Жилищные субсидии: новые правила оформления и предоставления

В избранном В избранное
Печать
Бондаренко Ксения, эксперт по социальным вопросам
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2018/№ 47
Уже стало традицией в начале отопительного сезона усовершенствовать механизм предоставления субсидий. Вот и в текущем году с 1 октября заработали новые правила получения субсидий. На что надо обратить внимание и кому пригодятся новации правительства? Читайте дальше.

Прежде чем перейти к делу, заметим: порядок предоставления субсидии на оплату ЖКУ, как и раньше, регулируется Положением № 848. Последние изменения в этот документ были внесены постановлением № 841 и применяются они начиная с 01.10.18 г.

Именно на нововведениях в механизме оформления и предоставления субсидии мы и сосредоточимся дальше.

Перечень услуг, на которые предоставляется субсидия

По мере развития услуг, которые предоставляются в сфере жилищно-коммунального хозяйства, правительство расширяет область применения программы жилищных субсидий. Так, с 1 октября перечень услуг, на которые предоставляется субсидия, дополнен двумя позициями:

взносы за установление, обслуживание и замену узлов коммерческого учета,

взносы за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.

Срок назначения субсидии

В вопросе сроков назначения жилищных субсидий правительство вернулось к нормам, действовавшим до 01.05.18 г. То есть, по общему правилу, субсидия на оплату ЖКУ назначается с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона (30 апреля). Для арендаторов во внимание принимается еще и срок действия договора аренды жилья (п. 15 Положения № 848).

Рассчитывается жилищная субсидия:

• на неотопительный сезон — с 1 мая по 30 сентября;

• на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля. Для домохозяйств, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, жилищная субсидия на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.

В случае подачи заявления в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона жилищная субсидия назначается с начала такого сезона. В иных случаях — с месяца обращения. Напомним, что Комиссиям предоставлены полномочия назначать субсидию с начала сезона (но не раньше дня возникновения права на жилищную субсидию) гражданам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, несмотря на дату подачи ими заявления о назначении субсидии.

После окончания срока получения жилищной субсидии органы соцзащиты самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий сезон для домохозяйств, получавших субсидию в предыдущем сезоне (кроме: арендаторов; внутренне перемещенных лиц; лиц, которые обращаются за назначением субсидии на твердое топливо; домохозяйств, у которых количество фактически проживающих зарегистрированных лиц меньше, чем количество зарегистрированных лиц; лиц, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства; а также лиц, у которых вообще отсутствуют доходы или среднемесячный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, или за них не уплачен единый социальный взнос (в размере не меньше минимального) суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения субсидии (кроме случаев, когда взнос не уплачен по вине работодателя). Таким лицам назначение жилищной субсидии на следующий срок осуществляется лишь после подачи новых Заявления и Декларации.

Внимание! Домохозяйствам, которым жилищная субсидия была назначена на неотопительный сезон 2018 года (в том числе и в размере 0 грн.), субсидия на оплату ЖКУ будет назначена до конца отопительного сезона без дополнительного обращения. Доходы таких лиц будут учтены за I и ІІ кварталы 2018 года.

Но напомним, что обо всех происходящих изменениях граждане должны своевременно информировать орган социальной защиты населения.

Субсидия на сверхнормативную площадь жилья

Обычно жилищная субсидия назначается исходя из единой для всех категорий социальной нормы жилья — 13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство (постановление № 409).

Вместе с тем предусмотрено, что нетрудоспособным неработающим лицам, которые проживают сами, в отдельных случаях по решению Комиссии субсидия может назначаться на норму, которая превышает установленную законодательством социальную норму жилья, но не более чем на 30 процентов (п. 5 Положения № 848).

Пример. В доме общей площадью 82 м2 зарегистрировано и проживает одно неработающее лицо с инвалидностью.

Социальная норма жилья для одного человека составляет 48,87 м2 (13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство).

Комиссией принято решение назначить субсидию на максимально возможную сверхнормативную площадь 14,66 м2 (48,87 м2 социальная норма жилья для одного человека х 30 %). В таком случае субсидия будет предоставлена на 63,53 м2 (48,87 +14,66).

Напомним, что такое решение пересматривается в случае изменения состава лиц, зарегистрированных в помещении, состава семьи члена домохозяйства, трудоустройства таких лиц или возникновения у них других источников доходов.

Субсидия для слишком больших квартир/домов

Постановлением № 841 изменен подход к назначению субсидии на жилые помещения, которые имеют большую площадь. Теперь принимается во внимание не общая, а именно отапливаемая площадь жилого помещения.

Внимание! Субсидия не назначается (п.п. 1 п. 6 Положения № 848) на жилые помещения, отапливаемая площадь которых превышает:

120 м2 для квартиры;

200 м2 для индивидуального дома.

Это правило не распространяется на жилые помещения детских домов семейного типа, приемных семей, многодетных семей, семей, в которых на начало месяца, с которого назначается субсидия, проживают трое и более детей, с учетом тех, над которыми установлена опека или попечительство.

Также право на получение жилищной субсидии имеют домохозяйства, если в жилом помещении (доме) оформлено два и более отдельных лицевых счета, при условии, что лицевой счет был разделен до 1 мая 2018 года и отапливаемая площадь части жилого помещения каждого домохозяйства, на которую назначается субсидия, не превышает 120 м2 для квартиры и 200 м2 для индивидуального дома.

Если лицевые счета были разделены таким образом после 1 мая 2018 года, жилищная субсидия может назначаться по решению Комиссии.

Неплательщики алиментов субсидию не получат

Субсидия не назначается, если среди зарегистрированных в домохозяйстве лиц или членов их семей есть лица, которые, по данным Единого реестра должников, имеют задолженность по исполнительному производству о взыскании алиментов свыше трех месяцев (п.п. 7 п. 6 Положения № 848). Это не касается лиц, являющихся алко- или наркозависимыми, что подтверждается справкой от врача.

Исчисление дохода для назначения субсидий

Напомним, что при назначении субсидии учитываются доходы лиц, которые зарегистрированы в домохозяйстве, и членов их семей, даже если последние зарегистрированы по другому адресу.

Исключение составляют такие случаи (п. 9 Положения № 848):

• в случае назначения субсидии студентам, зарегистрированным в общежитии по месту обучения, — доходы родителей не учитываются;

• в случае назначения субсидии одному из родителей, проживающему с ребенком, — не учитываются доходы второму из родителей (в случае когда родители разведены).

Постановлением № 841 уточнено, что учитываются начисленные (а не полученные, как было раньше) доходы (п. 10 Положения № 848).

Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход учитывается (п. 11 Положения № 848):

• за III — IV кварталы предыдущего календарного года — в случае когда жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона;

• за I — II кварталы текущего календарного года — в случае когда жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона;

• за два квартала, предшествующих месяцу, который предшествует месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, — в случае когда жилищная субсидия назначается не с начала отопительного (неотопительного) сезона.

Постановлением № 841 дополнены перечни доходов, включаемых и не включаемых в совокупный доход во время назначения субсидии. Так, не учитываются:

• уплаченные алименты (при условии документального подтверждения фактической уплаты);

• специальная бюджетная дотация за выращивание молодняка крупного рогатого скота, родившегося в хозяйствах физических лиц.

Кроме того, внесены изменения в правила исчисления доходов некоторых категорий граждан (пп. 11 и 12 Положения № 848). Приведем их в таблице.

Правила исчисления доходов отдельных категорий лиц

Категория лиц (или ситуация, имеющая отношение к лицу)

Доход, принимаемый в расчет

1. Члены домохозяйства, члены семьи лица из состава домохозяйства, которые достигли 14-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы

Заработная плата после уплаты налога на доходы физических лиц; пенсия; стипендия; социальные выплаты; пособие по безработице, другие страховые выплаты; денежные переводы, полученные из‑за границы (новая норма); другие доходы

2. Лица, состоявшие в течение периода, за который учитываются доходы, на срочной военной службе

Половина прожиточного минимума

3. Лица, обучавшиеся на дневной форме обучения в заведениях среднего образования, профессионально-технических учебных заведениях, заведениях высшего образования

Один прожиточный минимум

4. Лица, которые зарегистрированы в службе занятости как безработные и в этот период обучались в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости и не получали пособие по безработице (измененная норма)

Один прожиточный минимум

5. Лица, получавшие пособие по безработице в размере меньше прожиточного минимума (измененная норма)

Один прожиточный минимум

6. Лица, которые получали пособие по безработице в размере больше прожиточного минимума (измененная норма)

Фактически полученные доходы

7. Лица, которые зарегистрированы в службе занятости, но у которых отсутствуют доходы (измененная норма)

Три размера прожиточного минимума за каждый месяц, в котором отсутствуют доходы

8. Лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах

(только по решению Комиссии)

Один прожиточный минимум

9. Лица, которые получали хотя бы один из таких видов дохода, как: стипендия; помощь при рождении (усыновлении) ребенка; помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью; помощь по уходу за лицами с инвалидностью I и II групп в результате психического расстройства; помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью; временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату (измененная норма)

Фактически полученный доход(1)

10. Лица, которые имели доход (даже меньше минимальной заработной платы) и которые по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, не достигли 18-летнего возраста

Фактически полученные такими лицами доходы

11. Лица, которые по решению Комиссии отнесены к другим категориям граждан, в частности таких, которые оказывают социальные услуги

Фактически полученные такими лицами доходы

12. Лица (у которых отсутствуют доходы или доходы меньше минималки и/или которые не уплачивают соцвзнос), которым назначается субсидия на твердое топливо

Два размера прожиточного минимума

13. Во всех иных случаях

Три размера прожиточного минимума

14. Для физических лиц — предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога группы 1

Одна минимальная заработная плата

15. Для физических лиц — предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога группы 2

Две минимальных заработных платы

16. Для физических лиц — предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога группы 3

Три минимальных заработных платы

17. Пенсионеры (учет дохода в виде пенсии) (измененная норма)

Размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия

(1) Расчет среднемесячной величины дохода осуществляется путем деления общей суммы совокупного дохода (за период, за который учитываются доходы для назначения субсидии) на количество месяцев, в которых он получен.

Предоставление субсидий по решению Комиссии

Положением № 848 определены случаи, когда субсидия может назначаться, как исключение, исходя из обстоятельств, сложившихся в семье, по решению Комиссии. Такие Комиссии образуются местными органами государственной исполнительной власти (местного самоуправления). Решение Комиссией принимается на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства, составляемого социальным инспектором органа социальной защиты населения.

Обращаем внимание: для того, чтобы Комиссия рассмотрела вашу исключительную ситуацию, необходимо свое желание отразить в Заявлении о назначении жилищной субсидии.

Заявление и Декларация для назначения субсидии

Напомним, что для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает в орган социальной защиты населения по зарегистрированному месту проживания (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту проживания) такие документы (п. 13 Положения № 848):

1. Заявление (по форме, утвержденной приказом № 604).

2. Декларацию (по форме, утвержденной приказом № 604).

3. Справки о доходах — в случае, если информация о доходах, указанная в Декларации, отсутствует в соответствующих органах (ГФС, Пенсионном фонде Украины, фондах соцстрахования и т. п.) и не может быть получена по запросу органа соцзащиты населения. Напоминаем, что в случае невозможности подтвердить такие доходы справкой — эти доходы отражаются в Декларации и подается письменное разъяснение с указанием их размера.

4. Договор найма (аренды) жилья (при наличии).

Кроме того, для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Комиссии, гражданину может быть предложено подать дополнительные документы, которые не предусмотрены Положением № 848 (ср. 025069200). Или гражданин по собственной инициативе может подать дополнительные документы.

Обращаем внимание, что гражданин несет ответственность за поданные сведения о доходах, имуществе, которые повлияли или могли повлиять на установление права на назначение жилищной субсидии и на определение ее размера.

Постановлением № 841 четко определены случаи, когда Заявление и Декларация считаются не поданными, а именно:

не внесены в полном объеме сведения о членах домохозяйства и членах их семьи (т. е. лицах, доходы которых учитываются во время назначения субсидии). Речь идет о таких сведениях, как: фамилия, имя и отчество, семейное положение, число, месяц и год рождения, серия и/или номер паспорта, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (или серия и номер паспорта для лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по его серии и номеру);

не указаны сведения об адресе домохозяйства и номерах лицевых счетов;

отсутствует согласие на обработку персональных данных и данных о доходах и имуществе членов домохозяйства и членов их семьи (т. е. лиц, доходы которых учитываются во время назначения субсидии).

В случае выявления ошибки в указанных выше данных орган социальной защиты населения сообщает гражданину о необходимости исправления ошибки в течение 30 календарных дней. Если в течение определенного срока гражданин не исправил ошибку в Заявлении и/или Декларации, в назначении субсидии отказывается. Указанный срок может быть продлен на время болезни заявителя, что подтверждается документально.

Напомним, что, как и раньше, предусмотрены такие способы предоставления документов для назначения субсидии:

1) лично (при условии предъявления документа, удостоверяющего личность) в орган социальной защиты населения по месту регистрации (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту проживания);

2) по почте;

3) через уполномоченное лицо исполнительного органа сельского (поселкового, городского) совета (для жителей сельской местности и территориальных громад);

4) в электронной форме с использованием средств телекоммуникационных систем.

Внимание! Подача Заявления и Декларации в электронной форме через официальный веб-портал Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) должна сопровождаться наложением электронной цифровой или электронной подписи, которая создается путем добавления к заявлению в электронной форме идентификационных данных декларанта, подтвержденных в процессе аутентификации с использованием электронной системы идентификации, которая использует базу клиентских данных банков.

Полученные таким образом Заявление и Декларация, в которых отсутствует электронная цифровая подпись гражданина, прорабатываются органом социальной защиты населения лишь после их подписи в течение месяца. В случае неподписания Заявления и Декларации в указанный срок подаются новые Заявление и Декларация.

Уточнение информации

Обычно орган социальной защиты населения самостоятельно получает сведения и данные, необходимые для назначения субсидии, путем обмена информацией с соответствующими субъектами (управителями, объединениями, исполнителями коммунальных услуг; органами местного самоуправления; Минюстом; МВД; Госпогранслужбой; ГФС; Пенсионным фондом Украины и т. п.) (п. 14 Положения № 848).

Но иногда во время обмена информацией выявляются ошибки, которые делают невозможным назначение жилищной субсидии.

Постановлением № 841 регламентированы в таком случае права и обязанности как органа социальной защиты населения, так и лица, которое претендует на получение субсидии. Отныне, если информацию, необходимую для назначения субсидии, получить невозможно в результате ошибки, обнаруженной во время обмена информацией, орган социальной защиты населения сообщает гражданину о необходимости исправления ошибки и проводит расчет жилищной субсидии в течение 10 дней после предоставления им обновленных данных и получения необходимой информации.

Если в течение 30 календарных дней после получения сообщения о необходимости исправления ошибки гражданин не совершит действий относительно ее исправления, орган социальной защиты населения отказывает в назначении субсидии. Указанный срок может быть продлен на время болезни заявителя, что подтверждается документально.

Обязательный платеж можно вносить не полностью

Постановлением № 841 изменен подход к уплате обязательной части платежа при назначении жилищной субсидии. Граждане, которым назначена субсидия, как и раньше, обязаны ежемесячно уплачивать обязательную часть платежа. Но отныне, в случае если стоимость фактически использованной услуги меньше, чем обязательная часть расходов на оплату этой услуги, граждане уплачивают ее фактическую стоимость.

Документы и сокращения статьи

Положение № 848 — Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848, в редакции постановления КМУ от 27.04.18 г. № 329.

Постановление № 841 — постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 17.10.18 г. № 841.

Постановление № 409 — постановление КМУ «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» от 06.08.14 г. № 409.

Приказ № 604 — приказ Министерства социальной политики Украины «Об утверждении форм Заявления о назначении жилищной субсидии и Декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии» от 02.05.18 г. № 604.

Заявление — Заявление о назначении жилищной субсидии по форме, утвержденной приказом № 604.

Декларация — Декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, по форме, утвержденной приказом № 604.

ЖКУ — жилищно-коммунальные услуги.

Комиссия — Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления жилищных субсидий населению.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить