской тайны и/или персональных данных) формирует реестр сельхозтоваропроизводителей, которые приобрели технику/оборудование, и подает его Минэкономразвития;

• в пределах объема открытых ассигнований в месячный срок перечисляет бюджетные средства соответствующему банку, который в течение трех банковских дней перечисляет их на текущие счета сельхозтоваропроизводителей пропорционально определенным в реестре суммам. А вот в упомянутой выше инструкции Минагрополитики (http://minagro.gov.ua/uk/support_apk?nid=25397) говорится о перечислении средств банком аграриям в течение одного операционного дня. Если компенсация не выплачена из-за недостаточности средств в текущем бюджетном периоде или по другим не зависящим от сельхозтоваропроизводителя причинам, она выплачивается за счет средств следующего периода.

Последствия получения компенсации

Всегда ли компенсация безвозвратна? В случае установления контролирующими органами факта незаконного получения бюджетных средств:

1) средства в течение месяца возвращаются в госбюджет,

2) компенсация не предоставляется в течение трех следующих бюджетных периодов.

Аналогичные последствия грозят аграриям за предоставление недостоверной информации (пп. 10 и 11 Порядка № 130).

Можно ли продать «компенсационные» технику/оборудование? До истечения трех лет такую технику/оборудование нельзя отчуждать. Правда, появилось одно исключение: кроме случая, когда такая техника/оборудование приняты банками (с госдолей 75 % и больше) в залог. Они отчуждаются в случае невыполнения заемщиком обязательств по кредитному договору.

При нарушении этого требования, в том числе в случае отчуждения в результате невыполнения обязательств по кредитному договору, негативные последствия аналогичны вышеприведенным: средства возвращаются, аграрий на три года лишается права на компенсацию.

Включается ли компенсация в доход единоналожника? На вопрос относительно включения юрлицом-единоналожником группы 3 в состав дохода полученной компенсации за приобретенную сельхозтехнику ответ фискалов «нет», не включается (письмо ГФСУ от 22.02.18 г. № 724/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Они справедливо отмечают, что в состав дохода согласно п.п. 4 п. 292.11 НКУ не включаются суммы средств целевого назначения, которые поступили от ПФУ и других фондов госсоцстрахования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в рамках государственных или местных программ.

На этом завершаем обзор обновленного «компенсационного» Порядка № 130. В завершение пожелаем сельхозтоваропроизводителям «на своем кармане» почувствовать заботу правительственных чиновников.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить