Темы статей
Выбрать темы

Трудоустройство иностранцев в Украине и налогообложение их зарплаты

Редакция БР
Статья

— Якщо люди ви хороші

і прибули до України,

тож заробляйте собі гроші —

й підуть податки для країни

Трудоустройство иностранцев в Украине и налогообложение их зарплаты

В связи с подготовкой страны к Евро-2012 актуализировались вопросы относительно порядка трудоустройства иностранцев* в Украине и налогообложения их заработной платы.

* Для целей данной статьи под термином «иностранец» понимается как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства.

Напомним, что данный вопрос частично уже освещался на страницах журнала «Бухгалтер» еще при действии Закона «О налоге с доходов физических лиц». Сегодня проясним ситуацию уже в условиях действия Налогового кодекса и нового Закона от 22.09.2011 г. № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»** (далее — Закон № 3773).

** Напомним, что Закон № 3773, вступивший в силу 26.12.2011 г., был разработан во исполнение плана действий относительно либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Закон определяет правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, усовершенствует процедуру их въезда в Украину и выезда из страны, регулирует вопрос транзитного проезда. Он также содержит положения, которые определяют основания для отказа в оформлении виз или их отмены, для запрета въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину и т. п. Также в нем впервые закреплена упрощенная процедура регистрации иностранцев и лиц без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу.

Относительно порядка трудоустройства иностранцев в Украине

На сегодняшний день вопрос трудоустройства иностранцев в Украине регулируется действующими международными договорами Украины, КЗоТ Украины, Законом № 3773, Законом от 23.06.2005 г. № 2709-IV «О международном частном праве» (далее — Закон № 2709***), Законом от 01.03.91 г. № 803-XII «О занятости населения», Порядком выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденным Постановлением КМУ от 08.04.2009 г. № 322 (далее — Порядок КМУ).

*** Извлечение из Закона № 2709 — см. в «Бухгалтере» № 47’2005 на с. 30т–40т.

По общему правилу трудоустройство иностранцев в Украине осуществляется в порядке и на условиях, которые определены законодательством Украины.

Так, в соответствии со ст. 52 Закона № 2709 к трудовым отношениям применяется право государства, в котором выполняется работа, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины. В свою очередь международные договоры Украины в сфере трудоустройства также определяют украинское право как право, регулирующее трудовые отношения иностранцев на территории Украины.

Исключения из данного правила приведены в ст. 54 Закона № 2709, в соответствии с которыми трудовые отношения иностранцев, работающих в Украине, не регулируются правом Украины в случаях, когда:

1) иностранцы работают в составе дипломатических представительств иностранных государств или представительств международных организаций в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины;

2) иностранцы за пределами Украины заключили с иностранными работодателями трудовые договоры о выполнении работы в Украине, если иное не предусмотрено договорами или международным договором Украины.

Трудоустройство иностранца в Украине включает следующие этапы:

1) получение работодателем разрешения на использование труда иностранца в Украине;

2) оформление визы;

3) регистрацию паспортного документа;

4) оформление и получение вида на временное жительство в Украине;

5) регистрацию местожительства;

6) оформление и получение идентификационного кода.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

1. Получение работодателем разрешения
на использование труда иностранца

По общему правилу, установленному ст. 8 Закона «О занятости населения» (см. «Бухгалтер» № 3’2009, с. 21–22), украинские работодатели имеют право использовать труд иностранцев на условиях трудового договора только при наличии выданного работодателю Государственной службой занятости разрешения на использование труда иностранцев, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Однако из данного правила имеется ряд исключений. Так, разрешение на использование труда не нужно для:

— иностранцев, прибывших в Украину на постоянное местожительство (см. п. 13 Порядка КМУ в «Бухгалтере» № 26’2009 на с. 28) и получивших в установленном порядке вид на постоянное местожительство. Данная категория лиц имеет право на трудоустройство, как и граждане Украины;

иностранцевслужащих иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые являются сотрудниками представительств (Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденная приказом МВЭСТорга Украины от 18.01.96 г. № 30, с изменениями (см. «Бухгалтер» № 31’2011, с. 2т–3т), предусматривает, что Мин­экономики выдает таким лицам специальные служебные карточки, действующие по всей стране и предоставляющие право указанной категории иностранцев находиться на территории Украины и работать в представительстве);

— иностранцев, нанятых инвестором в пределах и на должностях (специальности), установленных соглашениями о распределении продукции (ч. 2 ст. 35 Закона от 14.09.99 г. № 1039-ХIV «О соглашениях о распределении продукции»);

— иностранцев — собственников украинского предпринимательства. Однако если иностранец-собственник является одновременно директором (другим работником) предприятия, то получение разрешения является обязательным;

— иностранцев, привлекаемых коммерческими партнерами, компанией, назначенными лицами для выполнения работ или предоставления услуг, связанных с организацией и проведением финальной части чемпионата Европы 2012 года (ст. 12 Закона от 19.04.2007 г. № 962-V «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине»).

Процедура получения такого разрешения установлена Порядком КМУ. В соответствии с ним разрешение на использование труда иностранца в Украине выдается Государственным центром занятости или по его поручению центрами занятости АР Крым, г. Киева и Севастополя, областными центрами занятости временно на занятие иностранцем конкретной должности или на использование труда иностранца на конкретном рабочем месте.

Условия выдачи разрешения довольно жесткие:

— в Украине (регионе) отсутствуют работники, способные выполнять соответствующую трудовую функцию, или работодатель достаточно обосновал целесообразность использования труда иностранца в Украине;

— у работодателя отсутствует задолженность перед Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

— работодатель представил необходимый пакет документов, оформленных надлежащим образом*.

* Такими документами являются:

заявление;

две цветные фотокарточки размером 3,5 ½ 4,5 см;

обоснование целесообразности использования труда иностранца и возможности создания для него соответствующих условий для нахождения и работы;

документ (приказ, выписку из протокола, поручение и т. п.), удостоверяющий право лица представлять интересы работодателя в центре занятости;

справка органа ГНС об уплате работодателем налогов и сборов (обязательных платежей);

справка центра занятости об отсутствии у работодателя задолженности перед Фондом;

квитанция о внесении платы за рассмотрение заявления;

копия проекта трудового договора (контракта), заверенная работодателем;

справка работодателя о том, что рабочее место или должность, на которых будет использоваться труд иностранца, в соответствии с законодательством не связаны с принадлежностью к гражданству Украины и не требуют предоставления допуска к государственной тайне;

справка ОВД об отсутствии (наличии) судимости у иностранца, который на момент оформления разрешения находится на территории Украины;

справка уполномоченного органа страны происхождения (пребывания) о том, что иностранец, который на момент оформления разрешения находится за пределами Украины, не отбывает наказание за совершение преступления и не находится под следствием;

копия устава работодателя;

копии документов об образовании или квалификации иностранца;

копии страниц паспортного документа иностранца, содержащие основные идентификационные данные;

выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Для лиц, которые относятся к внутрикорпоративным цессионариям (руководящий персонал, мене­джеры, специалисты) или к лицам, предоставляющим услуги без коммерческого присутствия в Украине (подробнее см. «Бухгалтер» № 26’2009, с. 43–44), а также к лицам, которые направлены иностранным субъектом в Украину для выполнения определенного объема работ или предоставления услуг на основе договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами, Порядок устанавливает дополнительные требования (см. п. 6 и 7 Порядка КМУ там же, на с. 27).

Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 календарных дней. Разрешение действительно в течение года, однако его действие может продлеваться. Продление действия разрешения осуществляется в том же порядке, что и его выдача.

При представлении документов, указанных в Порядке, необходимо иметь в виду следующее:

— законодательство требует, чтобы копии паспортного документа, документов об образовании, справки об отсутствии судимости иностранца были переведены на украинский язык, а перевод был нотариально удостоверен. Однако здесь нередко возникает проблема: украинские нотариусы часто отказываются удостоверять перевод без оригиналов документов, а центры занятости отказываются принимать перевод документов, удостоверенный не украинским нотариусом. Хотя по украинскому законодательству полномочиями совершать нотариальные действия, в том числе удостоверять перевод с одного языка на другой, наделены консульства и посольства Украины в иностранных государствах (ст. 38 Закона «О нотариате»);

справка об отсутствии судимости и справка об отсутствии налоговой задолженности действительны в течение 1 месяца. Поэтому важно представить пакет документов до истечения месячного срока действия справок;

в проекте трудового договора, во-первых, обязательно должны быть указаны сумма ежемесячной заработной платы, ставка налога, который будет применяться к налогообложению заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпуска. Во-вторых, проект договора должен быть обязательно удостоверен, с одной стороны, печатью работодателя, а с другой стороны — подписью иностранца. В противном случае органы занятости отказывают в приеме документов.

2. Оформление визы

Оформление виз осуществляется в соответствии с Правилами оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвер­жденными Постановлением КМУ от 01.06.2011 г. № 567, и Инструкцией о порядке оформления иностранцам и лицам без гражданства виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию, утвержденной приказом Министерства иностранных дел Украины от 26.07.2011 г. № 196.

Иностранцам, которые въезжают в Украину для работы, оформляется долгосрочная виза (обозначается буквой Д, в машиносчитываемой зоне — VD; далее — рабочая виза).

Для оформления визы иностранцы, въезжающие в Украину для работы, лично или через уполномоченное лицо представляют в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины следующие документы: обращение об оформлении визы; визовую анкету; два фото 3 ½ 4 см; документ, подтверждающий уплату консульского сбора; копию разрешения на использование труда иностранца*.

* Иностранцы, нанятые инвестором в рамках соглашения о распределении продукции, представляют вместо разрешения на использование труда копии соглашения о распределении продукции и трудового договора (контракта) с указанием должности (специальности).

В случае необходимости работник уполномоченного органа может пригласить иностранца для дополнительного собеседования и получить дополнительные документы, уточняющие цель поездки. Стандартный срок рассмотрения обращения об оформлении визы составляет 15 календарных дней.

3. Регистрация паспортного документа

Регистрация паспортного документа требуется Правилами въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденными Постановлением КМУ от 29.12.95 г. № 1074, с из­менениями.

Для регистрации паспортного документа иностранец представляет его в пункте пропуска через государственную границу должностному лицу Государственной пограничной службы. Регистрация проводится на период действия визы, но не более 90 дней. В течение этих 90 дней иностранец должен получить вид на временное жительство.

В случае если по уважительным причинам иностранец его не оформил, а срок 90 дней истекает, то он (или работодатель) может ходатайствовать о продлении срока пребывания в Украине. Такое продление осуществляется территориальными органами или подразделениями Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц — в соответствии с Порядком рассмотрения обращений относительно продления срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства, утвержденным приказом МВД Украины от 23.08.2011 г. № 601. Письменные обращения иностранца и работодателя представляются не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания действия регистрации (п. 2.1 указанного Порядка).

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Зако­на № 3773 иностранцы после введения в действие национальной системы биометрической верификации и идентификации граждан Украины и иностранцев в ходе прохождения пограничного контроля в пунк­тах пропуска через государственную границу обязаны представить свои биометрические данные для их фиксации. В настоящее время такая система отсутствует.

4. Регистрация местожительства

Статьей 6 Закона «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине» установлено, что иностранцы обязаны в течение 10 дней после прибытия на новое местожительство зарегистрировать свое местожительство. Для его регистрации иностранец подает письменное заявление, паспортный документ, квитанцию об уплате государственной пошлины или документ об освобо­ждении от ее уплаты.

5. Оформление вида на временное жительство

Вид на временное жительство оформляется в соответствии с Законом № 3773, Правилами въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, а также Порядком оформления и выдачи вида на временное жительство, утвержденным приказом МВД Украины от 23.08.2011 г. № 602.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 3773 основанием для выдачи вида на временное жительство иностранцу, который прибыл в Украину с целью трудоустройства, являются заявление иностранца, действительный полис медицинского страхования, разрешение на использование труда иностранцев и обязательство работодателя уведомить Государственную миграционную службу (ГМС) и Государственную службу занятости о досрочном расторжении или прекращении трудового договора (контракта) с таким иностранцем.

Для оформления вида на временное жительство в территориальный орган Государственной миграционной службы Украины по местожительству иностранца уполномоченным лицом работодателя представляется перечень документов, указанный в п. 4 и 5 Порядка оформления и выдачи вида на временное жительство. К таким документам, в частности, относятся документ о праве собственности на жилье, где иностранец имеет право на регистрацию местожительства, и заявление иностранца о регистрации местожительства, рассмотренное территориальным подразделением ГМС Украины.

Таким образом, до приезда иностранца в Украину работодателю следует позаботиться о местожительстве иностранца в Украине; если жилье не принадлежит работодателю на праве собственности, следует документально оформить аренду жилья.

6. Оформление и получение регистрационного номера (бывший идентификационный код)

Пунктом 63.5 НКУ установлена обязанность физических лиц, которые получают доходы и обязаны уплатить налог c таких доходов, зарегистрироваться в органах ГНС. Учитывая то, что иностранцы, работающие в Украине, получают налогооблагаемый доход с источником его происхождения из Украины, они должны пройти процедуру регистрации.

Регистрационный номер нужен иностранцу для того, чтобы работодатель мог исполнить свою обязанность налогового агента: для начисления, удержания и уплаты НДФЛ из заработной платы иностранца, а также для представления налогового расчета по форме № 1ДФ.

Регистрация физических лиц проходит путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц —плательщиков налогов и осуществ­ляется в соответствии с Положением о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, утвержденным приказом ГНАУ от 17.12.2010 г. № 954.

Так, согласно нормам указанного Положения иностранец может самостоятельно или через уполномоченного представителя (работодателя) представить в областной орган государственной налоговой службы Учетную карточку по форме № 1ДР, которая одновременно является заявлением для регистрации в Государственном реестре, и предъявить документ, удостоверяющий лицо и содержащий необходимые для регистрации реквизиты (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, место рождения, местожительство, гражданство), а также его удостоверенный перевод на украинский язык. При этом регистрация иностранцев осуществляется только после исполнения требований Правил въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию. ГНС выдает документ, удостоверя­ющий регистрацию в Государственном реестре, в ко­тором указывается регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов.

Для получения такого документа иностранец или уполномоченное лицо предъявляет паспортный документ иностранца, а также его удостоверенный перевод на украинский язык.

О налогообложении дохода
иностранного работника,
полученного в виде заработной платы

На сегодняшний день для целей налогообложения заработной платы работника-иностранца не имеет принципиального значения, является такой работник резидентом или нерезидентом.

Напомним, что до вступления в силу НКУ, то есть при действии Закона «О налоге с доходов физических лиц», налоговые органы настаивали на применении к доходу нерезидента, полученному в виде заработной платы, ставки 30% вместо стандартных украинских 15%.*

* В то же время иностранец-нерезидент мог самостоятельно определить себя резидентом путем подачи соответствующего заявления. Возможность подачи такого заявления была предусмотрена приказом ГНАУ от 05.10.2004 г. № 581 «Об утвер­ждении примерных форм Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса и Уведомления работодателя о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса» (см. «Бухгалтер» № 29’2005, с. 10т–11т) в случае, если у иностранца было документально подтверждено наличие одного из обстоятельств, перечисленных в п/п. 1.20.1 Закона об НДФЛ (проживание в Украине не менее 183 дней, наличие постоянного местожительства в Украине, постоянное проживание в Украине членов семьи, регистрация в Украине в качестве субъекта предпринимательской деятельности и др.). В случае подачи иностранцем такого заявления и получения работодателем уведомления от налогового органа о самостоятельном определении резидентского статуса иностранец считался резидентом и его заработная плата облагалась по ставке 15%.

Налогообложение доходов, полученных в виде заработной платы, в соответствии с п/п. 170.10.1 НКУ осуществляется по правилам и ставкам, определенным для резидентов. Таким образом, механизм определения базы обложения НДФЛ заработной платы для иностранцев аналогичен тому, который используется для резидентов. Значит, налогообложению подлежит сумма заработной платы, уменьшенная на сумму единого социального взноса.

Размеры ставок налога, по которым облагаются налогом доходы физических лиц, определены ст. 167 НКУ: стандартная ставка налога с доходов, полученных в связи с трудовыми отношениями, составляет 15%; если общая сумма доходов в отчетном месяце превышает 10 минимальных зарплат на 1 января отчетного налогового года (в 2012 году — 10 730 грн), из суммы превышения уплачивается 17%.

Одной из новелл НКУ является разрешение работникам-иностранцам применять налоговую социальную льготу. Раньше нерезиденты такого права не имели. Так, плательщик налога имеет теперь право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы (п. 169.1 НКУ). При этом согласно п/п. 162.1.2 НКУ плательщиком НДФЛ является и физическое лицо — иностранец, получающее доходы с источником их происхождения из Украины.

Налоговая социальная льгота может быть применена работодателем к заработной плате иностранца, если заработная плата в 2012 году не превышает 1500 грн, а иностранный работник подал заявление о применении такой льготы. Размер налоговой социальной льготы иностранного работника может зависеть от его правового статуса, а также от наличия у него детей (см. п. 169.1 НКУ).

Об особенностях представления налоговой декларации иностранными работниками — нерезидентами — см. «Бухгалтер» № 6’2012, с. 40–41).

Иванна Погребняк, юрист ЮФ «ILF»,

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше