Темы статей
Выбрать темы

Первичка на выдачу товара: вопросы и ответы

Казанова Марина, налоговый эксперт
Иногда бухгалтеры сталкиваются с ситуацией, когда поставщик не предоставил какой-то первичный документ или полученный документ содержит определенные недочеты в обязательных реквизитах. Тогда возникает вопрос: насколько это критично? Сегодня разберем вопросы, связанные с первичкой, которая подтверждает факт передачи товара покупателю.

Вопрос таков. Некоторые покупатели забирают товар без доверенностей (забыли, просто не взяли) или просят отправить его через почтового оператора. Потом очень трудно добиться, чтобы они прислали доверенность или вернули подписанную расходную накладную с печатью.

Насколько сейчас критично отсутствие доверенности, а также подписи и печати на расходной накладной? Нужна ли доверенность, если товар получал лично директор? Может ли подписанный акт сверки помочь в качестве подтверждения получения товара?

Разберем каждый вопрос по отдельности.

Нет доверенности на получение ТМЦ: насколько критично?

Для начала напомним, что еще с 1 января 2015 года форма доверенности на получение ТМЦ была отменена вместе с Инструкцией № 99*, регулирующей порядок ее обращения. При этом в п. 2.5 Положения № 88** закрепили следующую норму: «полномочия… лица, которое в интересах предприятия/предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие ТМЦ по договору, подтверждаются согласно законодательству. Такие полномочия могут быть подтверждены, в частности, письменным договором, доверенностью, актом органа юрлица и пр.».

* Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 16.05.96 г. № 99 (утратила силу).

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

То есть как именно будут подтверждаться полномочия лиц при получении ТМЦ, стороны определяют самостоятельно при заключении договора. И для этого не обязательно должна быть доверенность.

Допустим, стороны договорились, что документом, подтверждающим полномочия лица, которое в интересах предприятия получает ТМЦ, будет доверенность. Какие последствия ожидают продавца, если он выдаст товар покупателю без доверенности?

Какой-либо ответственности, влекущей за собой применение штрафов, действующим законодательством не предусмотрено. Тут вопрос, скорее, только в риске для продавца, выдавшего товар без доверенности, ведь впоследствии покупатель может настаивать на том, что товар им не был получен. Поэтому требовать доверенность при выдаче ТМЦ — в интересах самого продавца.

Но, допустим, покупатель и продавец находятся в доверительных отношениях и покупатель не отрицает того факта, что товар им получен. Может ли отсутствие доверенности на товар как-то негативно сказаться во время проверок контролирующих органов?

Теоретически (если основываться на нормах действующего законодательства) — нет.

А на практике отсутствие доверенности контролирующие органы могут использовать в качестве дополнительных доказательств «нереальности» (отсутствия) сделки.

Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика.

К слову, в перечне документов, необходимых для разблокировки налоговой накладной (которые, по сути, плательщик подает для того, чтобы доказать реальность хозоперации), названы и «доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика» (п. 14 Порядка № 117***).

*** Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117.

Хотя следует отметить, что цепляться за отсутствие доверенности фискалы, скорее всего, будут, только если у них еще будут какие-то зацепки для непризнания операции.

Стоит отметить, что доверенность сама по себе не является первичным документом. Доверенность только фиксирует решение уполномоченного лица (руководителя) предприятия уполномочить конкретное физлицо получить для предприятия определенный перечень и количество ценностей. Сам же факт движения этих ценностей (т. е. хозоперацию) доверенность не фиксирует.

Поэтому признать отсутствие хозоперации только на том основании, что нет доверенности, налоговики не могут (поскольку это даже не первичный документ). А хозоперации в учете отражают на основании первичных документов (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете). К тому же главный критерий наличия хозоперации — это изменения в активах и обязательствах, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона о бухучете).

На то, что отсутствие доверенности не может отрицать факта осуществления хозоперации, обращал внимание и ВСУ (постановление ВСУ от 29.04.15 г. по делу № 3-77гс15****).

**** http://reyestr.court.gov.ua/Review/44268846.

Товар отправляется через почтового оператора

Непосредственно поставщику товара в этом случае доверенность не нужна. Ведь товар будет выдавать не поставщик, а отделение почтовой службы.

К примеру, можно исходить из положений ч. 1 ст. 909 ГКУ, в которой указано, что по договору перевозки груза, в частности, одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю).

В этом случае доверенность на получение отправления и документ, который подтверждает личность согласно доверенности, будет требовать от получателя уже представитель почтовой службы. То есть получатель ценностей должен предъявить доверенность представителю отделения почтовой службы. А продавцу (отправителю) будет выдан экземпляр экспресс-накладной, подтверждающей получение отправления получателем.

Получать доверенность от покупателя в данном случае продавцу (отправителю) не нужно.

Нужна ли доверенность, если товар получал лично директор?

Нет, не нужна. Директор может забирать товар у поставщиков, не оформляя доверенность на получение ТМЦ. Это ему позволяет норма ч. 5 ст. 65 ХКУ. В ней четко указано, что руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юрлицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

Но совсем без документов не обойтись. Директору придется подтвердить свой статус и право действовать от имени предприятия без доверенности. Для этого подойдет:

1) документ, удостоверяющий личность (например, паспорт), а также

2) документ, который подтверждает, что директор может действовать от имени предприятия.

Нет подписи/печати

Насколько критично, если отсутствует подпись получателя в расходной накладной, а также нет печати предприятия-получателя?

Если речь идет о случае, когда товар будет доставляться через почтовую службу, то, на наш взгляд, достаточным подтверждением получения товара будет подпись покупателя на экспресс-накладной.

Да, экспресс-накладная не содержит конкретных данных о товаре. В ней содержатся только данные о весе товара, количестве мест, объявленной стоимости, описи отправления. По этим же причинам, так как она не содержит все обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете), она не может считаться первичным документом.

По-хорошему, должна составляться товарно-транспортная накладная (ТТН). Но ее почтовый оператор вправе не оформлять, так как он является предприятием, внесенным в Госреестр операторов почтовой связи. А Правила № 363***** не регламентируют правила перевозки почты.

***** Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Поэтому при отправке товара через почтового оператора, если платеж за него осуществляется в безналичной форме, продавец должен вложить в отправление экземпляр расходной накладной (письмо ГУ ГФС в Харьковской области от 26.05.17 г. № 387/ІПК/20-40-14-10-17).

А подтверждением получения товара будет подпись покупателя в экспресс-накладной.

С тем, что для подтверждения получения товара достаточно подписи покупателя на экспресс-накладной, соглашаются и суды. Например, в определении Харьковского апелляционного админсуда от 17.05.16 г. по делу № 818/13/16 был сделан следующий вывод: «предоставленные истцом накладные экспресс-доставки товара транспортировщиком ООО «Новая почта-Центр» являются надлежащим свидетельством фактического перемещения приобретенного истцом товара от указанного поставщика к покупателю».

Хотя для надежности, конечно, можно попросить покупателя отправить вам подписанный экземпляр расходной накладной.

А если товар доставляли не Новой почтой, а как обычную выдачу ТМЦ на складе продавца или покупателя? Насколько критично отсутствие подписи получателя на расходной накладной в этом случае?

Здесь следует помнить, что согласно ст. 9 Закона о бухучете первичный документ должен содержать, в частности, личную подпись и другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозоперации. Несущественные недочеты в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недочеты не препятствуют возможности идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции, и содержат сведения о дате составления документа, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.

Как видим, отсутствие подписи получателя на документе — достаточно «рисковый» недочет первичного документа. Хотя многое зависит от того, будут ли у проверяющих еще зацепки для признания сделки отсутствующей.

При признании сделки нереальной налоговики могут не признать расходы, списанные при продаже товаров, расходы на доставку товаров + еще могут и не признать налоговый кредит у покупателя в связи с отсутствием у него факта приобретения товара.

Ведь наличие или отсутствие первичных документов, так же как и ошибки в их оформлении, не является основанием для выводов об отсутствии хозоперации, если из других данных следует, что фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах плательщика имели место. Иначе говоря, само по себе отсутствие подписи получателя на первичном документе — не критично, если у плательщика есть другие доказательства того, что товар фактически был получен покупателем. Например, есть документы на внутреннее перемещение товара, его доставку. На случай претензий налоговиков можно запросить от покупателя документы, подтверждающие факт использования им приобретенных товаров. То есть в таком случае плательщику нужно быть готовым доказывать факт реальности операции.

См., например, определение ВАСУ от 05.07.17 г. по делу № 813/5455/14 и постановление ВС от 13.02.18 г. № 820/1975/17 (ср. ).

Что касается отсутствия печати на расходной накладной, то сейчас печать не названа среди обязательных реквизитов первичного документа. То есть ее отсутствие/наличие абсолютно не влияет на действительность первичного документа. Главное — это подпись лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий.

Может ли подписанный акт сверки помочь в качестве подтверждения получения товара?

Сам по себе акт сверки не может заменить, скажем, расходную накладную. Ведь акт сверки — не первичный документ. Он составляется не в результате совершения хозяйственной операции, а с целью установления или подтверждения реальных показателей дебиторско-кредиторской задолженности.

В то же время, учитывая опять же тот факт, что:

• подтверждение хозоперации — это наличие движения в активах и обязательствах, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона о бухучете), и то, что

• отсутствие тех или иных документов не является основанием для выводов об отсутствии хозоперации, если из других данных следует, что фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах плательщика имели место, то акт сверки может быть дополнительным (! только дополнительным) документом в подтверждении осуществленной хозоперации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше