Темы статей
Выбрать темы

Особенности применения при расчете амортизации производственного метода

Редакция БР
Статья

Гармонизация амортизации

Особенности применения при расчете амортизации производственного метода

Уже год, как проправительственные реформаторы хвалятся достижением долгожданной гармонизации между налоговым и бухгалтерским учетами.

Дело это хорошее. Спору нет.

Однако при практической реализации гармонизационных устремлений главбухи подчас сталкиваются с неприятными неожиданностями.

Возьмем к примеру такую замечательную вещь, как амортизация.

В п/п. 145.1.9 НКУ говорится, что налоговую амортизацию нужно начислять по методу, определенному приказом об учетной политике с целью составления финанансовой отчетности.

Ну, казалось бы, чего еще желать? Полная и безоговорочная гармонизация налицо.

Однако не все так просто.

Если предприятие в своей учетной политике по отношению к объектам основных средств применяет производственный метод амортизации, то оно может попасть «в халепу».

Описание этого метода, приведенное в п/п. 145.1.5 НКУ, практически слово в слово совпадает с текстом п/п. 5 п. 26 П(С)БУ 7 «Основные средства».

Проиллюстрируем на простом примерчике этот незамысловатый метод амортизации.

Предприятие имеет на балансе грузовичок, первоначальная стоимость которого составляет 83 500 грн, а износ — 37 800 грн.

Таким образом, отстаточная стоимость грузовика равна 45 700 грн.

Ликвидстоимость авто приняли равной 2000 грн.

Амортизируемая стоимость — 81 500 грн.

Ожидаемый по плану общий объем грузоперевозок – 500 000 т-км.

Плановый срок эксплуатации — 10 лет.

Предприятие установило в своей учетной политике для целей амортизации прозводственный метод.

Фактический объем перевозок:

— в первом месяце — 3000 т-км,

— во втором месяце — 1700 т-км,

— в третьем месяце — 2600 т-км.

Подсчитаем амортизацию за три месяца.

Норма п/п. 145.1.5 НКУ говорит, что сначала нужно определить производственную ставку амортизации (ПСА). Для этого надо разделить амортизируемую стоимость на общий ожидаемый объем продукции.

Рассчитаем ПСА: 81500 грн / 500000 т-км =
= 0,163 грн/т-км.

После этого следует умножить ПСА на фактический месячный объем продукции (работ, услуг):

Месяц

Фактический объем грузоперевозок

(т-км)

ПСА

(грн/т-км)

Амортизация, грн

1-й

3000

0,163

489,00

2-й

1700

0,163

277,10

3-й

2600

0,163

423,80

Итого

7300

 

1189,90

 

Все указания п/п. 145.1.5 НКУ полностью исполнены. Суммы амортизации в налоговом и бухгалтерском учетах совпадают.

И все бы было замечательно, если бы не... «научно-практические» комментаторы под предводительством Азарова.

Посмотрим, как им видится в приведенном примере применение производственного метода для целей налогообложения.

«С целью определения объекта обложения по налогу на прибыль установлен срок эксплуатации 5 лет. <...>

При этом делается поправка на срок 5 лет.

Следовательно, 500 000 т-км /10 ½ 5 = 250 000 т-км — показатель выполняемой работы с целью определения объекта обложения по налогу на прибыль.

Производственная ставка амортизации рассчитывается по формуле:

ВСА = АВ/ПО,

где ВСА — производственная ставка амортизации;

АВ — амортизируемая стоимость;

ПО — плановый объем перевозок (т-км).

Расчет: ВСА = 81500 грн / 250 000 т-км = 0,326 грн на 1 т-км.

Выполним ежемесячный расчет амортизации с учетом фа­ктических данных о перевозке по формуле: СА = ФМОП ½ ВСА,

где: ФМОП — фактический месячный объем услуг.

Месяц

ФМОП, т-км

С целью бухгалтерского учета

С целью определения объекта обложения по налогу на прибыль

Разница
(кол. 6 –
– кол. 4), грн

ВСА

сумма амортизации, грн

ВСА

сумма амортизации, грн

1

2

3

4

5

6

7

1

3000

0,163

489,00

0,326

978,00

489,00

2

1700

0,163

277,10

0,326

554,20

277,10

3

2600

0,163

423,80

0,326

847,60

423,80

Итого

 

 

1189,90

 

2379,80

1189,90

 

Следовательно, за 1 квартал сумма амортизации по производственному методу составляла с целью бухгалтерского учета — 1189,90 грн, а с целью определения объекта обложения по налогу на прибыль — 2379,80 грн. То есть в данном примере в налоговом учете сумма амортизации больше аналогичного показателя в бухгалтерском учете за счет того, что количество лет эксплуатации уменьшено и соответственно ставка амортизации увеличена. Если в целях бухгалтерского учета и в целях определения объекта обложения по налогу на прибыль сроки эксплуатации одинаковы, то и суммы амортизации в них будут совпадать. Ежемесячно в бухгалтерском учете составляется проводка по дебету субсчета 231 «Грузовые перевозки» и кредиту субсчета 1311 «Износ автотранспорта».

Если объект амортизации в каком-либо месяце не эксплуатировался, то амортизация не начисляется».*

Как видим, сумма амортизации, рассчитанная «научно-практическими» комментаторами НКУ, оказалась значительно выше, чем сумма, рассчитанная по п/п. 145.1.5 НКУ.

Стоит ли клевать на такую приманку?

Для начала обратим внимание на то, что в обратной ситуации (когда плановый срок эксплуатации будет меньше минимально допустимого в налоговом учете) корректировка даст противоположный результат: налоговая амортизация будет меньше бухгалтерской.

Судя по всему, авторы Научно-практического комментария к НКУ, иллюстрируя производственный метод амортизации, исходили из приоритета п/п. 145.1.2 НКУ, где установлены минимально допустимые сроки полезного использования основных средств. Поэтому они вынуждены были как-то «прогнуть» производственно-амортизационную методологию, для которой временные параметры в общем-то не имеют ключевого значения, под минимально налоговые сроки.

На наш взгляд, алгоритм производственного метода, подробно изложенный в п/п. 145.1.5 НКУ, является специальной нормой по отношению к общим требованиям п/п. 145.1.2 НКУ. И поэтому корректировка ПСА на минимально допустимый срок эксплуатации, которая сделана в Научно-практическом комментарии к НКУ, не имеет законных оснований.

Ведь специфика производственного метода как раз в том и состоит, что он в качестве срока эксплуатации использует производственные, а не временные показатели.

Причем это понимает даже нынешнее чиновничество из Минфина.

Не зря в марте прошлого года в последний абзац п. 26 П(С)БУ 7 (см. «Бухгалтер» № 28’2011, с. 19) были внесены поправки**, в результате которых он стал выглядеть так:

«Начисление амортизации может осуществляться с учетом минимально допустимых сроков полезного использования ­основных средств, установленных налоговым законодательством (кроме случая применения производственного метода)».

Разумеется, Научно-практический комментарий к НКУ не является официальным документом и тем более — инструкцией для налоговых инспекторов. Однако они часто используют его в качестве справочника. Поэтому налогоплательщикам нужно быть готовым к тому, что, узрев в налоговом учете производственно-амортизационную методологию, налоговики станут домогаться проведения корректировок на минимально допустимые сроки.

Принимая во внимание такой риск, руководство компании должно еще раз призадуматься над тем, стоит ли прибегать к использованию производственного метода амортизации...

Ян Седой

 

* Науково­практичний коментар до Податкового кодексу України: в 3 т. / кол. авторів [заг. редакція М. Я Азарова]. — К.: Міністерство фінансів України, Національний університет ДПС України, 2010. — С. 204–205.

** Вступили в силу 22 апреля 2011 года.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше