ГНСУ и ГТСУ
«Я спросил сегодня у менялы...»
...о применении контролирующими (налоговыми и таможенными) органами
правила о конфликте интересов при проведении проверок
I
Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 18.11.2011 г. № 5944/6/10-1114/4674*
Государственная налоговая служба Украины рассмотрела ваш запрос <...>, направленный письмами Комитета Верховной Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 07.11.2011 г. № 04-39/10-1138, Кабинета Министров Украины от 01.11.2011 г. № 51408/1/1-11, и сообщает следующее.
В положениях Налогового кодекса Украины (далее —Кодекс) среди основных принципов налогового законодательства, определенных в статье 4, предусмотрен принцип презумпции правомерности решений плательщика налогов, в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа.
Кроме того, в целях защиты интересов плательщика налогов и соблюдения законности в деятельности контролирующих органов принцип презумпции правомерности решений плательщика закреплен в положениях Кодекса, регулирующих порядок административного обжалования решений органов налоговых органов.
Так, согласно пункту 56.21 ст. 56 Кодекса, в случае если норма данного Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, либо если нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.
Что касается проведения проверок (мероприятий контроля), то должностные лица органов государственной налоговой службы в силу действия части второй статьи 19 Конституции Украины и статьи 241 Кодекса обязаны обеспечивать добросовестное выполнение возложенных на налоговые органы функций и эффективную работу, выполнение задач контролирующих органов в соответствии с их полномочиями.
С учетом того что акт проверки является служебным документом и носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, последние отражают в акте проверки все факты, связанные с нарушениями, допущенными субъектами хозяйствования.
В то же время следует обратить внимание на то, что обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, в ходе процедуры административного обжалования возлагается на контролирующий орган, то есть на работников государственной налоговой службы.
Заместитель Председателя С. Лекарь
* Приводим вопрос, ответом на который является это письмо:
«Должно ли правило разрешения конфликта интересов (предусмотренное п/п. 4.1.4 и п. 56.21 НК Украины) применяться налоговыми органами не только в ходе судебного урегулирования, но и при проведении проверок (мероприятий контроля), и при административном обжаловании?».— Ред.