II
Письмо Государственной
таможенной службы Украины
от 07.12.2011 г. № 11.1/1.2-15.1/16495*
Государственной таможенной службой Украины рассмотрено ваше письмо <...> относительно применения таможенными органами правила конфликта интересов, предусмотренного подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 и пунктом 56.21 статьи 56 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).
Информируем, что согласно предписаниям подпункта 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Кодекса презумпция правомерности решения плательщика налогов имеет место в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа (далее — принцип презумпции правомерности).
При этом вопрос о наличии противоречий между актами законодательства одинаковой юридической силы должен решаться исходя из общепризнанных принципов права, согласно которым специальный акт имеет преимущественную силу над общим, а принятый позже — над предыдущим.
Применение указанного принципа презумпции правомерности может иметь место после завершения проверки контролирующим органом плательщика налогов и составления в установленном порядке акта такой проверки.
Указанное обусловлено тем, что в ходе проверки плательщика налогов таможенный орган не принимает обязательных для плательщика налогов решений, а только осуществляет изучение деятельности предприятия, а в случае выявления нарушений требований законодательства фиксирует их в акте проверки.
Решения, которые принимаются таможенными органами на основании акта проверки, должны приниматься с соблюдением принципа презумпции правомерности.
В случае обжалования плательщиком налога решения таможенного органа, принятого на основании акта проверки в порядке статьи 56 Кодекса, применение принципа презумпции правомерности предусмотрено предписаниями пункта 56.21 статьи 56 данного Кодекса.
Врио Председателя Службы А. Дороховский
* В опрос, ответом на который является это письмо, см. на с. 28 (но здесь уже фигурируют органы Гостаможслужбы).— Ред.
От редакции
Честно говоря, оба письма похожи на отговорку.
Да, при проверке налоговый и таможенный орган осуществляет изучение деятельности предприятия и отражает факты; но ведь, фиксируя нарушения, а также устанавливая и фиксируя факты в акте проверки, он должен установить факт нарушения.
Если же НКУ устанавливает презумпцию правомерности решения плательщика налога, то установить и зафиксировать факт нарушения в акте без опровержения такой презумпции невозможно.
Следовательно, налоговый или таможенный орган вынужден обращаться к правилу о конфликте интересов не только при принятии собственного решения, но и при составлении акта проверки.