— Орган наш
к контрольно-надзорным не отнесен.
плановые
Отнесены только мероприятия,
которые он проводит
«Контрольно-надзорный» Закон и проверки органов соцстрахования
Письмо Министерства
социальной политики Украины
от 27.01.2012 г. № 339/0/10-12/18
О применении норм Закона Украины
«Об основных принципах государственного
надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» *
* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:
«В связи с тем что письмом Минтруда от 13.05.2011 № 164/18/9911 не предоставлены ответы по существу вопроса (не предоставлен однозначный ответ, что является нарушением действующего законодательства), повторно прошу предоставить информацию.
В настоящее время возникает вопрос относительно того, распространяется ли регламентация Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877V ) на проверки (и другие мероприятия), которые осуществляются органами Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Пенсионного фонда Украины.
Прошу предоставить подробную информацию по вопросам (отдельным пунктом ответа по каждому вопросу):
1 . Распространяются ли требования Закона № 877V на плановые и внеплановые проверки, осуществляемые органами Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы?
2 . Распространяются ли требования Закона № 877V на плановые и внеплановые проверки, осуществляемые органами Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности?
3 . Распространяются ли требования Закона № 877V на плановые и внеплановые проверки, осуществляемые органами Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины?
4 . Распространяются ли требования Закона № 877V на плановые и внеплановые проверки, осуществляемые органами Пенсионного фонда Украины?
Министерство юстиции Украины в своем письме от 22.02.2008 № 191461 (см. «Бухгалтер» № 4’2011, с. 28т–29т) указывало на необходимость соблюдать указанный Закон.
Аналогично в письме Госкомпредпринимательства от 10.07.2008 № 5811 отмечалась необходимость соблюдения данного Закона указанными в п. 1–4 органами».— Ред.
Министерство социальной политики во исполнение письма Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда от 17.01.2012 № 04-35/9-7854 рассмотрело обращение депутата <...> относительно применения норм Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» при проведении проверок, осуществляемых органами Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования, и сообщает.
Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877) определяет правовые и организационные принципы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля).
Статьей 1 Закона № 877 определено, что государственный надзор (контроль) — деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных законом, относительно выявления и предупреждения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.
При этом следует отметить, что фонды общеобязательного государственного социального страхования являются некоммерческими самоуправляющимися организациями, то есть с учетом изменений, внесенных в Закон № 877 Законом Украины от 01.07.2010 № 2399, не относятся к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль).
С введением Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»** (далее — Закон № 2464) функции сбора и учета единого взноса, контроля полноты и своевременности его уплаты, ведения Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования возложены на Пенсионный фонд Украины.
** См. «Бухгалтер» № 47’2010, с. 5–29.— Ред.
Механизм проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, физических лиц — предпринимателей, которые в соответствии с Законом № 2464 являются плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также достоверностей сведений, представленных в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, определяет Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Порядок), утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2011 № 233.*
* См. «Бухгалтер» № 12’2011, с. 10–11.— Ред.
Указанный Порядок учитывает требования Закона № 877, следовательно, данные требования учитываются при проведении проверок органами Пенсионного фонда Украины.
Законами Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением», «Об общеобязательном государственном социальном страховании Украины на случай безработицы», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» определены права и обязанности фондов социального страхования относительно осуществления проверок, в частности относительно правильности использования страхователями страховых средств.
С целью реализации норм Закона № 2464 и законов в сфере общеобязательного государственного социального страхования принято Постановление Кабинета Министров Украины от 15.06.2011 № 636 «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 3 июня 2009 г. № 540».
Указанным Постановлением признаются утратившими силу Постановления Кабинета Министров Украины от 15.04.2009 № 345 «Об утверждении критерия, по которому оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы» и от 03.06.2009 № 547 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением».
Также Постановлением утверждены критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности (поскольку в соответствии с Законом № 2464 и Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» за Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины сохранены функции определения класса профессионального риска производства по видам экономической деятельности, контроля за достоверностью представленных страхователями сведений о видах экономической деятельности для отнесения их к соответствующему классу профессионального риска производства, а также за соблюдением страхователями законодательства об охране труда).
Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности, также учитывают требования Закона № 877.
Первый заместитель Министра В. Надрага
Комментарий от Г. Б и И. Т.
Минсоцполитики ушло недалеко от мыслей, высказанных им в письме от 13.05.2011 г. № 164/18/99-11 (см. «Бухгалтер» № 24’2011, с. 30–32), и снова выступило в лучших традициях украинской бюрократии.
С одной стороны, Минсоцполитики заявляет, что органы общеобязательного государственного социального страхования не относятся к органам, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Но с другой — на сегодняшний день действуют критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственно социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности. Эти критерии учитывают требования «контрольно-надзорного» Закона.
Для ПФУ действует свой порядок осуществления проверок, в котором требования «контрольно-надзорного» Закона учтены тоже.
О том, что на органы «нетрудоспособного» Фонда «контрольно-надзорный» Закон не распространяется,— см. письмо Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 07.12.2010 г. № 01-16-2493.
По поводу проверок, осуществляемых ПФУ,— см. также письмо ПФУ от 31.01.2012 г. № 2153/03-20 в «Бухгалтере» № 11’2012 на с. 26.