Темы статей
Выбрать темы

Оформление витрины: учетные нюансы

Редакция БР
Ответы на вопросы

Какая чудная картина:

прекрасна новая витрина

А в витрине той —

Оформление витрины: учетные нюансы

Наше предприятие открывает магазин, в связи с чем принято решение оформить витрину, выставив в ней образцы товаров.

Является ли оформление витрины рекламным мероприятием? Каковы особенности учета вит­ринных товаров?

Вначале разберемся с тем, что такое витрина.

Толковый словарь русского языка считает витриной место за окном магазина, шкаф или ящик под стеклом для показа разных предметов, товаров.* Толковый словарь украинского языка трактует витрину как специально оборудованное окно с выставленными в нем образцами товаров.**

* Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.— 4­е издание, дополненное.— Москва, 1999.— С. 84.

** Великий тлумачний словник сучасної укра­їнської мови/Уклад. і голов. ред. В. Т. Бусел.— К.; Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001.— С. 148.

Как известно, витрины бывают внешние и внут­ренние (расположены непосредственно в торговом зале).

И если внешние витрины предназначены, в первую очередь, для демонстрации товаров (то есть образцы выставленных в них товаров не всегда продаются), то внутренние витрины могут быть отнесены к торгово-технологическому оборудованию торгового предприятия, а товары, выложенные в них, подлежат продаже.

Является ли оформленная витрина способом рекламы товаров? Для ответа на вопрос обратимся к определению термина «реклама», приведенному в ст. 1 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе»***:

«реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или подержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара».

*** Статью 1 Закона «О рекламе», с изменениями,— см. в «Бухгалтере» № 42’2010 на с. 2т–3т.

Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что образцы товаров, размещенные во внешней витрине, могут рассматриваться как реклама, если они формируют интерес покупателей к таким товарам.

В то же время размещение товаров в витрине можно квалифицировать как маркетинговые услуги, а точнее как мерчандайзинг. Недавно в Обобщающей налоговой консультации об отнесении расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав затрат, утвержденной приказом ГНСУ от 15.02.2012 г. № 123 (далее — Обобщающая консультация № 123, см. ее в «Бухгалтере» № 8’2012 на с. 22–23), было подтверждено позитивное отношение главного налогового ведомства к рекламе, маркетингу и мерчандайзингу.**** В ней ГНСУ привела следующее определение:

«Мерчандайзинг (англ. (merchandising) происходит от английского merchandise — товары, содействие продаже какого-либо товара) — один из видов маркетинга, который способствует интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала,— удачное размещение товаров в торговом зале, оригинальное оформление прилавков и витрин, организация презентаций с раздачей сувениров, предоставление скидок и льгот».

**** Либеральную позицию по указанным расходам ГНСУ продемонстрировала в письме от 08.09.2011 г. № 16504/6/15­1415 (см. «Бухгалтер» № 44’2011, с. 14–15).

Таким образом, оригинальное оформление витрины может осуществляться не только с рекламной, но и маркетинговой (мерчандайзинговой) целью.

Что касается оформления внутренних витрин, то здесь рекламная и маркетинговая направленность прослеживается не всегда.

В свое время Госкомпредпринимательства в пи­сьме от 31.10.2003 г. № 6253 (см. «Бухгалтер» № 31’2005, с. 32т) настаивал на том, что

«в данном случае речь идет об информации о товаре и/или его производителе, которая объективно необходима потребителю для осуществления сознательного выбора товара, его надлежащего использования, защиты своих потребительских прав <...>. Такая информация не может содержать призывов к приобретению или неприобретению того или иного товара, призывов воспользоваться услугами того или иного производителя и т. п.».

Аналогичное мнение Госкомпредпринимательства высказал и в письме от 12.11.2007 г. № 8529, добавив, что в случае если в витрине помещения размещена информация нерекламного характера, то ее размещение не требует получения разрешения на размещение объекта внешней рекламы.

Однако если учесть Обобщающую консультацию № 123, то оригинальное размещение товаров в торговом зале вполне может считаться рекламой или маркетингом/мерчандайзингом.

Документальное оформление витринной операции

В Обобщающей консультации № 123 подчеркивается, что для учета расходов на рекламные и маркетинговые услуги необходимы доказательства непосредственной связи таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налогов и подтверждение первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и другими документами, установленными разделом II НКУ.

Поэтому после принятия решения о размещении товаров на витрине необходимо подготовить ряд документов, к которым, например, относятся:

1 ) приказ (распоряжение) по предприятию об оформлении витрины (в нем можно указать конкретную цель такого мероприятия — рекламная или маркетинговая);

2 ) первичные документы, подтверждающие расходы, понесенные в связи с оформлением витрины. Если товары находятся на складе, то для их отпуска может применяться накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма № М-11), утвержденная приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. № 193 (см. ее в «Бухгалтере» № 9’2003 на с. 32т–33т).

Кроме того, лицу, назначенному ответственным за оформление витрины, целесообразно составить отчет о проделанной работе.

Учетные нюансы витринных товаров

В налоговом учете стоимость витринных товаров в качестве расходов на рекламу и маркетинг попадут в расходы на сбыт (п/п. 138.10.3«г» НКУ). В Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия эти затраты осядут в строке 06.2 декларации.

В НДС-учете операция по передаче товаров для размещения на витрине никак не отражается, ведь поставкой она не является (п/п. 14.1.191 НКУ).

Если в результате демонстрации в витринах товары частично утрачивают свое первоначальное качество, но их планируют продать, то они подлежат уценке, и после этого такие товары могут быть проданы по сниженной цене.

Напомним, что уценка проводится по общим правилам, установленным Положением о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления, продукции производственно-технического назначения и излишних товарно-материальных ценностей, утвержденным приказом Минэкономики и Минфина от 15.12.99 г. № 149/300 (см. его в «Бухгалтере» № 11’2008 на с. 35т38т).

В бухучете сумму уценки первоначальной стоимости товаров до уровня их чистой стоимости реализации бухгалтер списывает на расходы периода (п. 27 П(С)БУ 9 «Запасы»), а именно в состав прочих операционных расходов (дебет субсчета 946 «Расходы от обесценивания запасов» — п. 20 П(С)БУ 16 «Расходы») с одновременным уменьшением балансовой стоимости уцененных товаров.*

* Д­т 285, к­т 282 — списана наценка, приходящаяся на уцененный товар;

д­т 946, к­т 282 — списана на расходы сумма уценки.

В налоговом учете по налогу на прибыль, как и при действии Закона О Прибыли, результаты бух-учетной уценки товаров не отражаются. По этому поводу в п. 152.10 НКУ говорится следующее:

«Если плательщик налога принимает решение об уценке/дооценке активов согласно правилам бухгалтерского учета,— такая уценка/дооценка с целью налогообложения не изменяет балансовую стоимость активов и доходы или расходы такого плательщика налога, связанные с приобретением указанных активов».

В НДС-учете также не предвидится никаких последствий в связи с бухгалтерской уценкой товаров — при условии, что предприятие и далее планирует использовать уцененные товары в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности (п. 198.3 НКУ). То есть корректировать налоговый кредит, который был задекларирован в момент приобретения товаров, не нужно.

Следует отметить, что цена продажи уцененного товара является обычной. Из п/п. 153.2.1 и 153.2.3 НКУ вытекает, что доход, полученный от продажи товаров, в частности населению, определяют исходя из договорной цены, но не менее обычной.

Напомним, что в соответствии с п/п. 2 п. 2 раздела XIX НКУ до 01.01.2013 г. обычные цены определяются согласно п. 1.20 Закона О Прибыли. В п/п. 1.20.2 Закона О Прибыли установлено, что при определении обычной цены учитывается, в частности, потеря товарами качества или других свойств.

Налоговики в ЕБНЗ разъяснили, что в магазинах товары продают, как правило, путем публичного объявления условий их продажи, а функции публичного объявления выполняют ярлыки цен. Поэтому если все покупатели могут приобрести товары по объявленной цене, то такие цены (с учетом скидки) считаются обычными на основании п/п. 1.20.3 Закона О Прибыли. Таким образом, подчеркивается в ЕБНЗ-разъяснении, предприятие, проводящее распродажу товаров по сниженным ценам (с учетом требований ч. 5 ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»**), при исчислении объекта налогообложения учитывает доход от реализации исходя из фактической цены товаров, то есть она является для таких целей обычной ценой.

** В части 5 ст. 15 данного Закона приведены условия употребления понятия «распродажа» или каких-либо других аналогичных ему понятий (см. ее в «Бухгалтере» № 4’2011 на с. 15т).

Отметим также, что и при исчислении налоговых обязательств по НДС при продаже таких товаров ориентируются практически всегда на обычные цены (п. 188.1 НКУ). Однако это правило не действует в отношении реализации импортных товаров: согласно абз. 3 п. 188.1 НКУ налоговые обязательства по НДС следует определять исходя из их договорной стоимости, но не ниже таможенной стоимости товаров. Поэтому если продажная стоимость импортного уцененного товара будет ниже его таможенной стоимости, то базой обложения НДС будет именно таможенная стоимость.

Вот и все премудрости учета витринных товаров.

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше