Темы статей
Выбрать темы

Расходы ФОПа-общесистемника: с 06.08.2011 г. — только операционные

Редакция БР
Ответы на вопросы

— Сохранить
здоровье чтоб,

буду я не ЧПЕН,
а ФОП

на общей системе.

— Ну смотри…

Расходы ФОПа-общесистемника:
с 06.08.2011 г. — только операционные

Я — предприниматель на общей системе налогообложения. Какие расходы в настоящее время я могу включить в предпринимательские затраты? Что думают по этому поводу налоговики? Относятся ли на предпринимательские затраты сумма процентов, начисленных за пользование банковским кредитом, и оплата лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками?

Напомним, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 3609-VI в п. 177.4 НКУ, с 06.08.2011 г. предприниматель-общесистемник (ФОП) может включить в свои затраты только расходы операционной деятельности согласно разде­лу III этого Кодекса (разумеется, при условии, что они подтверждены документально и связаны с получением дохода в отчетном периоде). До этого п. 177.4 НКУ признавал затратами расходы производства (обращения) согласно разделу III НКУ.

А теперь — более детально. В разделе III НКУ ФОП должен обратить внимание на п. 138.1, согласно которому расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, состоят из расходов операционной деятельности и прочих расходов. Как известно, к расходам операционной деятельности относятся расходы, указанные в пунктах 138.4 , 138.6–138.9, подпунктах 138.10.2–138.10.4 и пункте 138.11 НКУ:

1) это расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, в том числе общепроизводственные расходы* (расшифровка этих расходов приведена в п. 138.4 , 138.6–138.9);

2) административные расходы, направленные на обслуживание и управление производством (п/п. 138.10.2 НКУ);

3) расходы на сбыт, включающие расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (п/п. 138.10.3 НКУ);

4) прочие операционные расходы, связанные с хозяйственной деятельностью (п/п. 138.10.4 НКУ);

5) расходы, не отнесенные на затраты в текущем отчетном году: по причине ошибки ; в связи с потерей , уничтожением или порчей документов, подтверждающих понесенные расходы, и подтвержденные такими документами в отчетном периоде (п. 138.11 НКУ).

* Состав общепроизводственных расходов приведен в п/п. 138.8.5 НКУ.

Как видим, состав затрат начиная 06.08.2011 г. выглядит более компактно-прижимисто, ведь расходы операционной деятельности уже, нежели расходы производства (обращения).

Следует отметить, что органы ГНС в своих разъяснениях, представленных в ЕБНЗ , однозначно подтверждают, что при определении объекта обложения ФОПа-общесистемника благодаря п. 177.4 и 138.1 НКУ учитываются только расходы операционной деятельности, которые определяются согласно п. 138.4, п. 138.6–138.9, п/п. 138.10.2–138.10.4, п. 138.11 НКУ.

Так, налоговики разрешили включать в состав расходов ФОПа (работодателя) сумму добровольных взносов, уплачиваемых им в соответствии с договорами долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения наемных работников.** При этом они сослались на п/п. 138.8.2, 138.10.2 «б» и 138.10.3 «в» НКУ, согласно которым в затраты плательщика налога включаются расходы на оплату труда, в частности заработная плата и другие выплаты работникам, непосредственно занятым в производстве продукции, реализации товаров, работ, услуг (продавцы, торговые агенты и др.), и административного аппарата.

** В пределах, установленных абз. 2 и 3 п. 142.2 НКУ.

Не возражают налоговики и против включения в затраты ФОПа стоимости коммунальных услуг, уплаченных за арендованное им помещение. Пристанище для таких расходов они узрели в п/п. 138.8.5 «г» НКУ (расходы на оперативную аренду ОС, других необоротных активов общепроизводственного назначения) и в п/п. 138.8.5 «д» НКУ (расходы на отопление, освещение , водоснабжение и водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений).

Правда, отвечая на вопрос, включается ли в состав расходов ФОП на общей системе налогообложения сумма арендной платы за недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности (помещение, земля, другое), налоговики конкретный пункт назначения расходов не указали (а это п/п. 138.8.5 «г» НКУ), однако такую возможность подтвердили.

Специалисты ГНС прямо разрешили «общему» ФОПу включить в состав своих затрат также такие разновидности административных расходов, как расходы на приобретение ГСМ (п/п. 138.10.2 «в» НКУ); расходы на расчетно-кассовое обслуживание в банке (п/п. 138.10.2 «є» НКУ); расходы на изготовление печатей и штампов (п/п. 138.10.2 «ж» НКУ); расходы на стоимость разговоров, осуществляемых ФОПом с мобильных телефонов (п/п. 138.10.2 «ґ» НКУ).

Вполне ожидаемо налоговиками признаются и сбытовые расходы ФОПов, в частности расходы на рекламу (п/п. 138.10.3 «г» НКУ) и расходы на командировки наемных работников, занятых сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (п/п. 138.10.3 «ґ» НКУ).

Сам же ФОП съездить в командировку и при этом уменьшить свой объект налогообложения на командировочные расходы, даже связанные со сбытом , не может. Обоснование в ЕБНЗ железное : данные расходы (п/п. 140.1.7 НКУ) не относятся к операционной деятельности!

Обошлось без сюрпризов и в ситуации с п/п. 138.10.4 «в» НКУ: налоговики прогнозируемо разрешили отнести на затраты сумму уплаченных налогов и сборов, в том числе и сумму уплаченного ЕСВ (отдельный ответ в ЕБНЗ), как прочих расходов операционной деятельности, связанных с хозяйственной деятельностью.

Другое дело — расходы, не относящиеся к операционным. Здесь налоговики заняли жесткую, но законную позицию. Так, они разъяснили в ЕБНЗ, что указанные в п/п. 140.1.3 НКУ расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случае, если законодательством предусмотрена обязательность перио­дической переподготовки или повышения квалификации, не относятся к расходам операционной деятельности, а потому в состав затрат ФОПа не включаются.

Непоколебима ГНАУ и в вопросе невключения в состав затрат общего ФОПа стоимости приобретенного движимого и недвижимого имущества , используемого в его хозяйственной деятельности. По ее мнению, указанные активы подлежат амортизации, а ФОП не может учесть в составе затрат амортизационные начисления, поскольку не имеет права вести бухгалтерский учет. На этот издевательский аргумент мы обращали внимание в «Бухгалтере» № 7’2011 на с. 44–45. Там, в частности, мы подчеркивали, что Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» устанавливает обязанность юридических лиц вести бухучет, однако при этом не запрещает вести бухучет предпринимателям. В конце концов ведение бухучета — деятельность не лицензируемая , разрешительная система на нее тоже вроде не распространяется.

Когда же у налоговиков спрашивают, включается ли в состав затрат общего ФОПа сумма амортизации ОС, они умно отвечают, что в соответствии с п/п. 138.10.2 «в» НКУ в состав административных расходов включаются расходы на содержание ОС, других необоротных материальных активов общехозяйственного использования, амортизация. Да только вот беда : ведение бухучета состава затрат и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации, для ФОПов законодательством не предусмотрено. Так что с подачи ГНАУ пока у ФОПов дружба с бухучетом никак не складывается, и, соответственно, сумма амортизации ОС в состав затрат не включается.

Итак, мы видим, что указанные изменения существенно преобразовали порядок налогообложения ФОПа. Так, с 06.08.2011 г. он не сможет включить в состав своих затрат расходы, перечисленные в п/п. 138.10.5 НКУ, а именно финансовые расходы, к которым относятся расходы на начисление процентов, в частности по кредитам и займам. Это означает, что сумме процентов, начисленных за пользование банковским кредитом , нет места в составе затрат ФОПа.

Между прочим, до изменений, внесенных Законом № 3609-VI в п. 177.4 НКУ, налоговики не возражали против «процентных» расходов ФОПа (см. ЕБНЗ, раздел 180.04).

Что касается стоимости лицензий, то на их включение в затраты ФОПа с 06.08.2011 г. тоже наложено табу. Напомним, что ФОПу больше нельзя уменьшать доход (выручку) на прочие расходы обычной деятельности (п/п. 138.10.6 НКУ). К ним как раз и относятся расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений (п/п. 138.10.6 «ж» НКУ).

ГНАУ в ЕБНЗ разъяснила, что, поскольку «лицензионные» расходы ФОПа не относятся к операционным, он не имеет права включить их в состав своих затрат. Думаем, что ФОПы будут сильно огорчены таким развитием событий, поскольку в отношении включения в затраты ФОПа стоимости лицензий* до вышеупомянутых изменений налоговики занимали взвешенную позицию (см. ЕБНЗ, раздел 180.04).

* Кстати, в том же п/п. 138.10.6 сидят расходы на всякого рода перечисления разным неприбыльным организациям, однако налоговики и до 06.08.2011 г. не разрешали включать их в ФОП-расходы, мотивируя это отсутствием связи с получением доходов.

По поводу отсутствия расходов на приобретение лицензий хотим обратить внимание на специальную оговорку в п/п. 137.10.6«ж»:

«кроме тех, стоимость и срок использования которых соответствуют признакам, установленным для основных средств разделом I настоящего Кодекса, и [которые] подлежат амортизации в составе нематериальных активов».

В «Бухгалтере» № 28’2011 на с. 42–43 мы уже говорили о том, что с 01.04.2011 г. порядок отражения расходов на приобретение лицензии зависит не только от срока ее использования, но и от ее стоимости.

То есть если лицензия долгосрочная и дорогая*, то расходы на ее приобретение должны амортизироваться. Однако, учитывая безапелляционное мнение ГНАУ по поводу отсутствия амортрасходов у предпринимателя, далеко не всякий ФОП отважится воспользоваться «амортизационным» вариантом уменьшения своих доходов.

* Напомним, что в 2011 году стоимостный критерий ОС и НМА составлял 1000 грн, а в 2012 году он составляет 2500 грн.

 

Ну а смелый?

Смелый ФОП может взять на вооружение аргументы, приведенные в «Бухгалтере» № 7’2011 на с. 44–45, и побороться за право на амортизацию ОС (НМА).

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше