— Еду? Еду!
Расходы на страхование арендованного авто: до и после 01.04.2011 г.
Наше предприятие — плательщик налога на прибыль занимается продажей продуктов питания и в соответствии с условиями заключенных договоров доставляет их некоторым покупателям (кафе, гостиницы и т. п.). При этом своего автотранспорта у предприятия нет, поэтому доставка товаров осуществляется арендованным автомобилем.
В 2011 году предприятие заключило договор на страхование арендованного транспортного средства. Можно ли включить в налоговые затраты страховые платежи по договору страхования арендованного автотранспорта?
Из вопроса неясно, в каком квартале 2011 года предприятие заключило договор страхования автомобиля, поэтому рассмотрим налоговый учет страховых расходов в зависимости от разных периодов заключения договора.
I квартал 2011 года
В этом случае налоговый учет страховых расходов должен осуществляться на основании Закона О Прибыли. Напомним, что до 01.04.2011 г. состав страховых расходов, которые могли быть отнесены на валовые затраты плательщика налога, был установлен в п/п. 5.4.6 Закона О Прибыли. Так, среди видов страхования, предусмотренных в упомянутой норме, указано страхование имущества плательщика налога. Поэтому при действии Закона О Прибыли расходы на страхование имущества разрешалось включать в валовые затраты только собственникам такого имущества, но:
— в пределах обычной цены страхового тарифа, действующего на момент заключения страхового договора;
— в размере, не превышающем 5% валовых затрат за отчетный налоговый период нарастающим итогом с начала года, а для сельхозпредприятий — за отчетный налоговый год.
Расходы же на страхование арендованного автомобиля отражались в налоговом учете в зависимости от вида аренды — оперативной или финансовой. Поскольку при оперативной аренде автомобиль остается собственностью арендодателя, на этом основании в период действия Закона О Прибыли ГНАУ с удовольствием отказывалась признавать валовые затраты по расходам на страхование арендованного имущества. Так, в письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316 (см. «Бухгалтер» № 9’2010, с. 15т) ГНАУ сделала упор на ст. 759 ГК Украины* и п/п. 8.5.1 Закона О Прибыли, исходя из которых пришла к выводу, что ОФ, находящиеся в оперативной аренде, отражаются на балансе арендодателя.
* Статью 759 «Договор найма» ГК — см. в «Бухгалтере» № 41’2007 на с. 2т.
Иное дело — финансовый лизинг. В соответствии с п/п. 8.5.2 Закона О Прибыли стоимость ОФ, переданных в финансовый лизинг, включается в состав балансовой стоимости соответствующей группы ОФ лизингополучателя. Поэтому лизингополучатель (арендатор) в рамках договора финансовой аренды мог включить в состав своих валовых затрат платежи по страхованию такого имущества (с учетом 5%-ного ограничения по расходам, предусмотренного п/п. 5.4.6 Закона О Прибыли).
II–IV квартал 2011 года
В Налоговом кодексе за состав страховых расходов, которые могут быть включены в затраты плательщика налога, отвечает п/п. 140.1.6. В нем, в частности, упоминаются любые расходы на страхование
«объекта финансового лизинга, а также оперативного лизинга, концессии государственного или коммунального имущества при условии, что это предусмотрено договором».
Согласно п/п. 14.1.97«а» НКУ оперативный лизинг (аренда) — это
«хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая передачу арендатору основного фонда, приобретенного либо изготовленного арендодателем, на условиях иных, нежели предусмотренные финансовым лизингом (арендой)» .
Как известно, п/п. 140.1.6 НКУ содержит перечень расходов, относящихся к так называемым расходам двойного назначения, то есть включаемым в состав затрат при соблюдении ряда условий.
При этом мы видим практически единственное условие для того, чтобы расходы на страхование объекта оперативного лизинга попали в затраты арендатора: такое страхование должно быть предусмотрено соответствующим договором**. Таким образом, с 01.04.2011 г. стало не важно, кому принадлежит арендованное имущество — арендатору или арендодателю; значение теперь имеют условия договора оперативного или финансового лизинга. То есть в договоре оперативной аренды автомобиля должны быть прописаны соответствующие обязательства относительно его страхования.
** Правда, существует еще одно важное условие — связь страхования с хозяйственной деятельностью плательщика налога. Впрочем, оно не новое, поскольку выдвигалось и в «прибыльные» времена; об этом ГНАУ регулярно напоминала в своих письмах, например в письме от 09.01.2003 г. № 290/7/15-2317.
Поскольку в рассматриваемой ситуации арендованный автотранспорт используется для доставки товаров покупателям, расходы на его страхование включаются в состав расходов на сбыт. Подпунктом 138.10.3«д» НКУ установлено, что в сбытовые расходы входят
«расходы на содержание основных средств, прочих необоротных материальных активов, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (оперативная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана)».
Указанные расходы признаются затратами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, в соответствии с правилами бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ). И в налоговой декларации по налогу на прибыль образца 2011 года (см. ее в «Бухгалтере» № 16’2011 на с. 3т–7т) для таких расходов была предусмотрена строка 06.3.14 приложения ВЗ (см. там же, с. 19т) с последующим включением этой суммы в расходы на сбыт по строке 06.3.ВЗ Декларации.
Алла Погребняк