Темы статей
Выбрать темы

Свет в конце тон... тон... тону-у-у-у! ... в ворохе информации

Редакция БР
Статья

Свет в конце тон... тон... тону-у-у-у!

в ворохе информации

В марте Верховной Радой Украины был принят в первом чтении довольно объемный проект закона, вносящего изменения в Налоговый кодекс: № 9661 от 17.02.2012 г.— и подан в ВРУ законопроект № 10171 от 12.03.2012 г.

Первый из упомянутых проектов (как указано в пояснительной записке к нему) представляет собой «купаж» из семи различных проектов законов, призванных совершенствовать далеко не безупречный Налоговый кодекс.

Второй — тоже весьма немалого объема, и его содержание преследует ту же цель. В проекте постановления ВР о принятии за основу проекта Закона № 10171 в первом чтении говорится, что Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики должен слить два данных законопроекта воедино и подготовить этот новый коктейль (по объемам вносимых в НКУ изменений сравнимый с Законами № 3609-VI и № 4014-VI) ко второму чтению.

Сегодня мы проинформируем читателей об основ­ных наиболее важных новшествах, которые содержатся в каждом из упомянутых законопроектов.

Вопросы администрирования налогов

В законопроекте № 9661 :

— в ст. 56 НКУ, посвященную обжалованию решений контролирующих органов, вносится изменение, предусматривающее на время проведения процедуры обжалования (при подаче жалобы в срок) приостанавливать также решения налоговиков об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, принятые на основаниях, определенных в подпунктах «б»«и» пункта 184.1 НКУ (аннулирования свидетельства НДСника-спецсельхозрежимника), а также плательщика ЕН и фикссельхозналога;

— с целью завершения введения принципа «единого окна» предлагаются изменения в статьи 64 и 65 НКУ (изменения предполагают в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей указывать сразу данные о взятии СПД на учет в органах государственной налоговой службы) и в ст. 69 НКУ (при открытии счета в банке может подаваться только выписка из Госреестра, которая должна СПД выдаваться бесплатно на следующий день после его госрегистрации).

В законопроекте № 10171:

— для случая, когда у плательщика нет лица, ведущего бухучет, налоговую декларацию преду­сматривается заверять только одной подписью — руководителя (уточнен п/п. 48.5.1 НКУ);

— записано, что крупные плательщики будут обжаловать решения специализированного налогового органа непосредственно в центральном органе государственной налоговой службы;

минимальный размер налогового долга, при наличии которого налоговое требование плательщику налогов не высылается, увеличивается с одного до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — то есть до 340 грн (изменение к п. 59.1 НКУ), а также определено, что при наличии такого налогового долга право налогового залога не применяется (изменение к п. 89.2 НКУ).

Налог на прибыль

В законопроекте № 10171*:

— вводится новая норма, согласно которой доходами не считаются

«активы, которые не могут быть возвращены собственнику в случае прекращения путем ликвидации юридического лица, которому были они ранее внесены в уставный фонд».

* В законопроекте № 9661 изменения, вносимые в раздел ІІІ НКУ, незначительны и специфичны — в основном касаются налогового учета операций по поставке природного газа потребителям.

Это делается, видимо, для того, чтобы не добивать ликвидирующиеся предприятия-банкроты допналогом с сумм невозвращенных вкладов, который им платить уже явно будет нечем;

изменяется норма п. 140.2 НКУ, касающаяся перерасчета доходов и затрат (балансовой стоимости необактивов): перерасчет необходимо будет производить в любой ситуации «признания судом сделки недействительной»;

— в отношении расходов на ремонт и улучшения ОС уточняется норма п. 146.12 НКУ — сейчас в ней предусмотрено списывать соответствующую часть таких расходов на затраты

«того отчетного налогового периода, в котором такой ремонт и улучшения были осуществлены».

Изменением же убирается привязка списания затрат к такому периоду (то есть привязка теперь будет четко к дате акта);

наконец-то уточняется неудачное определение «балансовой стоимости иностранной валюты» и упорядочивается налоговый учет операций по продаже иностранной валюты (изменение к п/п. 153.1.4 НКУ), что должно сблизить налоговый учет инвалютных операций с бухгалтерским и значительно облегчить работу бухгалтеров;

— плательщиков налога на прибыль — страховщиков, облагаемых согласно п. 156.1 НКУ, хотят обложить авансом по налогу на прибыль с сумм выплачиваемых дивидендов (изменение к п/п. 153.3.2 НКУ). Фискально, но какая-то логика в этом есть, поскольку все льготники и «низкоставочники» этот аванс платят;

ряд изменений касается неприбыльных организаций, в частности, перечень неприбыльных организаций дополнен организациями работодателей и их объединениями, образованными в порядке, определенном законом*, а также садоводческими и гаражными кооперативами**, которые в настоящее время в Кодексе отсутствуют и налогообложение которых на практике связано с рядом проблем и конфликтов;

— предлагаются изменения, касающиеся обложения оплаты нерезидентам за рекламу налогом по ставке 20%,— они вносятся в статью 160 НКУ и имеют фискальную цель: по сути, данные изменения направлены на то, чтобы этот налог уплачивался всеми субъектами, то есть в том числе и рекламными агентствами, осуществляющими платежи нерезидентам за производство и/или распространение рекламы (сейчас оплата нерезидентам через рекламные агентства применяется как обходной вариант — см. на этот счет письма ГНСУ от 07.11.2011 г. № 5424/7/15-1217 («Бухгалтер» № 43’2011, с. 9), от 21.02.2012 г. № 3062/6/15-1215 («Бухгалтер» № 12’2012, с. 27) и от 03.03.2012 г. № 6325/7/15-1217 (см. там же с. 26);

— вносится изменение в подраздел 10 раздела ХХ Кодекса, которое подтверждает неприменение подпункта 1.20.10 Закона О Прибыли в отношении определения обычных цен по косвенным методам в связи с отсутствием законодательного урегулирования применения таких методов.

* У этих от налогообложения должны освобождаться доходы, «полученные в виде вступительных, членских и целевых взносов, безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований и пассивных доходов».

** У них от налогообложения должны освобождаться доходы, «полученные в виде разовых и периодических взносов, безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований и пассивных доходов».

НДФЛ

В законопроекте № 9661 :

— вводится новый п. 168.6 НКУ, определяющий, что для целей применения раздела ІV НКУ

«под обособленными подразделениями юридического лица понимаются филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридического лица, в значении, определенном Хозяйственным кодексом Украины»;

— с банковнебанковских финучреждений) снимается статус налоговых агентов в ситуациях наследования права на вклад — изменение к 174.5 НКУ (банки, как всегда, рулят...).

В законопроекте № 10171:

— в п/п. 165.1.1 «е» НКУ вносится дополнение о том, что не облагаются НДФЛ не только суммы пенсий, но и суммы их индексаций;

— нормы о применении ставки 17% к среднемесячной сумме дохода хотят распространить на всех плательщиков, представляющих декларации, а не только на тех, кто упомянут в п/п. «є» пункта 176.1 НКУ (изменение к п. 167.1 НКУ);

— предлагается исключить норму п. 173.5 НКУ, предусматривающую, что органы, осуществля­ющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны «стучать» в органы ГНС (МВД, видимо, уже просто не хочется это делать...). Подобная же норма содержится и в «транспортноналожном» п. 239.5 НКУ, однако и в него законопроектом № 10171 тоже вносятся изменения (см. ниже).

Кроме того, этим законопроектом подраздел 10 раздела ХХ Кодекса дополняется нормой, которая предусматривает не применять до 01.01.2014 г. штрафы за непредставление (несвоевременное представление) физическими лицами в органы ГНС сведений об изменении данных, которые вносятся в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов.

НДС

Весьма интересные изменения должны претерпеть вопросы добровольной регистрации лиц в качестве плательщиков НДС, включая лиц, работающих на едином налоге.

Сразу заметим, что оба проекта влазят в норму п/п. 14.1.139 НКУ, определяющую термин «лицо» для целей НДСного раздела V, причем делают это по-разному.

Гораздо более толковые изменения к этой норме содержатся в тексте более позднего из этих двух проектов — № 10171; надеемся, что именно его законодатели и примут здесь за основу.

Понятно, что изменения термина «лицо» в первую очередь коснутся единоналожников, желающих стать НДСниками и получить ставку 3%.

Так вот, в обоих законопроектах в состав «лиц» ЧПЕНы группы 1 и 2 не вводятся, поэтому для таких лиц путь в НДСники (и на 3% ЕН) будет пролегать только через период применения ставки 5%, и, судя по всему, сегодняшнее незаконное узаконивание* перехода ЧПЕНов групп 1 и 2 на ставку 3% может скоро кануть в Лету**.

* Кстати, одобренное Минюстом — см. изменения к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость в «Бухгалтере» № 12’2012 на с. 10.

** О чем мы уже предупреждали в комментарии к упомянутому Положению — см. там же на с. 20.

В то же время единоналожникам-5%-никам при новом «лице» будет гораздо легче зарегистрироваться в качестве НДСников (а в определении термина «лицо», предлагаемом в законопроекте № 10171, вообще убирается дурацкое требование о «навороте» трехсот тысяч грн только услугами, причем предоставленными только плательщикам НДС).

Кстати, в законопроекте № 9661 записано, что начать применяться этот новый термин должен задним числом — с 01.01.2012 г.! Что из этого следует? Возможная «перетряска»/«зачистка» рядов НДСников? Поживем — увидим.

Но дальше — больше.

В законопроекте № 10171 предлагается изменить норму «добровольного» п. 182.1 НКУ таким образом, чтобы лицо, не набравшее 300 тыс. грн оборотов, могло зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, просто имея соответствующее желание. И — никаких усло­вий о поставках плательщикам НДС или наличии вкладов в УК и активов!

При этом время для отказа в регистрации сокращается с 10 дней до 5-ти (изменение к п. 183.9 НКУ).

У нас, конечно, имеются определенные сомнения в отношении того, что главные налоговики такое допустят, но поглядим, что из этого получится на выходе (ждать, видимо, осталось недолго).

Рассмотрим другие важные НДСности.

В законопроекте № 9661 :

изменяется норма п. 184.7 НКУ, касающаяся «прощального» обложения НДС при аннулировании регистрации плательщика. Предполагается начислять «под занавес» НО (по обычным ценам!) не только на товарные остатки, по которым ранее заявлялся налоговый кредит, но и на неотоваренные предоплаты;

при переходе плательщика ЕН с 5% на 3% предусматривается, что заявление на регистрацию плательщиком НДС должно представляться за 15 дней до начала квартала, с которого планируется переход на 3% (то есть в тот же срок, что и заявление на изменение ставки ЕН),— п. 183.4 НКУ; кроме того, указывается, что НДСником такое лицо становится одновременно с переходом на ставку 3% (то есть сразу с начала квартала, что немаловажно) — изменение 183.5 НКУ;

— очень важное изменение предлагается к ст. 188 НКУ — относительно базы обложения импортных товаров: применение данной нормы (то есть что база — «не ниже таможенной стоимости») должно быть распространено только на непосредственно импортеров, а не на всех плательщиков, поставляющих что-либо импортное (как сейчас). Для остальных поставщиков импорта ориентир будет по общему правилу — на цены договорные (но не ниже обычных);

— изменения к ст. 199 НКУ касаются перерасчета налогового кредита — они тоже довольно разумны и предполагают перерасчет НК по ОС и другим необоротным активам (так же, как и остального НК) проводить один раз — по итогам года (по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они стали использоваться (введены в эксплуатацию));

изменяется порядок обложения НДСом тур­операторов и турагентов (изменения в ст. 207 НКУ).

В законопроекте № 10171 :

— присутствует аналогичное изменение к п. 184.7 НКУ — насчет НДСа «под занавес» (текст иной, но идея та же);

уточняется также норма п. 184.8 НКУ: четко прописывается требование оплачивать НДСные долги уже и после аннулирования свидетельства (видимо, сейчас есть возможность под предлогом статуса не плательщика отбиваться от таких долгов через суд);

изменением к п. 200.4 предполагается включать в бюджетное возмещение сумму НК, уплаченную не только в предыдущих, но и в отчетном (!) периоде;

— из п. 201.10 НКУ фактически убирается обязанность передавать НН покупателю только после регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных, но при этом срок регистрации в ЕР сокращается с 20 до 15 дней.

Единый налог

Насчет обновляемых возможностей единоналожников зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС (по собственному решению — так как обязательная регистрация для них вообще не предусматривается) и перейти на ставку 3% мы уже писали выше. Добавим только, что фактически нормы НКУ тут подогнали к положениям Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 20.02.2012 г. № 131 (см. ответ на вопрос № 2 в «Бухгалтере» № 10’2012 на с. 16–17).

Кроме того, законопроектом № 10171 вносятся изменения в п/п. 4 пункта 293.8 НКУ (определя­ющий случаи перехода единоналожников на ставку 3%): из этой нормы исключается п/п. «г» — то есть случай с превышением 5%-ником 300 тыс. именно услугами, причем только плательщикам НДС. (При этом законопроектом № 9661 корректируется п/п. «б» упомянутой нормы, предусматривающий переход 5%-ника на ставку 3% при самостоятельном желании изменить ставку ЕН.)

Законопроект 9661 вмешательствами в «упрощенные» нормы богаче (причем он предусматривает провести все изменения в такие нормы задним числом — с 01.01.2012 г.!):

— под запрещенные для ЕН виды деятельности не должны будут подпадать

«производство, поставка, продажа (реализация) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования
и полу
драгоценных камней» (изменение к п/п. 4 п/п. 291.5.1 НКУ);

просроченная кредиторская задолженность будет попадать в доход только у плательщиков ЕН группы 3 (которые являются плательщиками НДС) и группы 4.

Отдельного внимания заслуживают изменения к разделу ХХ НКУ. В подраздел 8 этого раздела вносится следующий новый пункт:

«Установить, что подпункт 2 пункта 293.4 статьи 293 и подпункт 7 подпункта 298.2.3 пункта 298.2 статьи 298 настоящего Кодекса в период с 1 января по 31 декабря 2012 го­да не применяются».

То есть ЧПЕНов за осуществление в 2012 году видов деятельности, не указанных в ЕН-свидетельстве (не путать с видами запрещенными!), облагать по ставке 15% и выгонять на общую систему не будут?..

В подраздел 10 предусматривается внести пункт следующего содержания:

«Штрафные санкции к плательщикам единого налога за нарушение в период с 1 января по 31 декабря 2012 года порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм единого налога плательщиками не применяются».

И это — не всё. В «Заключительных и переходных положениях» этого законопроекта читаем:

«Установить, что административные взыскания (штрафы) за неправильность заполнения в период с 1 января по 31 декабря 2012 года книги учета доходов и книги учета доходов и расходов не применяются».

Неплохо. Очень надеемся, что все это доживет до состояния Закона.

Прочее

Законопроект № 9661

 

Экологический налог

Вслед за Обобщающей налоговой консультацией (утвержденной приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258,— см. «Бухгалтер» № 48’2011, с. 22–23) вносятся изменения в НКУ — устраняется двойное обложение экологическим налогом временного размещения субъектами хозяйствования отходов на специально отведенных местах или объектах, размещенных на собственных территориях (изменения к ст. 240 и 242 НКУ). Причем это изменение проводится (в отличие от консультации) не задним числом, так что вопросы с суммами излишне уплаченного эконалога за «периоды до» так и останутся висеть в воздухе.

 

Сбор на специальное использование воды

Вводится освобождение юр- и физ-СПД от уплаты сбора за использование воды в объемах исключительно для удовлетворения личных питьевых и санитарно-гигиенических нужд упомянутых СПД (включая единоналожников) (изменения к ст. 323 НКУ). Напомним, что до НКУ действовало аналогичное освобождение.*

* По поводу данного сбора см. нашу публикацию в «Бухгалтере» № 6’2011 на с. 44–45.

Законопроект № 10171

 

Налог на недвижимость

Вступление в силу статьи 265 НКУ (то есть «местного» налога на недвижимое имущество) предполагается перенести с 1 июля 2012 года на 1 января 2013 года. Правда, такой перенос как-то не очень увязывается с требованиями Президента ввести данный налог поскорее, да еще при этом облагать не жилую, а общую площадь недвижимости**.

** См., например, Национальный план действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 годы, утвер­жденный Указом Президента от 12 марта 2012 года № 187/2012.

 

Сбор за первую регистрацию транспортных средств

Определено, что сбор с грузопассажирских автомобилей взимается в размерах, установленных для грузовых (изменение к п/п. 234.1.6 НКУ).

Пункт 239.5 НКУ излагается в новой редакции, согласно которой обязанность докладывать насчет регистрации транспортных средств в ГНС перевозлагается с МВД на

«центральные органы исполнительной власти, осуществляющие учет и регистрацию транспортных средств».

Очень интересно, а что это за органы такие? Наверное, мы еще чего-то не знаем...

Как видим, изменения в налоговом законодательстве грядут немалые...

Алексей Павленко,
Андрей Павлов

 

P. S. 22 марта с. г. ВРУ в первом чтении приняла законопроект за № 9744/П «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно специального режима налогообложения субъектов индустрии программной продукции», в связи с чем НКУ вскоре может пополниться довольно объемными нормами, регулирующими этот специальный режим. Законопроектом предусматривается ряд налоговых льгот для упомянутых субъектов, в частности 16%-ная ставка налога на прибыль от осуществления деятельности, связанной с программной продукцией, ставка НДФЛ — 5% к зарплате и другим выплатам по трудовым договорам работникам субъекта специального режима налогообложения индустрии программной продукции.

Поскольку среди инициаторов (на втором месте) значится фамилия Янукович, нет сомнений, что в ближайшем будущем мы этот документ увидим уже в виде Закона.

И это неплохо — даешь Силиконовую долину в Украине...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше