...И спрятан конфликт интересов
на кончике иглы китайского шприца...
О примерах применения таможенными органами
правила о конфликте интересов в условиях действия НКУ
Письмо Государственной
таможенной службы Украины
от 01.02.2012 г. № 11.1/2-15.1/843*
Государственной таможенной службой Украины рассмотрено Ваше обращение относительно предоставления информации о применении на практике в 2011 году положений Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) относительно разрешения конфликта интересов, направленное в адрес Гостаможслужбы Украины письмом Администрации Президента Украины от 20.01.2012 № 03-01/181.
Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Кодекса одним из принципов, на которых основывается налоговое законодательство Украины, является презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа.
В соответствии с пунктом 56.21 статьи 56 Кодекса в случае, когда норма данного Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, либо когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, либо когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.
В отношении примеров применения таможенными органами указанных выше норм законодательства информируем о следующем.
В соответствии с Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 29.09.2009 № АД-216/2009/4402-37 «О применении окончательных антидемпинговых мер относительно импорта в Украину шприцев происхождением из Королевства Испания, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республики Германия** и Китайской Народной Республики» установлены окончательные антидемпинговые меры, которые применяются путем введения взимания окончательной антидемпинговой пошлины относительно импорта в Украину следующих товаров:
для шприцев из полимерных материалов с иглами или без игл, двукомпонентных и трехкомпонентных:
— объемом 2 мл происхождением из Китайской Народной Республики — 24,36%;
— объемом 5 мл происхождением из Китайской Народной Республики — 54,15%;
— объемом 10 мл происхождением из Китайской Народной Республики — 347,14%;
— объемом 5 мл происхождением из Королевства Испания — 10,54%;
— объемом 10 мл происхождением из Королевства Испания — 196,38%;
— объемом 10 мл происхождением из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — 23%;
— объемом 10 мл происхождением из Федеративной Республики Германия** — 37%.
В соответствии со статьей 31 Закона Украины от 16.05.91 № 959-ХII «О внешнеэкономической деятельности» применение налоговых, таможенных и других льгот, действующих при импорте в Украину товаров, в отношении которых применяются антидемпинговые, компенсационные или специальные меры, приостанавливается на срок до окончания применения указанных мер.
Вместе с тем согласно подпункту 197.1.27 пункта 197.1 статьи 197 Кодекса операции по ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями), а также изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины, освобождаются от обложением налогом на добавленную стоимость (аналогичная норма была предусмотрена и Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость», действовавшим до вступления в силу Кодекса).
То есть в соответствии с указанными положениями Кодекса операции по импортированию в Украину шприцев освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Учитывая наличие в течение одного периода действующих норм законодательства, устанавливающих разные требования относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость шприцев, импортируемых в Украину, таможенные органы, руководствуясь пунктом 56.21 статьи 56 Кодекса, осуществляют их таможенное оформление с предоставлением льготы в обложении НДС.
При этом информируем, что в соответствии с разъяснениями, предоставленными Гостаможслужбе Украины письмом Министерства юстиции Украины от 22.03.2006 № 20-36-46, указанная практика применялась таможенными органами и в прошлые годы, когда действовал Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», подпункт 4.4.1 пункта 4.4 статьи 4 которого содержал норму, аналогичную норме, предусмотренной пунктом 56.21 статьи 56 Кодекса.
Первый заместитель Председателя Службы
А. Дороховский
От редакции
Спасибо шприцам — спасли ситуацию, помогли привести пример конфликта интересов, унаследованного еще со времен Закона «О порядке погашения…».
Прикольно, но второго примера (просили скромно — два) в ГТСУ не нашли.
* Приводим запрос, ответом на который является этом письмо:
«Известно, что НК Украины закреплены правила разрешения конфликта интересов (п/п. 4.1.4 и п. 56.21 НК Украины). Но на данный момент не было сообщений о применении указанной нормы конфликта интересов органами Гостаможслужбы в 2011 году.
Прошу предоставить информацию относительно случаев реального применения (два примера) указанной нормы п/п. 4.1.4 и п. 56.21 НК Украины органами Гостаможслужбы в 2011 году (то есть в качестве примеров привести случаи применения правила разрешения конфликта норм в настоящее время, как это сделано в письме ГТСУ от 07.04.2010 № 11/410.15/2979 и письме ГНА Украины от 12.10.2010 № 12932/5/170716)».— Ред.
** Такое написание названия страны (Германия даже в родительном падеже) было официально установлено еще в советское время — чтобы ФРГ ни в коем случае не воспринималась как часть некой единой (вместе с ГДР ) Германии.— Ред.