Темы статей
Выбрать темы

В настоящий момент отсутствует закон, определяющий порядок начисления и уплаты штрафа за нарушения при осуществлении расходов на охрану труда

Редакция БР
Письмо от 17.11.2011 г. № 1/02-9.1-9/8.2/8761

В настоящий момент отсутствует закон,
определяющий порядок начисления и уплаты штрафа
за нарушения при осуществлении расходов на охрану труда.
По крайней мере,

Шайтан его не знает

 

Письмо Государственной службы
горного надзора
и промышленной безопасности Украины
от 17.11.2011 г. № 1/02-9.1-9/8.2/8761
*

* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:

«Действующим законодательством (в частности, Законом от 02.06.2011 г. № 3458-VI) определены нормы расходов на охрану труда и ответственность за их неисполнение.

Как именно инспектор Госгорпромнадзора должен осуществлять проверку процента расходов на охрану труда: самостоятельно изучать бухгалтерские документы или обязан делать выводы на основании документов, предоставленных предприятием?

Имеет ли право инспектор Госгорпромнадзора осуществлять проверку процента расходов на охрану труда путем самостоятельного изучения бухгалтерских документов предприятия?

В письме Госгорпромнадзора от 03.09.2009 г. № 01/02-03/5976 справедливо отмечалось, что вопросы проверки финансовой деятельности предприятия не относятся к компетенции должностных лиц Госгорпромнадзора».— Ред.

** Часть 4 ст. 19 устанавливает норматив 0,2% от ФОТ для предприятий, которые содержатся за счет бюджета.— Ред.

Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (далее — Госгорпромнадзор) в соответствии с письмом <...> рассмотрела письма <...> и в пределах компетенции сообщает.

На сегодняшний день в соответствии с частью третьей статьи 19 Закона Украины «Об охране труда» (далее — Закон) расходы на охрану труда для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, использующих наемный труд, должны составлять не менее 0,5 процента от фонда оплаты труда за предыдущий год.

Следовательно, работодатель не вправе расходовать на финансирование охраны труда суммы ниже предельно-минимального размера расходов на охрану труда, установленного частью третьей статьи 19 Закона.

Поскольку работодатель несет полную ответственность за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда (статья 5 Закона), то именно работодатель является наиболее заинтересованным в создании таких условий труда на рабочих местах. Расходы на охрану труда осуществляются им, прежде всего, не с целью достижения экономических результатов и получения прибыли, а в целях надлежащего функционирования системы управления охраной труда на предприятии, обеспечения работникам социальных гарантий в сфере охраны труда и сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

Вопрос штрафных санкций к юридическим и физическим лицам, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, должностным лицам и работникам регламентируется статьей 43 Закона.

Со вступлением в силу Закона Украины от 12.06.2011 г. № 3395-VI «О внесении изменений в статьи 19 и 43 Закона Украины ‘‘Об охране труда’’» органы исполнительной власти по надзору за охраной труда получили право привлекать работодателя к уплате штрафа за нарушение требований частей третьей и четвертой статьи 19 Закона** в порядке, установленном законом.

Так, согласно части третьей статьи 43 Закона (в новой редакции) за нарушение требований, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 19 Закона, юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, уплачивает штраф из расчета 25 процентов от разницы между расчетной минимальной суммой расходов на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Госгорпромнадзоре, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 408/2011 (далее — Положение), одной из основных задач Госгорпромнадзора являются организация и осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по вопросам промышленной безопасности, охраны труда и безопасного ведения работ юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд.

Учитывая вышеуказанное, должностные лица инспекторского состава Госгорпромнадзора имеют право осуществлять в установленном порядке проверку соблюдения требований законодательства об охране труда.

Однако предусмотренный в частях первой — четвертой статьи 43 Закона механизм взыскания штрафа за нарушение законодательства об охране труда с юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, не является действенным, поскольку на сегодняшний день отсутствует закон, который определял бы порядок относительно начисления, взыскания штрафа и пени на неуплаченную его сумму (часть суммы).

Первый заместитель Председателя Госгорпромнадзора
В. Шайтан

От редакции

В таком случае при проверке предприятия инспектору Госгорпромнадзора бессмысленно заниматься определением расходов на охрану труда. Все равно оштрафовать невозможно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше