Темы статей
Выбрать темы

Если на предприятие явились с фактической проверкой

Редакция БР
Статья

— Ну, дорогие гости,
раз уж пришли...

Если на предприятие явились с фактической проверкой

Особенности фактических проверок по НКУ в обзорном режиме мы анализировали в «Бухгалтере» № 1–2’2011 на с. 61–62.

Напомним, что фактическая проверка проводится налоговиками в отношении соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документов, подтвер­ждающих госрегистрацию юрлиц и ФОПов, лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (п/п. 75.1.3 НКУ).

Особенность фактической проверки состоит в том, что она проводится по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, нахождения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика налогов (что вполне соответствует названию самих проверок) без его предупреждения (п. 80.1 НКУ).

Условия допуска

В соответствии со ст. 81 НКУ допускать к проведению фактической проверки следует только в случае предъявление проверяющими:

направления на проведение проверки,

копии приказа о назначении проверки,

служебного удостоверения.

Направление на проверку

В направлении на проведение проверки обязательно должны указываться реквизиты приказа о назначении соответствующей проверки. Также в направлении обязательно должны указываться:

дата выдачи,

название органа государственной налоговой службы,

наименование (Ф. И. О.) и реквизиты проверяемого субъекта — объекта,

цель,

вид (плановая или внеплановая),

основания,

дата начала и продолжительность проверки,

должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС.

Кроме того, направление составляется отдельно на каждого проверяющего, а также отдельно по каждому субъекту или объекту, который подлежит проверке согласно приказу (письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125 в «Бухгалтере» № 10’2011 на с. 26–28).

При предъявлении направления налогоплательщику нужно в нем расписаться с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления. В случае отказа расписаться в направлении на проверку составляется акт, удостоверяющий факт отказа. При этом акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.

В общем же случае в качестве оснований для проведения фактической проверки могут служить следующие обстоятельства*:

* Именно ссылка на одно из данных обстоятельств, а точнее на пункт НКУ, должна содержаться в приказе и направлении на проведение проверки для того, чтобы считать их надлежащим образом оформленными. Дело в том, что налоговые органы утверждают, что имеют право не говорить плательщику, по информации какого органа проводится фактическая проверка (см. письмо ГНАУ от 01.06.2011 г. № 5283/К/23-7014/624 в «Бухгалтере» № 47’2011 на с. 30–31; об этом также см. письмо Минэкономики от 05.05.2011 г. № 3105-24/254 в «Бухгалтере» № 29’2011 на с. 34–35).

выявление по результатам проверок других плательщиков фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления плательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документа о госрегистрации, патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и имеется необходимость проверки таких фактов (п/п. 80.2.1 НКУ);

— получение от государственных органов или органов местного самоуправления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, в частности относительно осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документа о госрегистрации, патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров (п/п. 80.2.2 НКУ);

письменное обращение покупателя (потребителя) о нарушении установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования (п/п. 80.2.3 НКУ);

непредставление субъектом хозяйствования обязательной отчетности об использовании РРО, расчетных книжек и КУРО, представление их с нулевыми показателями (п/п. 80.2.4 НКУ);

— получение информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта (п/п. 80.2.5 НКУ);

— выявление нарушений по результатам предыдущей проверки (п/п. 80.2.6 НКУ);

— получение информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации (п/п. 80.2.7 НКУ).

Приказ о проведении проверки

В приказе о назначении проверки налоговики (см. упомянутое выше письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125) рекомендуют (хоть это прямо и не указано в НКУ) учитывать все обязательные ре­квизиты, предусмотренные для направления на проведение проверки,— см. перечень данных реквизитов выше.

Копия приказа о назначении проверки должна быть вручена под расписку должностным лицам предприятия (либо лицам, осуществляющим расчетные операции, в случае проверки РРО) до начала проведения фактической проверки (п. 80.2 НКУ).

Такой приказ составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (указанием перечня) его хозяйственных объектов (при наличии), подлежащих проверке, с указанием должностей и фамилий должностных лиц, которые будут проводить проверку (письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125).

Недопуск к проверке

Основанием для недопуска проверяющих к проведению фактической проверки является непредъявление проверяющими указанных документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушениями (п. 81.1 НКУ). Отказывать в допуске к проведению проверки по другим причинам запрещено .

При отказе в допуске проверяющие обязаны составить акт, который удостоверяет факт отказа (п. 81.2 НКУ). В случае недопуска к проверке без законных оснований согласно п/п. 94.2.3 НКУ налогоплательщику грозит административный арест имущества, который может быть применен, если он отказывается от допуска должностных лиц органа ГНС.

Контрольная расчетная операция

НКУ закрепляет право налоговиков на осуществление «контрольной расчетной операции» перед началом проверки порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций, то есть еще до предъявления направления (п. 80.4 НКУ). Поэтому фактическая проверка может начаться с такой «контрольной расчетной операции».

Особенностью проведения фактической проверки в данном случае является то, что такая проверка согласно пункту 80.7 НКУ проводится двумя и более должностными лицами органа государственной налоговой службы в присутствии должностных лиц предприятия или его представителя и/или лица , фа­ктически осуществляющего расчетные операции (письмо­ ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125).

Таким образом, фактическая проверка может проходить даже без обязательного присутствия должностных лиц предприятия. В такой ситуации лица , фактически осуществляющие расчетные операции, обязаны самостоятельно допускать проверяющих к проведению проверки. Поэтому для лица, фактически осуществляющего расчетные операции, в этой связи особую важность приобретает знание порядка допуска должностных лиц ГНС к фактической проверке.

После того как проверяющий сообщит о проведении контрольной расчетной операции, такому сотруднику предприятия следует внимательно изучить приказ и направление на проверку. В данном случае действуют точно такие же условия для допуска к проведению фактической проверки, как и в том случае, когда контрольная расчетная операция не проводится (см. выше).

Хронометраж

НКУ официально предоставил налоговикам право в ходе проведения фактических проверок осуществлять хронометраж хозяйственной деятельности (п. 80.8 НКУ). Согласно п/п. 14.1.264 НКУ

«хронометраж — процесс наблюдения за ведением хозяйственной деятельности плательщика налогов, осуществляемый в ходе проведения фактических проверок и применяемый органами государственной налоговой службы с целью установления реальных показателей относительно деятельности плательщика налогов, осуществляемой на соответствующем месте ее проведения».

В принципе, осуществление хронометража никаких сиюминутных последствий — штрафов, доначислений налоговых обязательств по косвенным методам (которые в НКУ вообще отсутствуют) — повлечь не должно. Но в случае существенного расхождения между зафиксированными и официальными показателями деятельности СПД полученная информация может быть передана органам налоговой милиции для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Скорее всего, при хронометраже больше стоит опасаться выявления конкретных нарушений кассовой дисциплины, порядка осуществления расчетных операций и фиксации таких нарушений.

Как сообщает ГНАУ в упомянутом письме от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125, по результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы и должностными лицами предприятия или его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими расчетные операции. Справка о результатах проведения хронометража является неотъемлемой частью (приложением) акта (справки) о результатах фактической проверки.

Сроки проведения фактических проверок

Сроки проведения проверок установлены в ст. 82 НКУ. Продолжительность фактической проверки не должна превышать 10 суток, с правом продления на срок до 5 суток по основаниям, определенным п/п. 82.3.1 и 82.3.2 НКУ, а именно:

1) по заявлению субъекта хозяйствования в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки;

2) при сменном режиме работы или суммированном учете рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.

Право приостанавливать фактическую проверку, в отличие от других видов выездных проверок, не предусмотрено.

Обращаем внимание на то, что продолжительность фактических проверок установлена в сутках, в то время как в отношении всех других видов проверок продолжительность установлена в рабочих днях.

Оформление результатов фактической проверки

Результаты фактической проверки оформляются актом (если при проверке были выявлены нарушения) или справкой (если нарушений не было) в порядке, определенном п. 86.5 НКУ. Правда, на сегодняшний день не существует документа, которым была бы утверждена форма акта фактической проверки. Так, налоговики в ЕБНЗ лишь уклончиво сообщили о том, что акт о результатах проведения фактической проверки должен соответствовать требованиям ст. 86 НКУ.

Налоговое уведомление-решение должно быть принято:

— либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки;

— либо, если к акту проверки представлялись возражения, в течение 3 рабочих дней со дня их рассмотрения и предоставления письменного ответа плательщику.

Заметим также, что в упомянутом выше письме от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125 разъяснен порядок взаимодействия налоговых инспекций, если плательщик зарегистрирован в одной ГНИ, а объект хозяйствования расположен на территории, которая относится к юрисдикции другой ГНИ. В таком случае проверка проводится налоговым органом по местонахождению проверяемого объекта. Данный орган составляет акт проверки и направляет его в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика, который выносит налоговое уведомление-решение.

Формы налоговых уведомлений-решений приводятся в приложении к Порядку направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденному приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985 (далее — Порядок*). В частности, в соответствии с п. 2.2 Порядка при применении штрафной (финансовой) санкции (штрафа) за нарушение норм неналогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, налоговики выписывают налоговое уведомление-решение по форме «С» (приложение 10 к Порядку).

* Порядок — см. в «Бухгалтере» № 17’2011 на с. 29–33, приложения к нему — там же, в разделе «Тема».

Григорий Берченко,
Иван Тургенев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше