— Тама стока букафф...
Письмо Государственной
таможенной службы Украины
от 22.05.2012 г. № 20/1-11/04992-ЕП
О новациях
Таможенного кодекса Украины
Начальникам региональной таможни, таможне
С 01.06.2012 вступает в силу Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 № 4495-VI, который предусматривает ряд новаций, в том числе в части фиксации нарушений таможенных правонарушений, производства по делам о нарушении таможенных правил, привлечения к административной ответственности.
I. Новым Таможенным кодексом изменяются или отменяются некоторые виды нарушений таможенных правил.
В частности, в новом Таможенном кодексе Украины отсутствуют аналоги правонарушений, предусмотренных статьями 330, 333–335, 338, 344, 350 действующего Таможенного кодекса Украины.*
Вместе с тем некоторые статьи действующего Таможенного кодекса Украины нашли свое отражение в новых статьях. В частности:
а) положения статей 337 и 347 учтены в части 1 статьи 469 ;
б) положения статьи 336 учтены в части 2 статьи 469 ;
в) положения статьи 331 учтены :
— в части 3 статьи 470 ;
— в части 3 статьи 469, при этом введена новация — ответственность наступает за выдачу без разрешения таможенного органа или потерю товаров, таможенное оформление которых не закончено, или товаров, пребывающих на временном хранении под таможенным контролем на складе временного хранения, на складе организации — получателя гуманитарной помощи или на таможенном складе;
— в части 3 статьи 478, согласно которой ответственность наступает в случае выдачи без разрешения таможенного органа или потери товаров, хранящихся в режиме таможенного склада на таможенных складах;
г) положение статьи 332 — в части 1 статьи 470 ;
д) положение статьи 348 — в статье 481 ;
е) положения статей 354 и 355 объединены в статью 485.
Одновременно в статье 485 нового Таможенного кодекса Украины введены новые квалифицирующие признаки:
— заявление в таможенной декларации с целью неправомерного освобождения от уплаты таможенных платежей или уменьшения их размера ложных сведений;
— и/или предоставление с этой же целью таможенному органу документов, содержащих ложные сведения относительно существенных условий внешнеэкономического договора (контракта), веса, количества, страны происхождения, отправителя;
— и/или получателя товара, ложные сведения, необходимые для определения кода товара по УКТ ВЭД и его таможенной стоимости.
Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в процентном эквиваленте, а именно трехсот процентов неуплаченной суммы таможенных платежей.
При осуществлении производства по делам о нарушении таможенных правил следует обращать внимание на то, что в соответствии с частью третьей статьи 3 нового Таможенного кодекса Украины нормы законов Украины, которые смягчают или отменяют ответственность лица за нарушения таможенных правил, предусмотренные данным Кодексом, имеют обратное действие во времени, то есть их нормы распространяются и на правонарушения, совершенные до принятия данных законов. Нормы законов Украины, которые устанавливают или усиливают ответственность за такие правонарушения, обратного действия во времени не имеют.
Кроме того, статьей 8 КУоАП также определено, что лицо, которое совершило административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время и по месту разбирательства дела о правонарушении.
Таким образом, при разрешении вопроса относительно привлечения нарушителей таможенных правил к административной ответственности в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Украины следует учитывать требования статей 3 и 467 данного Кодекса, а также ст. 8 КУоАП.
II. Новым Таможенным кодексом Украины предусмотрены новые составы административных правонарушений. В частности, ст. 479 предусматривает ответственность за нарушение порядка или сроков распоряжения товарами, размещенными в магазине беспошлинной торговли, статья 480 — нарушение порядка осуществления операций по переработке товаров.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью второй статьи 58 Конституции Украины никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушение.
III. Новым Таможенным кодексом Украины введены такие новые понятия, как компромисс в делах о нарушении таможенных правил, мировое соглашение, доказательства по делам о нарушении таможенных правил.
Расширен перечень лиц, принимающих участие в производстве по делам о нарушении таможенных правил. В частности, к категории этих лиц отнесены собственники товаров и транспортных средств (заинтересованные лица), представитель таможенного органа.
При этом представитель таможенного органа поддерживает позицию данного органа относительно привлечения к административной ответственности лица, совершившего правонарушение, в ходе рассмотрения указанного дела судом, а также наделен соответствующими процессуальными правами, в частности принимает участие в судебных заседаниях, предоставляет доказательства, заявляет ходатайство и отводы, обжалует решение, постановления и определения суда.
Изменен порядок исчисления сроков административного задержания. Кроме того, статьей 467 нового Таможенного кодекса Украины ограничены сроки применения конфискации предметов правонарушения.
Также отмечаем, что новым Таможенным кодексом Украины расширен перечень случаев исключения административной ответственности за совершение некоторых видов правонарушений.
В частности, в соответствии со статьей 268 данного Кодекса допущение в таможенной декларации ошибок, которые не привели к неправомерному освобождению от уплаты таможенных платежей или уменьшению их размера, к необеспечению соблюдения мероприятий тарифного и/или нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, не влечет применения санкций. Если лицо систематически (более двух раз в течение месяца) допускает в таможенной декларации ошибки, то санкции к такому лицу применяются.
Направляем для учета в работе.
Начальник Департамента борьбы с контрабандой,
анализа рисков и противодействия коррупции
А. Попивняк
От редакции
Приводим названия статей Таможенного кодекса от 11.07.2002 г. № 92-IV в том порядке, в котором они упомянуты в тексте письма:
ст. 330 «Непредставление таможенному органу документов, необходимых для осуществления таможенного контроля», ст. 333 «Неостановка транспортного средства», ст. 334 «Отправление транспортного средства без разрешения таможенного органа», ст. 335 «Причаливание к судам, пребывающим под таможенным контролем», ст. 338 «Повреждение или утрата таможенного обеспечения», ст. 344 «Непредставление таможенному органу документов и образцов товаров для проведения исследования (анализа, экспертизы)», ст. 350 «Нарушение установленного маршрута перемещения товаров»; ст. 337 «Грузовые и другие операции, которые проводятся без разрешения таможенного органа»; ст. 347 «Нарушение установленного порядка уничтожения (разрушения) товаров»; ст. 336 «Неправомерные операции с товарами, транспортными средствами, пребывающими под таможенным контролем, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими»; ст. 331 «Выдача товаров, транспортных средств без разрешения таможенного органа или их утрата»; ст. 332 «Недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств, документов»; ст. 348 «Нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе товаров»; ст. 354 «Использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате налогов и сборов, в других целях», ст. 355 «Действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера»;
ст. 485 нового ТК № 4495-VI «Действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей».
07.06.2012 г. ВР приняла Закон (законопроект № 10452/П), который согласовывает отдельные нормы Таможенного и Налогового кодексов. Так что вскоре опять ждите новаций…
* Здесь и далее — названия упомянутых в этом письме статей ТКУ приведены после документа.— Ред.