В Древней Греции было проще...
и Древнем Риме
Услуги по предоставлению персонала: возможны ли сегодня
Письмо Министерства
социальной политики Украины
от 24.01.2012 г. № 9/06/186-12*
Ваше обращение <...> рассмотрено Департаментом правового обеспечения Министерства и в пределах своей компетенции сообщаем следующее.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статья 19 Конституции Украины).
Минсоцполитики действует в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Положением о Министерстве социальной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 389,** в соответствии с которым Министерство предоставляет разъяснение относительно осуществления государственной политики, в частности, в сфере занятости населения, трудовых отношений.
Учитывая указанное, сообщаем следующее.
Действующим трудовым законодательством не урегулирован механизм применения наемного труда (услуг по предоставлению персонала).
Одновременно сообщаем, [что] пунктом 1.53 Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 годы, подписанной 9 ноября 2010 года, предусмотрена необходимость в ходе разработки проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины ‘‘О занятости населения’’» (новая редакция) с целью нормативно-правового урегулирования механизма применения наемного труда и осуществления координации деятельности частных агентств занятости учесть требования Конвенции МОТ № 181 «О частных агентствах занятости».
Министерством разработан соответствующий законопроект.
Ряд положений проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины ‘‘ О занятости населения’’» (новая редакция) связан с исполнением Украиной обязательств, взятых в связи с ратификацией таких Конвенций Международной организации труда, как № 122 о политике в сфере занятости, № 138 о минимальном возрасте для приема на работу, № 142 о развитии человеческих ресурсов, № 159 о профессиональной реабилитации инвалидов, № 182 о наихудших формах детского труда.
Кроме того, законопроектом предусмотрены положения об определении статуса государственной службы занятости и ее работников, что, в свою очередь, связано с содержанием Конвенции № 88 об организации службы занятости, целесообразность ратификации которой в данное время изучается.
Также законопроектом предусмотрено положение относительно урегулирования вопроса деятельности агентств занятости, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу граждан, которое требует согласования с требованиями содержания Конвенции № 181 о частных агентствах занятости.
Учитывая указанное, с целью приведения норм национального законодательства к международным стандартам Министерство обратилось в Международное бюро труда с просьбой провести экспертизу указанного проекта акта.
По информации Международного бюро труда будет сделана правовая экспертиза законопроекта с проведением консультаций с соответствующими подразделениями Бюро и направлены свои комментарии.
Директор Департамента правового обеспечения
В. Шило
От редакции
Министерство мягко съехало с вопроса. Ну а мы, честно говоря, не видим каких-либо серьезных причин, чтобы услуги по предоставлению персонала считать не соответствующими законодательству.
Во-первых, такие услуги могут предоставляться в рамках гражданско-правового договора между двумя юрлицами. ГК разрешает договоры, прямо в нем не упомянутые, если они соответствуют общим принципам гражданского законодательства (см. ст. 6 ГК).
Во-вторых, данная услуга не обязывает заключать трудовой договор с лицом, в распоряжение которого направлен персонал. Так что трудовые отношения с персоналом вполне могут существовать лишь у лица, которое предоставляет персонал.
В-третьих, и КЗоТ в общем-то тоже не нарушается, если все три стороны согласны.
* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:
«Известно, что в Налоговом кодексе используется понятие «услуга по предоставлению персонала», а также урегулированы отдельные вопросы заключения договора о предоставлении персонала. Подпункт 14.1.183 ст. 14 Налогового кодекса указывает следующее:
«услуга по предоставлению персонала — хозяйственное или гражданскоправовое соглашение, в соответствии с которым лицо, предоставляющее услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одно или нескольких физических лиц для выполнения определенных данным соглашением функций. Соглашение о предоставлении персонала может предусматривать заключение указанными физическими лицами трудового соглашения или трудового контракта с лицом, в распоряжение которого они направлены. Другие условия предоставления персонала (в том числе вознаграждение лица, предоставляющего услугу) определяются соглашением сторон.
Следует отметить, что данная норма, влияющая на трудовые отношения, из Налогового кодекса в КЗоТ не перекочевала. То есть соответствующих КЗоТу (кстати, основному документу, регулирующему трудовые отношения) услуг по предоставлению персонала в Украине нет, а согласно Налоговому кодексу есть.
Также в 1997 году Международной организацией труда была принята Конвенция № 181, которая предусмотрела наем работников с целью предоставления их в пользование третьей стороне (физическому или юридическому лицу). Но Украина не ратифицировала указанную Конвенцию. Кроме того, законодательство Украины не включает персонал в предмет аренды. Таким образом, только Налоговый кодекс прямо позволяет использовать услуги по предоставлению персонала.
1 . Могут ли в настоящее время в сфере капитального строительства существовать услуги по предоставлению персонала?
То есть может ли привлекаться к работе в сфере капитального строительства персонал путем применения вышеуказанных услуг по предоставлению персонала?».— Ред.
** В предыдущем абзаце написали, что обязаны действовать в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами; а теперь невозмутимо руководствуются Указом Президента.— Ред.