(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 38
  • № 37
  • № 36
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
18/28
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Сентябрь , 2018/№ 39

Алименты — только через госисполнителя?!

http://tinyurl.com/yyncly9e
Алименты… Казалось бы, проблема исключительно бытовая. Ан нет! В итоге хлопот прибавляется не только в семье, но и у работодателя (читай: бухгалтера). Свежее подтверждение тому: борьба со злостными неплательщиками алиментов привела к изменениям в исполнительном законодательстве, которые, в свою очередь, отрикошетили по хозсубъектам. Имеем в виду новый порядок перечисления алиментов. На кого он распространяется? Как быть тем, кто уже отчислял алименты по постановлениям государственных и частных исполнителей, а также по исполнительным листам?

Из-за чего сыр-бор?

Все привыкли, что работодатель перечислял алименты в рамках исполнительного производства непосредственно на счет взыскателя (отправлял причитающуюся ему сумму по почте за счет алиментщика). И вот недавно Закон Украины от 03.07.18 г. № 2475-VIII (вступил в силу 28.08.18 г.) внес изменения в ст. 69 Закона № 1404*, согласно которым алименты должны перечисляться на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя.

* Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.16 г. № 1404-VIII.

Это и взбудоражило многих бухгалтеров. Но есть ли повод для волнения?

Если мы говорим о взыскании алиментов по заявлению работника или по исполнительным листам и заявлению от получателя алиментов**, то проблем в связи с изменениями в Законе № 1404 не возникнет.

** См. подробнее о механизме добровольного исполнения «алиментного» судебного решения в статье «Детские» алименты: взыскиваем с работника» // «БН», 2017, № 10.

Однако если речь идет о принудительном взимании алиментов через государственного или частного исполнителя, то здесь появляются трудности.

Естественно, возникает вполне закономерный вопрос: что с этим «счастьем» теперь делать бухгалтеру?

Есть несколько советов для вас по этому поводу.

Что делать?

Мы считаем, что нужно руководствоваться в первую очередь теми документами, которые есть сегодня на руках у работодателя.

Работодатель не может просто так взять и поменять порядок осуществления отчислений. Тем более, если единственным документом, на основании которого отчисляются алименты, является «немодернизированный» исполнительный лист или постановление госисполнителя (частного исполнителя). Ведь там указаны реквизиты именно взыскателя, но никак не счет исполнителя, как того требует действующая редакция Закона № 1404.

Если рассмотреть эту ситуацию с точки зрения действия законодательных актов во времени, то приходим к следующим выводам. Закон № 1404 в действующей редакции «покрывает» отношения, возникшие уже после 28 августа (дата вступления в силу упомянутого выше Закона Украины от 03.07.18 г. № 2475-VIII). Ведь по общему правилу законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратной силы (ч. 1 ст. 58 Конституции Украины). К тому же в «изменяющем» Законе не говорится о распространении его норм на «старые» правоотношения.

Поэтому по факту постановления (исполнительные листы), полученные работодателями до 28.08.18 г., должны исполняться так, как в них указано. Несмотря на то, что они не отвечают «современным» требованиям, поскольку отношения возникли еще до изменений в Законе № 1404.

Однако обратите внимание: госисполнители в устных разъяснениях говорят о том, что даже по старым исполнительным документам (постановлениям) алименты необходимо перечислять на счет госисполнителя (частного исполнителя). Для того чтобы узнать реквизиты «нового» счета, исполнители предлагают подавать письменный информационный запрос.

Если вы намереваетесь пойти по этому пути, дадим вам небольшой совет. Запросить эту информацию вполне возможно в порядке, предусмотренном Законом Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.11 г. № 2939-VI. И тогда срок ответа сократится с максимальных 30 дней (согласно ст. 30 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР) до 5 дней (согласно ст. 20 «публичного» Закона).

Понять позицию государственных и частных исполнителей тоже можно. Ведь Закон № 1404 не предусматривает каких-либо «телодвижений» с их стороны в этом случае. Налицо явный пробел в законодательстве.

А если ничего не делать?

Предположим, работодатель будет продолжать перечислять алименты взыскателю, не имея при этом на руках других указаний гос- или частного исполнителя, кроме «старого» их постановления или исполнительного листа. Что в этом случае грозит?

В «алиментной» сфере должностные лица работодателя несут ответственность за:

а) невыполнение законных требований гос- или частного исполнителя (ст. 18813 КоАП);

б) неисполнение судебного решения (ст. 382 УКУ***).

*** Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Мы же считаем, что в случае уплаты алиментов «не на тот счет» вам не грозит ни «а», ни «б». Почему?

Если говорить о ст. 18813 КоАП, то законных требований госисполнителя (частного исполнителя) в нашем случае нет. Ведь с требованиями он к вам, по сути, не обращался.

Когда же мы говорим о ст. 382 УКУ, то необходимо учесть следующие моменты.

Во-первых, объективная сторона «преступления» по этой статье «не складывается».

Здесь нет признаков неисполнения решения (постановления) суда, вступившего в законную силу. И препятствованием их исполнению тоже «не пахнет». Ведь по факту решение суда исполняется: алименты перечисляются в полном объеме. Их получает лицо, указанное в резолютивной части судебного решения.

Во-вторых, для того, чтобы привлечь виновное должностное лицо по ст. 382 УКУ, у него как минимум должен быть умысел. Причем в ч. 1 и 2 этой статьи (которые могут попытаться вам инкриминировать) речь идет лишь о прямом умысле.

Напомним: под прямым умыслом понимается ситуация, когда субъект осознавал общественно опасный характер своего деяния (действия или бездеятельности), предвидел его общественно опасные последствия и желал их наступления (ч. 2 ст. 24 УКУ).

Да и ст. 367 УКУ (служебная халатность) здесь «пришить» практически невозможно. Хотя в подобных случаях и пытаются «раскрутить» на нее. Однако должностные лица предприятия своими действиями не причиняют вреда правам, свободам и интересам ни получателя алиментов, ни госисполнителя (частного исполнителя), ни государства. А именно наличие подобного вреда является одним из обязательных признаков преступления по ст. 367 УКУ.

В целом, порядок принудительного исполнения «алиментных» судебных решений должен освободить предприятие от определенных хлопот. Например, перечислив денежные средства на счет гос- или частного исполнителя, работодатель уже не должен будет решать проблемы, связанные с розыском получателя алиментов (как это было иногда на практике). Как говорится, перечисли и спи спокойно.

Однако учтите: обязанности налогового агента в части отражения в форме № 1ДФ получателя и суммы алиментов с работодателя никто не снимает! То есть работодатель, отчисляющий денежные средства с дохода наемного работника и перечисляющий их на счет госисполнителя (частного исполнителя), как и раньше, обязан будет отражать «алиментный» доход в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с налоговым номером физлица — фактического получателя алиментов.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
алименты, порядок перечисления, государственный исполнитель, частный исполнитель, реквизиты счета, информационный запрос, принудительное исполнение судебного решения добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье