Темы статей
Выбрать темы

Налоговые нюансы продажи импортных товаров, в том числе уцененных

Редакция БР
Ответы на вопросы

— Ну не брали на Привозе эту Джоконду, и всё.
А то — шедевр, шедевр...

Налоговые нюансы продажи импортных товаров, в том числе уцененных

Предприятие на общей системе налогообложения — плательщик НДС имеет на складе товары импортного производства (ковры, ковровое покрытие), которые были приобретены в 2007–2008 году через украинских поставщиков.

Так как цена приобретения товаров выше цены реализации с учетом потребительского спроса, предприятие вынуждено продавать их на 40% ниже цены приобретения.

Просим разъяснить:

1. С какой суммы будет начисляться НДС и как будут определяться доходы при реализации таких товаров через свой магазин конечному покупателю; через ФОП на едином налоге?

2. Возможно ли произвести уценку таких товаров? Если да, то как в таком случае будут начислены НДС и доходы?

Налог на прибыль

1. Прежде всего напомним, что общие правила формирования дохода от продажи товаров, действующие в налоговом учете, установлены п/п. 135.4.1 и п. 137.1 НКУ.

При этом доход от продажи товара соответствует договорной (контрактной) стоимости, но не менее суммы компенсации, полученной в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств.

Но есть и исключения. Так, при осуществлении операций с отдельными категориями покупателей доходы от продажи товаров отражаются исходя из договорных цен, но не ниже обычных на такие товары, действующих на дату такой продажи (в случае если договорная цена на такие товары отличается от обычной более чем на 20%).

К таким категориям относятся, в частности (п/п. 153.2.1, 153.2.3 НКУ): связанные лица; не плательщики налога на прибыль; «нестандартные» плательщики налога на прибыль.

Поскольку предприятие — плательщик налога на прибыль продает товары указанным категориям покупателей, то доходы от их продажи следует отражать с учетом обычных цен. О нюансах определения обычной цены в рассматриваемой ситуации — см. далее.

НДС

Напомним, что обложение НДС определяется продавцом в общем порядке на основании п. 188.1 НКУ:

«База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса».

Никаких исключений для продажи товара по цене ниже цены приобретения НКУ не содержит. Главное, чтобы цена продажи была не ниже обычных цен. В противном случае придется доначислить налоговые обязательства исходя из такой цены с выпиской двух налоговых накладных (на сумму продажи и сумму разницы между обычной и продажной стоимостями).

При поставке импортных товаров база налогообложения у импортера определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже таможенной стоимости товаров (абз. 3 п/п. 188.1 НКУ). Поэтому импортеры, даже продав товары с убытком, начисляют НДС в размере, в котором он был уплачен во время растаможки товара.

Нас всегда интересовал вопрос, действует ли правило «не ниже таможенной стоимости» при дальнейших перепродажах. Местные налоговики обычно разъясняли, что база для начисления НДС на уровне не ниже таможенной стоимости должна применяться на всех этапах перепродажи. В принципе, такой вывод действительно следовал из беспристрастного прочтения нормы НКУ. Однако в связи с изменениями, внесенными Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» в НКУ, в частности в п. 188.1 (см. «Бухгалтер» № 25’2011, с. 28), база обложения при поставке импортированных товаров не может быть ниже таможенной стоимости только для самого импортера. Как подчеркивалось в «Бухгалтере» № 25’2012 на с. 40–41, прочие поставщики с 01.07.2012 г. таможенной стоимостью не связаны. Это означает, что если предприятие приобретало импортный товар у украинских поставщиков, то с 01.07.2012 г. для него действует принцип не таможенной стоимости, а обычных цен.

2. Мы считаем, что в рассматриваемой ситуации произвести уценку можно.

Напомним, что основным документом, регламентирующим порядок проведения уценки товаров, является Положение о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления, продукции производственно-технического назначения и излишних товарно-материальных ценностей, утвержденное приказом Минэкономики и Минфина от 10.09.96 г. № 120/190 (далее — Положение № 120/190, см. его, с изменениями, в «Бухгалтере» № 11’2008 на с. 35т–38т).

В соответствии с п. 1 Положения № 120/190 торговые предприятия всех форм собственности могут произвести уценку:

— товаров широкого потребления, залежавшихся (не имеющих сбыта более трех месяцев) и не пользующихся спросом у потребителей;

— товаров, частично утративших свое первоначальное качество.

Как и при действии Закона О Прибыли, уценка товаров не вызывает никаких последствий в учете по налогу на прибыль предприятия. Такой вывод следует из п. 152.10 НКУ, в котором указано:

«Если плательщик налога принимает решение об уценке/дооценке активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета, то такая уценка/дооценка с целью налогообложения не изменяет балансовую стоимость активов и доходы или расходы такого плательщика налога, связанные с приобретением указанных активов».

Не влечет никаких налоговых последствий проведение бухгалтерской уценки и для НДС. Ведь сама по себе уценка не изменяет первоначального назначения товаров, если, конечно, предприятие и в дальнейшем планирует использовать уцененные товары в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности (п. 198.3 НКУ).

Теперь посмотрим, каковы налоговые последствия реализации уцененных товаров.

Налог на прибыль

При продаже уцененных товаров плательщиком налога на прибыль доход от такой продажи отражается по общим правилам, установленными ст. 134 и 135 НКУ, то есть без применения обычных цен, даже в том случае, когда цена на данный товар ниже цены его приобретения. С этим согласны и налоговики (см. их консультацию в ЕБНЗ на сайте ГНСУ).

Если же уцененный товар продается не плательщикам налога на прибыль, связанным лицам или нестандартным его плательщикам, то, как уже отмечалось выше, доход от такой продажи не должен быть ниже обычной цены (если цена продажи отличается более чем на 20% от обычной цены).

Сразу же возникает вопрос: как доказать, что цена уцененного товара является обычной?

Что касается продажи в магазинах конечному покупателю, то, как известно, товары в магазинах продают путем публичного объявления условий их продажи. В розничной торговле роль публичного объявления выполняют, в частности, ярлыки цен (ценники), которые обращены ко всем покупателям и устанавливают для них одинаковые условия продажи. Поэтому цена, указанная в таком публичном объявлении, является обычной (п/п. 1.20.3 Закона О Прибыли, п/п. 2 п. 2 раздела ХIX НКУ), с чем согласны налоговики в той же ЕБНЗ.

При продаже уцененного товара другим субъектам хозяйствования (связанным, нестандартным и т. д.) доказывать «обычность» цены можно с помощью п/п. 1.20.2 Закона О Прибыли. Он позволяет при определении обычной цены учитывать, в частности, различные скидки, обусловленные снижением потребительских качеств товара, колебанием потребительского спроса на него и т. д. Это означает, что и уценку товара, в результате которой образовалась сниженная цена, необходимо рассматривать как одно из обстоятельств, подтверждающих, что обычная цена ниже первоначальной стоимости товара.

НДС

Если продажная стоимость импортного уцененного товара будет ниже его таможенной стоимости, то последняя будет базой для начисления НДС только для тех плательщиков, которые сами ввезли этот товар на таможенную территорию Украины. Для остальных поставщиков «таможенное» ограничение, к счастью, действовать уже не должно, но остается ограничение «не ниже обычной цены».

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше