«Нас не догонят!»
— могли бы спеть вместо группы «Тату» местные налоговики
(и оказались бы правы).
Разрешается ли в I квартале 2012 года (и кому)
применять ставку единого налога 3%
Наше предприятие — плательщик НДС, как и положено, не позже 25.01.2011 г. подало заявление на переход на единый налог по ставке 3%, поскольку мы вписываемся во все допустимые для перехода на упрощенную систему показатели объема дохода и численности. Заявление налоговики от нас приняли, однако впоследствии указали, что мы сейчас имеем право применять ставку единого налога не 3%, а только 5%.
Правы ли налоговики? И как нам быть в такой ситуации?
Надеемся, что ситуация вскоре «рассосется», но — обо всем по порядку.
Итак, первый квартал «подкодексного» единоналожия оказался не без .
сюрпризов.
В данной ситуации, похоже, местные налоговики в отношении прочтения норм НКУ, посвященных применению 3%-ной ставки единого налога, попытались занять чисто формальную позицию.
В принципе, такой фискальный подход — при соответствующем желании — из очень буквоедского прочтения соответствующей нормы НКУ* высосать можно.
* Мы о такой возможности вскользь упоминали в «Бухгалтере» № 45’2011 на с. 46, но не предполагали, что до такого абсурда кто-то сможет опуститься на практике.
Напомним, что согласно п/п. 4 п. 293.8 НКУ
«ставка единого налога, определенная для третьей и четвертой групп в размере 3 процента, может быть избрана:
а) субъектом хозяйствования, зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с разделом V настоящего Кодекса, в случае перехода им на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала;
б) плательщиком единого налога, зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с разделом V настоящего Кодекса, в случае добровольного изменения ставки единого налога путем подачи заявления об изменении ставки единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка;
в) субъектом хозяйствования, не зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в случае его перехода на упрощенную систему налогообложения путем регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с разделом V настоящего Кодекса и подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлена регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
г) плательщиком единого налога, применяющим ставку единого налога в размере 5 процентов, в случае поставки им услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V настоящего Кодекса, и регистрации такого плательщика единого налога в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в порядке, установленном разделом V настоящего Кодекса, путем подачи заявления об изменении ставки единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлена регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость».
Детальный анализ всех этих четырех вариантов получения 3%-ной ставки единого налога мы уже проводили в «Бухгалтере» № 45’2011 на с. 42–47. Ситуация, описанная в вопросе, подпадает под норму п/п. «а».
Ну а если бы речь шла о плательщике НДС, который был упрощенцем и до 2012 года,— 6%-ном ЮРЕНе,— то, подав вовремя заявление на применение ЕН и в 2012 году, такой плательщик претендовал бы на ставку 3% уже согласно вышеприведенному п/п. «б» (если мы правильно понимаем его содержание).
Однако если исходить из чисто буквоедского прочтения п/п. 4 п. 293.8 НКУ, то ставка ЕН в размере 3% в первом квартале 2012 года (это как минимум) не светит вообще никому, включая и плательщиков НДС — причем как из числа новоиспеченных (с 2012 года) ЮРЕНов (и ЧПЕНов**), так и из числа ЮРЕНов-старичков (бывших 6%-ников).
** Бывших общесистемных ФОПов — плательщиков НДС.
Ведь в каждом из приведенных выше четырех подпунктов речь идет о подаче соответствующего заявления (то есть о переходе на ЕН и/или на применение 3%-ной ставки налога)
«не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала».
Разумеется, данное требование в отношении первого квартала 2012 года (о подаче соответствующего заявления не позже 16 декабря 2011 года) никто из сегодняшних единоналожников-НДСников физически исполнить не мог по ряду причин: соответствующие бланки заявлений не были утверждены, налоговики отказывались принимать такие заявления в произвольной форме и т. п., но главное — «упрощенные» изменения к разделу ХІV НКУ еще не действовали!
Однако основной причиной является та, что в переходной норме п/п. «г» п. 5 раздела ІІ Закона от 04.11.2011 г. № 4014-VI, который вводил новые «упрощенные» положения в Налоговый кодекс, речь шла о подаче заявления на переход (или продолжение нахождения) на ЕН в срок не позднее 25 января 2012 года.
Таким образом, срок подачи заявлений в данной переходной ситуации был очерчен специальной нормой Закона № 4014-VI — с 1 по 25 января этого года включительно.
То есть в рассматриваемой ситуации мы фактически сталкиваемся с конкуренцией двух норм — общей (вышеприведенного п/п. 4 п. 293.8 НКУ) и специальной (упомянутого п/п. «г» п. 5 раздела ІІ Закона № 4014-VI).
По общему правилу в данной ситуации должна применяться специальная норма — то есть переходная. Заметим, кроме того, что исходя из справедливости распределения налоговой нагрузки* и духа законодательных норм — и подавно должна в данном случае применяться норма специальная (переходная), ведь законодатели явно не собирались никого из ЮРЕНов (и ЧПЕНов) из числа плательщиков НДС (всех субъектов единоналожия) лишить в первом квартале права применять 3%-ную ставку.
* Ведь, согласитесь, несправедливо и нелогично плательщиков НДС нагружать дополнительно еще двумя процентами единого налога, ставя их тем самым на одну ступень с не плательщиками НДС.
То есть ставка единого налога 3% может (и должна) применяться и в первом квартале 2012 года, но пока только в случаях, упомянутых в п/п. «а», «б» (и, возможно, «в»**) п/п. 4 п. 293.8 НКУ,— естественно, при условии что плательщик НДС (хоть новоиспеченный ЮРЕН***, хоть старый — бывший 6%-ник) подал не позже 25 января 2012 года в свою налоговую Заявление о применении упрощенной системы налогообложения по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675 (см. ее в «Бухгалтере» № 1–2’2012 на с. 38–40), и указал в пункте 8 Заявления ставку единого налога 3%.
** См. с. 14 настоящего выпуска.
*** Или ЧПЕН — бывший общесистемный ФОП — плательщик НДС.
А теперь ко всему вышесказанному добавим, что главные налоговики издали недавно разъяснение о регистрации единоналожников в качестве плательщиков НДС — письмо от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117 (см. его на с. 14–15 настоящего выпуска), фактически подтверждающее (см. заключительную часть письма), что ставка ЕН 3% может применяться плательщиками НДС начиная с 01.01.2012 г. Думаем, это письмо можно предъявить своим местным, после чего спокойно облагаться по 3% (без НДС) и в первом квартале 2012-го.
Поэтому подобные перегибы на местах теперь должны прекратиться: упомянутое письмо было разослано во все областные налоговые органы.
И, что очень странно, исходя из содержания последней части этого письма напрашивается вывод о том, что ставку ЕН 3% с 01.01.2012 г.(?!) могут применять даже те единоналожники, которые подали заявление о регистрации в качестве плательщика НДС не позже 25.01.2012 г.! Неужели главные налоговики к истолкованию положений НКУ подошли столь либерально?..
Если бы они еще на практике не создавали препятствий для регистрации в качестве плательщиков НДС... Но это уже совсем другая история.
Алексей Павленко,
Андрей Павлов