Гармонизация амортизации
Особенности применения при расчете амортизации производственного метода
Уже год, как проправительственные реформаторы хвалятся достижением долгожданной гармонизации между налоговым и бухгалтерским учетами.
Дело это хорошее. Спору нет.
Однако при практической реализации гармонизационных устремлений главбухи подчас сталкиваются с неприятными неожиданностями.
Возьмем к примеру такую замечательную вещь, как амортизация.
В п/п. 145.1.9 НКУ говорится, что налоговую амортизацию нужно начислять по методу, определенному приказом об учетной политике с целью составления финанансовой отчетности.
Ну, казалось бы, чего еще желать? Полная и безоговорочная гармонизация налицо.
Однако не все так просто.
Если предприятие в своей учетной политике по отношению к объектам основных средств применяет производственный метод амортизации, то оно может попасть «в халепу».
Описание этого метода, приведенное в п/п. 145.1.5 НКУ, практически слово в слово совпадает с текстом п/п. 5 п. 26 П(С)БУ 7 «Основные средства».
Проиллюстрируем на простом примерчике этот незамысловатый метод амортизации.
Предприятие имеет на балансе грузовичок, первоначальная стоимость которого составляет 83 500 грн, а износ — 37 800 грн.
Таким образом, отстаточная стоимость грузовика равна 45 700 грн.
Ликвидстоимость авто приняли равной 2000 грн.
Амортизируемая стоимость — 81 500 грн.
Ожидаемый по плану общий объем грузоперевозок – 500 000 т-км.
Плановый срок эксплуатации — 10 лет.
Предприятие установило в своей учетной политике для целей амортизации прозводственный метод.
Фактический объем перевозок:
— в первом месяце — 3000 т-км,
— во втором месяце — 1700 т-км,
— в третьем месяце — 2600 т-км.
Подсчитаем амортизацию за три месяца.
Норма п/п. 145.1.5 НКУ говорит, что сначала нужно определить производственную ставку амортизации (ПСА). Для этого надо разделить амортизируемую стоимость на общий ожидаемый объем продукции.
Рассчитаем ПСА: 81500 грн / 500000 т-км =
= 0,163 грн/т-км.
После этого следует умножить ПСА на фактический месячный объем продукции (работ, услуг):
Месяц | Фактический объем грузоперевозок (т-км) | ПСА (грн/т-км) | Амортизация, грн |
1-й | 3000 | 0,163 | 489,00 |
2-й | 1700 | 0,163 | 277,10 |
3-й | 2600 | 0,163 | 423,80 |
Итого | 7300 |
| 1189,90 |
Все указания п/п. 145.1.5 НКУ полностью исполнены. Суммы амортизации в налоговом и бухгалтерском учетах совпадают.
И все бы было замечательно, если бы не... «научно-практические» комментаторы под предводительством Азарова.
Посмотрим, как им видится в приведенном примере применение производственного метода для целей налогообложения.
«С целью определения объекта обложения по налогу на прибыль установлен срок эксплуатации 5 лет. <...>
При этом делается поправка на срок 5 лет.
Следовательно, 500 000 т-км /10 ½ 5 = 250 000 т-км — показатель выполняемой работы с целью определения объекта обложения по налогу на прибыль.
Производственная ставка амортизации рассчитывается по формуле:
ВСА = АВ/ПО,
где ВСА — производственная ставка амортизации;
АВ — амортизируемая стоимость;
ПО — плановый объем перевозок (т-км).
Расчет: ВСА = 81500 грн / 250 000 т-км = 0,326 грн на 1 т-км.
Выполним ежемесячный расчет амортизации с учетом фактических данных о перевозке по формуле: СА = ФМОП ½ ВСА,
где: ФМОП — фактический месячный объем услуг.
Месяц | ФМОП, т-км | С целью бухгалтерского учета | С целью определения объекта обложения по налогу на прибыль | Разница | ||
ВСА | сумма амортизации, грн | ВСА | сумма амортизации, грн | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 3000 | 0,163 | 489,00 | 0,326 | 978,00 | 489,00 |
2 | 1700 | 0,163 | 277,10 | 0,326 | 554,20 | 277,10 |
3 | 2600 | 0,163 | 423,80 | 0,326 | 847,60 | 423,80 |
Итого |
|
| 1189,90 |
| 2379,80 | 1189,90 |
Следовательно, за 1 квартал сумма амортизации по производственному методу составляла с целью бухгалтерского учета — 1189,90 грн, а с целью определения объекта обложения по налогу на прибыль — 2379,80 грн. То есть в данном примере в налоговом учете сумма амортизации больше аналогичного показателя в бухгалтерском учете за счет того, что количество лет эксплуатации уменьшено и соответственно ставка амортизации увеличена. Если в целях бухгалтерского учета и в целях определения объекта обложения по налогу на прибыль сроки эксплуатации одинаковы, то и суммы амортизации в них будут совпадать. Ежемесячно в бухгалтерском учете составляется проводка по дебету субсчета 231 «Грузовые перевозки» и кредиту субсчета 1311 «Износ автотранспорта».
Если объект амортизации в каком-либо месяце не эксплуатировался, то амортизация не начисляется».*
Как видим, сумма амортизации, рассчитанная «научно-практическими» комментаторами НКУ, оказалась значительно выше, чем сумма, рассчитанная по п/п. 145.1.5 НКУ.
Стоит ли клевать на такую приманку?
Для начала обратим внимание на то, что в обратной ситуации (когда плановый срок эксплуатации будет меньше минимально допустимого в налоговом учете) корректировка даст противоположный результат: налоговая амортизация будет меньше бухгалтерской.
Судя по всему, авторы Научно-практического комментария к НКУ, иллюстрируя производственный метод амортизации, исходили из приоритета п/п. 145.1.2 НКУ, где установлены минимально допустимые сроки полезного использования основных средств. Поэтому они вынуждены были как-то «прогнуть» производственно-амортизационную методологию, для которой временные параметры в общем-то не имеют ключевого значения, под минимально налоговые сроки.
На наш взгляд, алгоритм производственного метода, подробно изложенный в п/п. 145.1.5 НКУ, является специальной нормой по отношению к общим требованиям п/п. 145.1.2 НКУ. И поэтому корректировка ПСА на минимально допустимый срок эксплуатации, которая сделана в Научно-практическом комментарии к НКУ, не имеет законных оснований.
Ведь специфика производственного метода как раз в том и состоит, что он в качестве срока эксплуатации использует производственные, а не временные показатели.
Причем это понимает даже нынешнее чиновничество из Минфина.
Не зря в марте прошлого года в последний абзац п. 26 П(С)БУ 7 (см. «Бухгалтер» № 28’2011, с. 19) были внесены поправки**, в результате которых он стал выглядеть так:
«Начисление амортизации может осуществляться с учетом минимально допустимых сроков полезного использования основных средств, установленных налоговым законодательством (кроме случая применения производственного метода)».
Разумеется, Научно-практический комментарий к НКУ не является официальным документом и тем более — инструкцией для налоговых инспекторов. Однако они часто используют его в качестве справочника. Поэтому налогоплательщикам нужно быть готовым к тому, что, узрев в налоговом учете производственно-амортизационную методологию, налоговики станут домогаться проведения корректировок на минимально допустимые сроки.
Принимая во внимание такой риск, руководство компании должно еще раз призадуматься над тем, стоит ли прибегать к использованию производственного метода амортизации...
Ян Седой
* Науковопрактичний коментар до Податкового кодексу України: в 3 т. / кол. авторів [заг. редакція М. Я Азарова]. — К.: Міністерство фінансів України, Національний університет ДПС України, 2010. — С. 204–205.
** Вступили в силу 22 апреля 2011 года.