Ничего себе бомбочка...
Спонсорская помощь не включается в затраты
Учитываются ли в составе расходов на сбыт товаров (работ, услуг) средства, перечисленные плательщиком налога на прибыль в качестве спонсорской помощи для создания теле-, радиопередач, материалов в других средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях?
В соответствии с абзацем «г» п/п. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса в состав расходов на сбыт, которые учитываются при определении объекта налогообложения, относятся расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.
Согласно п. 138.2 ст. 138, п/п. 139.1.9 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса расходы на рекламу, исследование рынка (маркетинг) и на предпродажную подготовку товаров, которые могут быть учтены плательщиком налога в составе расходов, должны быть подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами об осуществлении таких расходов.
Статьей 1 Закона о рекламе определено, что реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара.
Спонсорство — это добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами какой-либо деятельности с целью популяризации исключительно своего имени, наименования, своего знака для товаров и услуг.
В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе в теле-, радиопередачах, материалах в других средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях, которые созданы и проводятся при участии спонсоров, запрещается приводить какую-либо информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах, кроме имени или наименования и знака для товаров и услуг спонсоров.
Следовательно, поскольку сведения о спонсоре не являются информацией рекламного характера, то средства, перечисленные плательщиком налога в качестве спонсорской помощи для создания теле-, радиопередачи, материала в других средствах массовой информации, зрелищных и других мероприятиях, не включаются в состав расходов на сбыт товаров (работ, услуг) такого плательщика.
Консультация подготовлена Н. Пасечник,
заместителем начальника
Управления по работе с Единой базой налоговых знаний
и письменных обращений плательщиков налогов
Информационно-справочного департамента
государственной налоговой службы — начальником отдела,
И. Денисенко , Е. Иваницкой, И. Романюк, Р. Соколюком и О. Шаровой,
главными государственными налоговыми инспекторами
«Вісник податкової служби України» № 22/2012
Комментарий от С. П.
С позицией ГНС мы не согласны. Как видно из приведенных цитат из Закона о рекламе, спонсорство осуществляется с целью популяризации имени, наименования и знака для товаров и услуг. Данная цель вполне увязывается с предназначением рекламы — формированием или поддержанием осведомленности и интереса потребителей к лицу и его товарам. Популяризуя свое имя, наименование и знак, лицо несомненно привлекает/удерживает интерес к себе и к своей продукции.
Ссылка на ст. 5 Закона о рекламе*, приведенная в данной консультации, вообще опровергает версию ГНС: ведь установленный в Законе запрет на информацию рекламного характера, кроме имени или наименования и знака спонсоров, фактически означает, что информация об имени, наименовании и знаке спонсора является рекламной. Какой смысл было выписывать в Законе это самое «кроме», если информация ни об имени, ни о наименовании, ни о знаке, как полагает ГНС, и так не является рекламной?
Обращаем также внимание на то, что п/п. 140.1.5 НКУ разрешает включение в затраты расходов на проведение рекламы. Данная формулировка является гораздо более либеральной, нежели п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли, признававший в составе валовых затрат лишь расходы на рекламу в отношении товаров (работ, услуг), которые продаются данными плательщиками. Это препятствовало отнесению на затраты рекламы имени-наименования и ставило под сомнение затраты при рекламировании товарного знака (напомним, что в «Бухгалтере» № 15’2002 на с. 45 доказывалось, что реклама торгового знака является специфическим способом рекламы товаров (услуг), на которых данный знак размещается). Сейчас же (при действии НКУ) подобных преград нет.
* Статью 5 и упомянутую в консультации еще и статью 1 Закона «О рекламе» — см. в «Бухгалтере» № 42’2010 на с. 2т–3т.