Темы статей
Выбрать темы

Услуги по предоставлению персонала: возможны ли сегодня

Редакция БР
Письмо от 24.01.2012 г. № 9/06/186-12

В Древней Греции было проще...

и Древнем Риме                                               

Услуги по предоставлению персонала: возможны ли сегодня

Письмо Министерства
социальной политики Украины
от 24.01.2012 г. № 9/06/186-12*

Ваше обращение <...> рассмотрено Департаментом правового обеспечения Министерства и в пределах своей компетенции сообщаем следующее.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статья 19 Конституции Украины).

Минсоцполитики действует в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Положением о Министерстве социальной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 389,** в соответствии с которым Министерство предоставляет разъяснение относительно осуществления государственной политики, в частности, в сфере занятости населения, трудовых отношений.

Учитывая указанное, сообщаем следующее.

Действующим трудовым законодательством не урегулирован механизм применения наемного труда (услуг по предоставлению персонала).

Одновременно сообщаем, [что] пунктом 1.53 Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 годы, подписанной 9 ноября 2010 года, предусмотрена необходимость в ходе разработки проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины ‘‘О занятости населения’’» (новая редакция) с целью нормативно-правового урегулирования механизма применения наемного труда и осуществления координации деятельности частных агентств занятости учесть требования Конвенции МОТ № 181 «О частных агентствах занятости».

Министерством разработан соответствующий законопроект.

Ряд положений проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины ‘‘ О занятости населения’’» (новая редакция) связан с исполнением Украиной обязательств, взятых в связи с ратификацией таких Конвенций Международной организации труда, как № 122 о политике в сфере занятости, № 138 о минимальном возрасте для приема на работу, № 142 о развитии человеческих ресурсов, № 159 о профессиональной реабилитации инвалидов, № 182 о наихудших формах детского труда.

Кроме того, законопроектом предусмотрены положения об определении статуса государственной службы занятости и ее работников, что, в свою очередь, связано с содержанием Конвенции № 88 об организации службы занятости, целесообразность ратификации которой в данное время изучается.

Также законопроектом предусмотрено положение относительно урегулирования вопроса деятельности агентств занятости, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу граждан, которое требует согласования с требованиями содержания Конвенции № 181 о частных агентствах занятости.

Учитывая указанное, с целью приведения норм национального законодательства к международным стандартам Министерство обратилось в Международное бюро труда с просьбой провести экспертизу указанного проекта акта.

По информации Международного бюро труда будет сделана правовая экспертиза законопроекта с проведением консультаций с соответствующими подразделениями Бюро и направлены свои комментарии.

Директор Департамента правового обеспечения
В. Шило

От редакции

Министерство мягко съехало с вопроса. Ну а мы, честно говоря, не видим каких-либо серьезных причин, чтобы услуги по предоставлению персонала считать не соответствующими законодательству.

Во-первых, такие услуги могут предоставляться в рамках гражданско-правового договора между двумя юрлицами. ГК разрешает договоры, прямо в нем не упомянутые, если они соответствуют общим принципам гражданского законодательства (см. ст. 6 ГК).

Во-вторых, данная услуга не обязывает заключать трудовой договор с лицом, в распоряжение которого направлен персонал. Так что трудовые отношения с персоналом вполне могут существовать лишь у лица, которое предоставляет персонал.

В-третьих, и КЗоТ в общем-то тоже не нарушается, если все три стороны согласны.

 

* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:

«Известно, что в Налоговом кодексе используется понятие «услуга по предоставлению персонала», а также урегулированы отдельные вопросы заключения договора о предоставлении персонала. Подпункт 14.1.183 ст. 14 Налогового кодекса указывает следующее:

«услуга по предоставлению персонала — хозяйственное или гражданско­правовое соглашение, в соответствии с которым лицо, предоставляющее услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одно или нескольких физических лиц для выполнения определенных данным соглашением функций. Соглашение о предоставлении персонала может предусматривать заключение указанными физическими лицами трудового соглашения или трудового контракта с лицом, в распоряжение которого они направлены. Другие условия предоставления персонала (в том числе вознаграждение лица, предоставляющего услугу) определяются соглашением сторон.

Следует отметить, что данная норма, влияющая на трудовые отношения, из Налогового кодекса в КЗоТ не перекочевала. То есть соответствующих КЗоТу (кстати, основному документу, регулиру­ющему трудовые отношения) услуг по предоставлению персонала в Украине нет, а согласно Налоговому кодексу есть.

Также в 1997 году Международной организацией труда была принята Конвенция № 181, которая предусмотрела наем работников с целью предоставления их в пользование третьей стороне (физическому или юридическому лицу). Но Украина не ратифицировала указанную Конвенцию. Кроме того, законодательство Украины не включает персонал в предмет аренды. Таким образом, только Налоговый кодекс прямо позволяет использовать услуги по предоставлению персонала.

1 . Могут ли в настоящее время в сфере капитального строительства существовать услуги по предоставлению персонала?

То есть может ли привлекаться к работе в сфере капитального строительства персонал путем применения вышеуказанных услуг по предоставлению персонала?».— Ред.

** В предыдущем абзаце написали, что обязаны действовать в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами; а теперь невозмутимо руководствуются Указом Президента.— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше