С начала 2019 года изменились правила освобождения от уплаты налога на недвижимость за сельхозздания. Отныне аграрий может рассчитывать на освобождение при соблюдении двух условий (п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ).
1. Здания имеют сельхозстатус, т. е. относятся к классу 1271 «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» по ГК 018-2000 (Государственный классификатор зданий и сооружений ГК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507), что подтверждается документально. Фискалы рекомендуют (категория 106.07 ЗІР ГФСУ): за получением заключения об идентификации объекта недвижимости как сельхозздания обращаться в ГП «Государственный НИИ автоматизированных систем в строительстве» Госстроя Украины, на который возложено ведение ГК 018-2000.
На наш взгляд, иметь такое заключение для применения освобождения не обязательно. Ведь этого не требуют нормы НКУ. В то же время, чтобы избежать споров и быть уверенным в своей правоте, лучше такое заключение получить.
2. Объекты недвижимости, которые являются сельхоззданиями (относятся к классу 1271), нельзя сдавать в аренду, лизинг, ссуду.
Что касается первого требования, то о нем налоговики говорили и раньше (см. Тему недели «Имущественные налоги — 2019» // «БН», 2019, № 4). Оно для агрария не в новинку.
А вот что касается второго требования, то оно только «с пылу с жару». Поэтому у сельхозтоваропроизводителей возникает вопрос: как именно не нарушить это требование? В частности, их интересует, имеет ли право аграрий (как юрлицо, так и физическое лицо), который сдает в аренду часть одного здания (например, половину зернохранилища), рассчитывать на сельхозосвобождение по другой части сельхозздания, которое он использует в своей деятельности?
Ответ налоговиков на этот вопрос отрицательный. Они убеждены, что не имеет значения, все здание сдается в аренду или его часть. В любом случае освобождение от налога на недвижимость за такое здание аграрий получить не может. По их мнению, сам факт передачи здания или его части в аренду исключает это здание из когорты освобожденных от налогообложения.
Формально налоговики правы. В НКУ нет никаких особых условий относительно действия арендного ограничения. Например, что освобождение не распространяется только на площади недвижимости, переданные в аренду, и т. п.
В то же время, по своей сути, это несправедливо. Судите сами. Аграрий четко знает, какую именно часть недвижимого объекта использует в своей деятельности, а какую передает в аренду. То есть определить, какая часть объекта недвижимости имеет сельхознаправленность, просто. Если это известно, то логично было бы в таком случае заставить агрария уплатить налог только за переданные в аренду площади. А к той части здания, которая используется в его сельхоздеятельности, применить освобождение. Суть же этого освобождения — не платить налог за объекты, которые используются в сельхоздеятельности.
Но, как видим, налоговики на уступки аграрию идти не хотят. Им подавай все и сразу. Поэтому рекомендуем аграриям, которые хотят без проблем пользоваться освобождением, не передавать вообще сельхозздания (в том числе и их части) в аренду, ссуду или лизинг.
Тем же, кто сдает часть сельхозздания в аренду, советуем получить индивидуальную консультацию по этому поводу в свой адрес. Возможно, вам фискалы скажут что-то новое и более взвешенное. Хотя больших надежд на это возлагать не стоит.