Темы статей
Выбрать темы

Чем грозит увеличение зарплаты за полгода до выхода в декретный отпуск

Редакция БР
Письмо от 23.12.2011 г. № 472/18/99-11

Країні не вистачає... породіль!

                                                              (рожениц)

Чем грозит увеличение зарплаты за полгода до выхода в декретный отпуск

Министерство социальной политики Украины
от 23.12.2011 г. № 472/18/99-11
*

* Приводим вопросы, ответом на которые является это письмо:

«В настоящее время является распространенной практика, когда работникам, планирующим идти в декретный отпуск, за полгода до этого отпуска в 2 раза увеличивается заработная плата (при этом все налоги и взносы уплачиваются в полном объеме). Такие действия предприятия приводят к увеличению декретных выплат.

Однако на практике органы Фонда государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, выражают точку зрения относительно неправомерности таких действий.

1 . Являются ли такие действия нарушением порядка расходования (перерасходом) средств Фонда госсоцстрахования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением?

2 . Могут ли быть применены санкции к предприятию за такие действия (с увеличения зарплаты за полгода до декретного отпуска)?».— Ред.

В Департаменте социального страхования и парт­нерства Минсоцполитики совместно с Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности (далее — Фонд) рассмотрено ваше обращение относительно обеспечения прозрачности в вопросах применения законов и подзаконных актов, и сообщаем следующее.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам в соответствии со статьей 51 Закона Украины от 18.01.2001 г. № 2240 «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными [рождением и] погребением» (далее — Закон № 2240) является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Согласно части первой статьи 38 Закона № 2240 пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска в связи с беременностью и родами.

В соответствии с частью второй статьи 53 Закона № 2240 порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по беременности и родам определяется Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 утвержден Порядок исчи­сления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее —Порядок № 1266), который определяет правила исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными [рождением и] погребением, при наступлении страхового случая.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 1266 расчетным периодом, за который исчисляется средняя заработная плата (доход, денежное обеспечение) для застрахованных лиц (включая лиц, работающих неполный рабочий день (рабочую неделю) и добровольно застрахованных лиц), являются последние шесть календарных месяцев (с первого до первого числа), предшествующие месяцу, в котором наступил страховой случай.

Согласно абзацу второму пункта 6 Порядка № 1266, в случае если застрахованное лицо работало и уплачивало страховые взносы или за него уплачивались страховые взносы меньше календарного месяца, средняя заработная плата (доход) для расчета пособия по беременности и родам по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными [рождением и] погребением, исчисляется из начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но не выше размера средней заработной платы по всем видам экономической деятельности в месяце, предшествующем месяцу, в котором наступил страховой случай, соответственно в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе (по данным Госкомстата) и не ниже размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая.

В то же время частью первой статьи 9 Закона № 2240 предусмотрено, что Фонд является органом, осуществляющим руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, осуществляет аккумуляцию страховых взносов и других средств, предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предусмотрены статьей 34 данного Закона, и обеспечивает их предоставление, а также осуществляет контроль за использованием этих средств.

По информации Фонда сообщаем, что в соответствии с п. 3.9 Инструкции о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятия решений по их результатам и процедуре обжалования, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. № 29 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 25.03.2011 г. за № 393/19131 (далее — Инструкция № 29), органы Фонда осуществляют анализ данных, указанных в отчетности, заявлении-расчете страхователя по средствам Фонда, статистических данных, по результатам которых составляется справка в произвольной форме, которая является основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки.

Случаи, когда работнику устанавливается заработная плата в размере, который приближен или равен максимальной величине заработной платы, с которой начисляются взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, не являются нарушением действующего законодательства, но вместе с тем Фондом проводится работа по выявлению признаков злоупотреблений при оплате труда беременных женщин перед наступлением страхового случая, в частности повышение должностных окладов с несоблюдением межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов), что предусмотрено частью третьей статьи 6 Закона Украины «Об оплате труда», в частности когда работнице перед наступлением отпуска по беременности и родам устанавливается должностной оклад выше, чем у других работников и в отдельных случаях [выше] и оклада директора.

Исполнительная дирекция Фонда ежемесячно проводит мониторинг случаев злоупотреблений со стороны отдельных страхователей-работодателей при выплате пособия по беременности и родам согласно данным, которые предоставляются рабочими органами Фонда.

С целью избежания необоснованных расходов средств Фонда в соответствии с приказом Исполнительной дирекции Фонда от 25.02.2011 г. № 39-ос «Об отдельных вопросах, связанных с обработкой рабочими органами отделений Фонда заявлений-расчетов страхователей-работодателей» при обработке заявлений-расчетов страхователей относительно проведения финансирования пособия по беременности и родам в крупных размерах, которая значительно превышает фонд оплаты труда по предприятию, рабочими орга­нами отделений Фонда проводятся тематические проверки, к которым в случае необходимости привлекаются территориальные инспекции труда и центры занятости. По итогам таких проверок соответству­ющие обращения направляются в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.

В свою очередь правоохранительные органы выявляют факты злоупотребления со стороны страхователя, а судебные органы определяют степень вины, и выносятся соответствующие решения относительно применения санкций к нему.*

* Обратите внимание на то, что ничего конкретного по поводу санкций Минсоцполитики не написало, ограничившись лишь ссылкой на таинственные «соответствующие решения».— Ред.

Также обращаем внимание на то, что во всех исполнительных дирекциях отделений Фонда созданы оперативные рабочие группы по контролю за фактами незаконной выдачи и продления листков нетрудоспособности, а также подделки, фальсификации и «торговли» листками нетрудоспособности, в состав которых привлекаются представители разных ведомств (управлений здравоохранения областных государственных администраций, органов прокуратуры, СБУ, Госнадзортруда, таможенной службы и других).

Заместитель директора Департамента — начальник отдела
 М. Зацерковный

От редакции

Итак, само по себе установление большой заработной платы за полгода до выхода в декретный отпуск нарушением законодательства не является. Другой вопрос — чем обосновано такое резкое увеличение заработной платы.

О том, как грамотно обосновать повышение зарплаты, а также о [не] правомерности применения в данном случае санкций к страхователю — см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 43–45.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше