— Сделай то, не знаю что...
...и чего вообще нельзя!
ЧПЕН освобождается от уплаты земельного налога только в том случае, если земельный участок
оформлен на него как на ФОПа и предоставлен для осуществления предпринимательской деятельности
Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 06.03.2012 г. № 6535/7/17-3217
О плате за землю с физических лиц
Государственным налоговым службам в АР Крым, областях,
городах Киеве и Севастополе
Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение <...> относительно платы за землю с физических лиц и сообщает следующее.
Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III (далее — Земельный кодекс), а взимание платы за землю — Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Налоговый кодекс).
В соответствии со статьей 206 Земельного кодекса использование земли в Украине является платным.
Согласно статье 269 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.
В статье 270 Налогового кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
В пункте 286.2 статьи 286 Налогового кодекса указано, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 данного Кодекса*, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
* Приводим п. 46.5 НКУ:
«Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом государственной налоговой службы по согласованию с Министерством финансов Украины.
В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, которые являются обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами).
Форма декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации) устанавливается с учетом особенностей, определенных пунктом 179.9 статьи 179 настоящего Кодекса.
Форма упрощенной налоговой декларации, предусмотренная пунктом 49.2 статьи 49 настоящего Кодекса, и порядок перехода плательщиков налогов на представление такой декларации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Форма, порядок и сроки представления таможенной декларации, а также порядок приема таможенным органом таможенной декларации определяются с учетом требований таможенного законодательства Украины.
Государственные органы, устанавливающие в соответствии с настоящим пунктом формы налоговых деклараций, обязаны обнародовать такие формы для использования их плательщиками налогов».— Ред.
В соответствии с пунктом 287.3 статьи 287 Налогового кодекса налоговое обязательство относительно платы за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.
Согласно пункту 287.2 статьи 287 Налогового кодекса учет физических лиц — плательщиков налога и начисление соответствующих сумм производятся ежегодно до 1 мая.
В соответствии с пунктом 286.5 статьи 286 Налогового кодекса начисление физическим лицам сумм налога проводится органами государственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном статьей 58 данного Кодекса.
В статье 116 Земельного кодекса указано, что граждане и юридические лица приобретают права собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий либо по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются:
— право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом;
— право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования земельным участком;
— право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли.
Согласно пункту 5 Указа Президента Украины от 19 января 1999 года № 32/99 «О продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения» (далее — Указ № 32/99) покупателями земельных участков несельскохозяйственного назначения могут быть, в частности, граждане Украины — субъекты предпринимательской деятельности. Но с подписанием Указа Президента Украины от 20 июля 2007 года № 650/2007 названный Указ утратил силу.
В соответствии с приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1015 «Об утверждении формы Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности)»* по строке 6 указан регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта физических лиц — предпринимателей.
* См. «Бухгалтер» № 6’2011, с. 25т–32т.— Ред.
В соответствии с подпунктом 297.1.4 пункта 297.1 статьи 297 Налогового кодекса плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности.
Согласно подпункту 291.5.3 пункта 291.5 статьи 291 Налогового кодекса не могут быть плательщиками единого налога, в частности, физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара, жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 квадратных метров, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 квадратных метров.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV физическое лицо осуществляет свое право на предпринимательскую деятельность при условии ее государственной регистрации в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 статьи 128 Хозяйственного кодекса гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица в соответствии со статьей 58 данного Кодекса.
С учетом указанного, если государственный акт на право собственности за земельный участок, который предоставлен в порядке, установленном действующим законодательством (в соответствии с действующим Указом № 32/99 (с 19.01.99 по 20.07.2007) и согласно договору купли-продажи земельного участка в указанный срок), оформлен на физическое лицо — предпринимателя и земельный участок, который предоставлен для осуществления предпринимательской деятельности, использует сам предприниматель, то только такой предприниматель (плательщик единого налога) освобождается от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу.
Одновременно сообщаем, [что] если государственный акт на право собственности за земельный участок, который предоставлен в порядке, установленном действующим законодательством (в соответствии с действующим Указом № 32/99 (с 19.01.99 по 20.07.2007) и согласно договору купли-продажи земельного участка в указанный срок), оформлен на физическое лицо — предпринимателя, который находится на общей системе налогообложения, то такой предприниматель представляет органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка Налоговую декларацию по плате за землю и уплачивает земельный налог ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.
А если государственный акт на право собственности за земельный участок оформлен на физическое лицо, то начисление сумм налога производится органами государственной налоговой службы, выдают налоговые уведомления-решения плательщику до 1 июля текущего года, а уплачивается земельный налог в течение 60 дней со дня вручения указанного уведомления-решения.
Заместитель Председателя А. Игнатов
От редакции
Итак, налоговики продолжают гнуть свою фискальную линию и незаконно утверждают, что ЧПЕН освобождается от обязанности начисления, уплаты и представления отчетности по земельному налогу только в том случае, если земельный участок оформлен на физлицо в качестве предпринимателя и предоставлен для осуществления предпринимательской деятельности.
Абсурдность ситуации состоит в том, что на ФОПов земельные участки не оформляются в принципе. Госакты о праве собственности на земельные участки регистрируются исключительно на просто физлиц.
Подробнее о незаконности позиции налоговиков — см. наш материал в «Бухгалтере» № 15’2011 на с. 43–45. Об освобождении ЧПЕНов от уплаты земельного налога — см. также «Бухгалтер» № 6’2011, с. 46–47.