Налоговики в этом письме утверждают, что если юрлицо на основании решения суда возмещает физлицу судебные расходы (судебный сбор и расходы, связанные с рассмотрением дела), то оно должно включить их сумму в состав налогооблагаемого дохода такого физлица и обложить ее НДФЛ и военным сбором (ВС).
Почему налоговики сделали такой вывод? Все дело в п.п. «г» п.п. 164.2.17 НКУ. Он относит к дополнительному благу суммы денежного или имущественного возмещения любых расходов или потерь налогоплательщика, кроме тех, которые:
• обязательно возмещаются согласно закону за счет бюджета;
• освобождаются от налогообложения согласно разд. IV НКУ.
В рассматриваемом случае судебные расходы возмещаются физлицу согласно закону, а именно ст. 141 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПКУ). Но возмещение производится не из бюджета, а за счет средств конкретного юрлица. Поэтому под первое исключение тут никак не подобраться.
Что до второго исключения, то нормы, которая бы выводила из состава облагаемых доходов судрасходы, увы, в разд. IV НКУ нет.
Именно поэтому фискалы, опираясь на п.п. «г» п.п. 164.2.17 НКУ, в своих разъяснениях настаивают, что налоговые агенты — юрлица, возмещая физлицам судебные расходы, обязаны с их суммы как с обычного допблага (признак дохода в форме № 1ДФ — «126») удержать НДФЛ и ВС. В результате физлицо на руки получит сумму судебных расходов, уменьшенную на 19,5 %. Оснований накручивать «натуральный» коэффициент здесь нет.
Однако, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации все не так однозначно.
Состав судебных расходов по гражданским спорам определен в гл. 8 разд. І ГПКУ, а по административным — в ст. 132 Кодекса административного судопроизводства Украины. Кроме судебного сбора, это могут быть, к примеру, расходы на профессиональную юридическую помощь; связанные с привлечением свидетелей, проведением экспертиз либо с совершением иных процессуальных действий или подготовкой к рассмотрению дела.
Нести ли эти расходы, и если да, то в какой степени, физлицо принимает решение самостоятельно. Причем, проводя такие расходы, физлицо, по сути, соглашается с ними. В свою очередь, возможность компенсации этих расходов на основании решения суда является своеобразным «бонусом» выигравшей стороне. Поэтому вполне логично, что в случае возмещения физлицу юрлицом на основании решения суда стоимости понесенных судебных расходов сумма такого возмещения на основании п.п. «г» п.п. 164.2.17 НКУ превратится для физлица в облагаемое допблаго.
Другое дело — судебный сбор. Он — обязательная статья судебных расходов*. По своей сути судебный сбор близок к налогу. Поэтому в случае перераспределения судебных расходов можно говорить о замене плательщика сбора. Однако если, как в рассматриваемой в письме ситуации, стороны спора — юрлицо и физлицо, то возврат излишне уплаченного сбора производится напрямую, минуя бюджет. Поскольку в этом случае нет выплаты дохода, а есть возврат уплаченного сбора в связи с заменой плательщика сбора, то и налогооблагаемый доход, по нашему мнению, у физлица не возникает.
* Если только физлицо не освобождено от его уплаты согласно ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.11 г. № 3674-VI или причина его обращения в суд указана в ч. 2 ст. 3 этого Закона, когда судебный сбор не взимается.
Кроме того, не следует сбрасывать со счетов мнение судов: определяющим признаком дохода как объекта и базы обложения НДФЛ, в том числе в виде допблага, является прирост показателей финансового и/или имущественного положения налогоплательщика (см., например, постановление ВС от 18.09.18 г. по делу № П/811/3438/15**). Следовательно, если дело дойдет до суда, то, скорее всего, он будет настаивать на необложении сумм судебного сбора. Ведь в случае возмещения такого сбора физлицу у этого физлица не возникает прирост финансового состояния.