Темы статей
Выбрать темы

Комментарий к письму ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117

Редакция БР
Комментарий

— Когда я говорю «нет» — значит «нет!».

Когда я говорю «да» — значит я прикалываюсь,
и все равно «нет»

(Комментарий к письму ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117)

Как мы и обещали, предлагаем подробный комментарий неоднозначного письма ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117 (см. «Бухгалтер» № 6’2012, с. 14–15).

Честно говоря, текст этого документа поверг нас в легкое недоумение.

По всей видимости, это письмо (касающееся в равной степени как НДС, так и единого налога) сочинялось только НДСным подразделением ГНСУ. В итоге цидулка вышла достаточно несбалансированной (с перегибом в НДСную сторону и, возможно, по этой причине — с кучей недочетов и несоответствий Кодексу), породившей при этом изрядное количество дополнительных вопросов.

Так, уже в начале письма сказано, что

«<...> регистрация в качестве плательщика НДС осуществляется в случае, если:

<...>

плательщик единого налога первой группы, который в календарном квартале превысил объем дохода, определенный в пункте 291.4 статьи 291 раздела XIV Кодекса, переходит на применение ставки единого налога в размере 3 процентов и соответствует требованиям плательщика единого налога третьей группы (подпункт 1 пункта 293.8 статьи 293 раздела XIV Кодекса(1));

плательщик единого налога второй группы, который в налоговом (отчетном) квартале превысил объем дохода, определенный в пункте 291.4 статьи 291 раздела XIV Кодекса, переходит на применение ставки единого налога(2)третьей группы (подпункт 2 пункта 293.8 статьи 293 раздела XIV Кодекса)(3);

<...>

плательщик единого налога первой(4) группы самостоятельно принял решение о переходе на применение ставки единого налога в размере 3 процентов и соответствует требованиям плательщика единого налога третьей группы (подпункт 296.5.1 пункта 296.5 статьи 296 раздела XIV Кодекса(5)).

При этом лицо обязательно должно соответствовать усло­виям регистрации в качестве плательщика НДС, установленным пунктами 180–183 раздела V Кодекса».

(1) Строго говоря, в данном подпункте не указано, что превысившие предельный объем плательщики ЕН первой группы могут перейти на ставку 3%. Там сказано, что они могут перейти в третью группу, однако содержание п/п. 4 этого же пункта 293.8 НКУ (где перечислены исключительные случаи применения ставки 3%) говорит о том, что плательщики первой группы могут перейти в третью, только избрав ставку ЕН 5%.— А. П., А. П.

(2) Видимо, тоже 3%.— А. П., А. П.

(3)И здесь можно повторить наш вывод о невозможности избрания ЧПЕНом второй группы, превысившим предельный объем, ставки ЕН 3% будет аналогичным приведенному выше — в сноске «(1)».— А. П., А. П.

(4) Ну и в связи с чем по этому основанию упомянуты только ЧПЕНы первой группы? Ведь ЧПЕНы второй группы тоже могут добровольно перейти в третью группу и нормы НКУ им этого нигде не запрещают. Авторы письма явно «отдискриминировали» здесь ЧПЕНов-второгруппников...— А. П., А. П.

(5)Тоже, на наш взгляд, некорректная отсылка: данный подпункт НКУ посвящен вопросу представления декларации ЧПЕНами первой группы, превысившими предельный объем или самостоятельно решившими перейти во вторую или в третью группу плательщиков ЕН. О возможности избрания при этом переходящими в третью группу ЧПЕНами-первогруппниками ставки ЕН 3% в этой норме нет и намека, поэтому следует обращаться все к тому же п/п. 4 п. 293.8 НКУ, где основания для этой ставки ну никак не просматриваются.— А. П., А. П.

Как видно из приведенного текста и наших примечаний к нему — налицо некоторая подтасовка норм НКУ.

Идем дальше.

После описания НДС-регистрационных возможностей главные налоговики в письме сообщают:

«Соответствующие изменения внесены в эталонный справочник причин регистрации в качестве плательщика НДС (E_VAT_CREE)».

То есть ЧПЕНы групп 1 и 2, переходя в группу 3, теперь могут на практике попытаться стать плательщиками НДС и получить ставку ЕН 3%! (Разумеется, если налоговики вскоре не передумают и не изменят свои либеральные выводы, сделанные в данном письме.)

Непонятно, кроме того, почему при таких свое­образных выводах о применении ставки 3% в отношении ЧПЕНов групп 1 и 2 (переходящих в группу 3) авторами письма в этой связи не упоминается специальная норма п/п. 4 п. 293.8 НКУ, в которой перечислены всего четыре исчерпывающих случая применения субъектами единоналожия ставки ЕН 3%? Если в ГНСУ в отношении таких («мелкогруппных») ЧПЕНов имели в виду, что они могут подпадать под норму п/п. «б»(6) упомянутого п/п. 4 п. 293.8 НКУ (чего налоговики, кстати, прямо не указали), то здесь мы вынуждены напомнить: п/п. «б» распространяется только на плательщиков единого налога, уже зарегистрированных в качестве плательщиков НДС только при добровольном изменении ставки ЕН).

(6) Под остальные три случая (соответственно подпункты «а», «в» и «г», см. их содержание в «Бухгалтере» № 6’2012 на с. 44) переходящие в третью группу ЧПЕНы групп 1 и 2 не подпадают.

Впрочем, есть мнение, что налоговики здесь имели в виду п/п. «в», однако они (см. письмо) этот подпункт (в отличие от «б») упомянули как отдельное основание. К тому же в п/п. «в» речь идет о лицах, переходящих на упрощенку, а ЧПЕНы 1-й и 2-й групп уже на ней работают. Так что предположение насчет «в» было бы еще более странным, чем насчет «б».

 

Убедитесь сами: в НКУ сказано, что

«ставка единого налога, определенная для третьей и четвертой групп в размере 3 процента, может быть избрана:

<...>

б ) плательщиком единого налога, зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с разделом V настоящего Кодекса, в случае добровольного изменения ставки единого налога путем подачи заявления об изменении ставки единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка <...>».

В свою очередь зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС могут только СПД, отнесенные нормами НКУ к категории «лица»,— это прямо следует из п. 181.1 и 181.2 НКУ.

Термин же «лицо» для целей применения раздела V «Налог на добавленную стоимость» НКУ определен законодателями в п/п. 14.1.139 НКУ. Приведем актуальный фрагмент из упомянутого подпункта, где говорится, что

«лицо для целей раздела V настоящего Кодекса — любое из указанных ниже лиц:

субъект хозяйствования — юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций (кроме юридических лиц, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением юридических лиц — плательщиков единого налога, которые осуществляют поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 настоящего Кодекса);

другое юридическое лицо, не являющееся субъектом хозяйствования;

физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, относящу­юся согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц — предпринимателей, определенных в подпунктах 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 настоящего Кодекса, и физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 настоящего Кодекса, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 настоящего Кодекса, которые осуществляют поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунк­том 181.1 статьи 181 настоящего Кодекса), и/или ввозящее товары на таможенную территорию Украины».

Как видим, из этого определения четко следует, что физлица-СПД, указанные в п/п. 1 и 2 пунк­та 291.4 НКУ (а это — плательщики ЕН групп 1 и 2), ни при каких условиях для целей сферы действия НДС не могут считаться «лицами», а следовательно, не могут быть зарегистрированы в качестве плательщиков НДС. То есть сначала необходимо стать «лицом», а это либо ставка ЕН 5% со сверх300тысячным объемом услуг, предоставленных плательщикам НДС, либо ставка ЕН 3%, которую в данном случае невозможно получить, не будучи плательщиком НДС (см. выше цитату из п/п. «б» п/п. 4 п. 293.8 НКУ). Похоже, круг замкнулся — однако налоговики его разомкнули.

Допустим, законодатель имел в виду, что плательщики ЕН 1-й и 2-й группы (переходящие в 3-ю) могут, как это указано в письме, зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС (по добровольным основаниям — согласно п. 182.1 НКУ или по «обязательно-добровольным» (1) — согласно п. 181.1 НКУ(2), превысив, причем неважно чем — поставкой услуг или товаров,— объем 300 тыс. грн). Ну разве стал бы он тогда придумывать ЧПЕНам группы 3ЮРЕНам!) в качестве единственного условия для добровольной регистрации превышение упомянутого 300-тысячного оборота, и только поставкой услуг, и только плательщикам НДС (см. выше цитату из определения термина «лицо»)?!.. К чему такая дискриминация более налогоплатежеспособных лиц (включая ЮРЕНов) по сравнению с «младшегруппными» ЧПЕНами — «мелкими лавочниками»?..

(1) Ведь, по идее, ставку 5% или 3% (сопровожда­ющуюся НДСом) плательщик ЕН, переходящий в группу 3, избирает добровольно.

(2) Кстати, в п. 181.1 НКУ прямо написано, что он на единоналожников не распространяется, так что это — еще одна креативная фантазия авторов письма.

Впрочем, отставим эмоции и попытаемся уразуметь, что же хотят донести до народа авторы письма (возможно, выполняя чей-то спецзаказ).

Если абстрагироваться от вопроса о законности содержания данного письма, то общие выводы можно делать следующие (опять же — если мы правильно поняли его авторов).

Зарегистрироваться в качестве НДСников, в частности(3), могут:

ЧПЕНы групп 1 и 2, превысившие предельный объем дохода и переходящие в группу 3 на применение ставки ЕН 3%;

ЧПЕНы группы 1 (здесь ГНСники почему-то дискриминировали группу 2 — см. об этом выше в нашей сноске «(4)» к первой цитате из письма), самостоятельно принявшие решение о переходе в группу 3 — на применение ставки ЕН 3%;

— лица, переходящие на упрощенную систему «с применением ставки единого налога в размере 3 процентов», которые соответствуют

«требованиям плательщика единого налога третьей или четвертой группы (подпункт «в» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 раздела ХIV Кодекса)»;

— лица, изменяющие ставку ЕН с 5% на 3%,— в связи с поставкой

«услуг (работ) плательщикам НДС и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 000 гривень (подпункт «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 раздела ХIV Кодекса и абзац второй пункта 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса».

(3) Мы здесь рассматриваем только случаи, каса­ющиеся субъектов, работающих на едином налоге. В письме же первым описан случай, когда СПД покидает упрощенную систему,— с ним все более-менее ясно, поэтому мы его не затрагиваем.

Теперь перейдем от общего к частному.

От всех вышеперечисленных лиц (кроме последних — переходящих с 5% на 3%), идущих в НДСники, налоговики требуют соблюдения требований статьи 181 НКУ (относительно обязательной регистрации) или статьи 182 НКУ (относительно добровольной регистрации).

То есть авторы письма в случаях с ЧПЕН­ами группы 1 и 2, переходящими в группу 3 на ставку ЕН 3%, похоже, перепутали причины и следствия. Фактически они требуют необходимости регистрации (по обязательным или добровольным основаниям) в качестве плательщиков НДС от ЧПЕНов 1-й или 2-й группы, переходящих в 3-ю, если они избирают ставку ЕН 3%. Хотя по закону, точнее по Кодексу, все должно быть наоборот : «утром — НДС, вечером — 3% . При этом об обязательности регистрации ЧПЕНов групп 1 и 2 (равно как и других субъектов единоналожия) в качестве плательщиков НДС, когда они превысили объем в 300 тыс. грн, речь в письме нигде не идет (если только они не избирают ставку ЕН 3%).

Кроме того, с какого момента у всех вышеперечисленных лиц начнет применяться ставка 3%,— в письме­ четко не сказано. Однако исходя из контекста заключительной части письма (впрочем, заметим, что она касается только даты 01.01.2012 г.) создается впечатление, что 3% будут применяться сразу — с первого числа квартала, то есть даже «задним числом», охватывая его период и до момента регистрации в качестве плательщика НДС (до даты выдачи свидетельства плательщика НДС). Хотя в конце соответствующего пассажа письма речь идет уже о дате выдачи свидетельства, однако буквально написано, что эта дата считается датой регистрации в качестве плательщика НДС, а не начала применения ставки ЕН 3%.

Убедитесь в этом сами — приводим фрагмент заключительной части письма от 31.01.2012 г.:

«Таким образом, для субъектов хозяйствования, которые в соответствии с главой 1 раздела XIV Кодекса и подпунктом «г» пункта 5 раздела II Закона № 4014 переходят с 01.01.2012 на упрощенную систему налогообложения с применением ставки единого налога:

а ) в размере 3 процентов дохода, соответствуют критериям регистрации в качестве плательщиков НДС согласно статьям 181, 182 Кодекса, не позже 25.01.2012 подали заявления о регистрации в качестве плательщика НДС, в случае такой регистрации датой регистрации субъекта в качестве плательщика НДС и датой начала действия свидетельства о такой регистрации является дата внесения соответству­ющей записи в реестр плательщиков НДС;

б ) иной, нежели 3 процента дохода, зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, датой аннулирования регистрации субъекта в качестве плательщика НДС является дата:

подачи заявления об аннулировании регистрации плательщика НДС в случае такого аннулирования по инициативе плательщика налога;

принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС в случае такого аннулирования по инициативе органа ГНС.

Учитывая изложенное, ГНС Украины обязует обеспечить соблюдение подчиненными органами ГНС процедур регистрации (аннулирования регистрации), установленных статьями 180–184 раздела V и главой 1 раздела XIV Кодекса».

Кстати, в какие сроки, каким субъектом и в каком из упомянутых случаев должно представляться в ГНИ заявление по ф. № 1-ПДВ, тоже четко не сказано. В письме упомянут только один случай — привязанный к 01.01.2012 г. (см. последнюю цитату).

Подытожим:

во-первых, писать 31.01.2012 г. о возможности подачи заявления о добровольной регистрации в качестве плательщика НДС в срок «не позже 25.01.2012» — это не очень своевременно. Интересно, кто смог до упомянутой последней даты предугадать такой поворот событий и успел до нее же подать заявление на добровольную регистрацию в качестве плательщика НДС по форме № 1-ПДВ? Плюс еще — подгадать на эту дату с основаниями, упомянутыми в ст. 181 или 182 НКУ, и сделать в заявлении соответствующие отметки, о которых ГНСУ сообщила в этом же письме от 31.01.2012 г.?..

во-вторых, письмо ваялось как бы вне всех тех сложностей и проблем, которые повсеместно создаются налоговиками на местах при попытках полноценных «лиц» зарегистрироваться в качестве плательщика НДС на абсолютно законных основаниях (подробнее — см. «Бухгалтер» № 41’2011, с. 40–44).

Между прочим, при добровольной регистрации согласно п. 183.3 НКУ заявление должно быть подано лицом

«не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками налога и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных».

Данная норма никак не стыкуется с выводами авторов письма насчет 25.01.2012 г., поскольку для добровольной регистрации плательщиком НДС с 01.01.2012 г. «лицу» следовало бы подать заявление не позднее 11.12.2011 г.!

В какие сроки подавать заявление в дальнейшем — тоже абсолютно не ясно. В отношении подачи заявлений единоналожниками в НКУ есть только одна прямая норма — второй абзац п. 183.4 НКУ (который, кстати, вступил в силу с 01.01.2012 г.):

«В случае изменения ставки единого налога в соответствии с подпунктом «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 настоящего Кодекса, регистрационное заявление подается в срок, определенный пунктом 183.2 настоящей статьи [то есть не позднее 10 числа месяца, следующего за тем, в котором достигнут объем в 300 тыс. грн.— А. П.]».

Но, во-первых, эта норма касается только случая изменения ставки ЕН (то есть лишь подпункта «г» п/п. 4 п. 293.8), а во-вторых, он логически противоречит принципу добровольности регистрации, поскольку привязывает 5%-ника, превысившего объем услуг 300 тыс. грн, к конкретной дате регистрации в качестве плательщика: мол, не подал заявление в течение упомянутых 10 дней — ни НДС тебе, ни трех процентов! Приходи через квартал–год.

Во всех же остальных придуманных налоговиками случаях регистрации единоналожников в качестве НДСников, видимо, следует привязываться к сроку подачи соответствующего заявления по единому налогу. Но тогда, например, в случаях с превышением ЧПЕНами групп 1 или 2 предельных объемов это заявление будет подано постфактум — не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом превышения (см. п/п. 1 и 2 п. 293.8). И тогда опять возникает проблема применения ставки 3% задним числом, то есть ЧПЕНом-безНДСником, что тоже не соответствует Кодексу...

Теперь — о перешедших на ЕН плательщиках НДС, не избравших ставку 3%, о которых идет речь в п. «б» заключительной части письма (см. выше). По нашему мнению, они не должны спешить подавать заявление о снятии их с НДСной регистрации — это может/должно происходить (по инициативе хоть плательщика, хоть налоговиков) только в случаях, прямо предусмотренных в НКУ. То есть 5 процентов ЕН и НДС вполне совместимы, хотя авторам письма можно было бы высказаться и пояснее.

Отметим еще два положительных момента письма:

— налоговики прояснили норму п/п. «в» п/п. 4 п. 293.8, подтвердив возможность для юрлиц и ФОПов, переходящих на упрощенную систему, избирать ставку ЕН 3%, одновременно регистрируясь в качестве плательщика НДС по обязательным (п. 181.1) или добровольным (п. 182.1) основаниям (естественно, если такие основания у переходящего имеются);

— из контекста письма (особенно заключительной его части — см. выше) следует, что налоговики косвенно подтвердили возможность перехода на ставку 3% уже с 01.01.2012 г. (о проблемах с применением этой ставки в первом квартале 2012 года мы писали в прошлом выпуске на с. 44–45).

В заключение отметим следующее: данное разъяснение на эту тему наверняка не последнее, и когда специалисты ГНС по единому налогу очнутся, то подход к проблеме может в корне измениться.

Так, насколько нам известно, в ГНСУ имеется проект обобщающей налоговой консультации по данной проблеме, содержание которой не очень-то коррелирует с письмом от 31.01.2012 г.

Алексей Павленко,
Андрей Павлов

 

P. S. В ЕБНЗ висит вопрос следующего содержания:

«Могут ли плательщики ЕН, применяющие ставку 5%, зарегистрироваться в качестве плательщика НДС с дальнейшим применением ставки ЕН 3% со следующего квартала/календарного года при соблюдении условий добровольной регистрации в соответствии с п. 182.1 НКУ?

Полный ответ: Простите, на данный вопрос ответ в Единой базе налоговых знаний на данный момент отсутствует».

Исходя из содержания письма от 31.01.2012 г. можно предположить, что, скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше