Отзывчивая налоговая
По требованию Минюста налоговики отозвали ряд писем
годичной давности касательно обложения НДС
Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 21.03.2012 г. № 8169/7/15-3417
Об отзыве писем ГНАУ относительно НДС
Государственная налоговая служба Украины по требованию Министерства юстиции Украины от 31.01.2012 г. № 10.1-19/11 отзывает с мест применения методические рекомендации для подготовки налоговых консультаций плательщикам налога, направленные в адрес региональных ГНА письмами ГНА Украины:
— от 24.01.2011 г. № 1705/7/16-1517*;
— от 26.01.2011 г. № 2093/7/16-1517**;
— от 31.01.2011 г. № 2510/7/16-1417***;
— от 01.02.2011 г. № 2533/7/16-1517;
— от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417;
— от 18.02.2011 г. № 4686/7/16-1517****;
— от 04.03.2011 г. № 6286/7/16-1517;
— от 23.03.2011 г. № 8019/7/16-1517*****;
— от 25.03.2011 г. № 8342/7/16-1517.
При этом ГНС Украины рекомендует при подготовке налоговых консультаций плательщикам налога использовать вместо отозванных методических рекомендаций унифицированные вопросы-ответы из Единой базы налоговых знаний, которые были подготовлены на основе данных рекомендаций, а также обобщающие налоговые консультации, утвержденные приказами ГНС Украины.
Заместитель Председателя А. Игнатов
* В данном письме («Бухгалтер» № 6’2011, с. 16) налоговики разрешали в 2011 году применять ежеквартальное представление налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость только плательщикам единого налога, уплачивающим ЕН по ставке 6 процентов и являющимся зарегистрированными плательщиками НДС. Все остальные плательщики налога на добавленную стоимость должны были представлять налоговую отчетность по НДС ежемесячно.— Ред.
** Данное письмо («Бухгалтер» № 7’2011, с. 8–12) касалось определения перечня операций, на которые распространяется освобождение от уплаты НДС с 1 января 2011 года до 1 января 2014 года, согласно товарным позициям УКТ ВЭД.— Ред.
*** Данное письмо «Об отдельных вопросах применения специального режима обложения НДС» («Бухгалтер» № 7’2011, с. 24–25) касалось невозврата копии свидетельства о регистрации сельскохозяйственного предприятия в качестве субъекта специального режима обложения НДС в случае возврата оригинала этого свидетельства или подачи соответствующего заявления плательщиком налога в органы ГНС об аннулировании, замене или утере этого свидетельства.— Ред.
**** В данном письме («Бухгалтер» № 10’2011, с. 8–10) содержалось разрешение применять налоговую льготу относительно освобождения от обложения НДС операций по поставке строительномонтажных работ по строительству доступного жилья (п. 197.15 НКУ) только тем, кто является застройщиком и определен исполнителем региональной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья в соответствующем регионе (указан в паспорте такой программы) и непосредственно осуществляет строительномонтажные работы. Тем же СПД, которые выполняют работы по договорам субподряда, право использовать льготу по налогообложению налоговики запрещали.— Ред.
***** Данное письмо («Бухгалтер» № 14’2011, с. 12) говорило о порядке обложения НДС операций по поставке услуг, предоставляемых иностранным и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов.— Ред.
Комментарий от Г. Б. и И. Т.
Отозванные налоговиками письма касаются обложения НДС. Ну а поводом для их отзыва стало некое требование Минюста от 31.01.2012 г. № 10.119/11. К сожалению, в открытых источниках нам его найти не удалось. Впрочем, мы смогли установить, что данное требование оформлено письмом Минюста «О состоянии исполнения законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов за 2011 год».
Следует отметить, что Минюст раньше уже обращал внимание на незаконность отозванных писем (см. его письмо от 28.04.2011 г. № 39150411/101), однако, чтобы отреагировать, налоговикам понадобился целый год. В том же письме Минюст пояснял, в чем именно заключаются его претензии. Причина требования об отзыве писем тогда крылась в том, что Минюст нашел в них новые правовые нормы, которые регулируют вопросы применения норм НКУ, затрагивают права, свободы и законные интересы юридических и физических лиц и имеют межведомственный характер. Такие правовые нормы должны вводиться только нормативно-правовыми актами, коими письма налоговиков не являются. Судя по всему, этими же причинами Минюст руководствовался и выдвигая повторно требование об отзыве этих писем.
Впрочем, похоже на то, что налоговикам просто пришлось, стиснув зубы, выполнить указания свыше, и сам отзыв писем не связан с принципиальным изменением позиции. На претензии со стороны Минюста ГНСУ ответила формально.
Обоснуем это.
Во-первых, налоговики, если бы очень хотели, то отменили бы эти письма уже давно. Тем более что Минюст их об этом просил и ранее.
Во-вторых, в перечне отмененных писем самое свежее письмо датируется 25 марта 2011 года. С учетом того что с тех пор законодательное регулирование и разъяснительная практика налоговиков ушли далеко вперед, отмена писем годичной давности выглядит не очень серьезно.
В-третьих, об изменении позиции можно было бы написать прямо. Мол, вот смотрите: раньше мы считали так, но на самом деле нужно считать вот так. Вот это была бы честная позиция. Но ГНСУ, наоборот, рекомендует обращаться к разъяснениям из ЕБНЗ, подготовленным на основании отозванных писем!
То есть фактически ни о какой изменении позиции речь не идет!
И это очень удобно. Посудите сами: проконтролировать ЕБНЗ Минюсту будет намного сложнее, чем письма. Более того, разъяснения в ЕБНЗ, в отличие от писем, невозможно отозвать.
При этом все-таки некий позитив в отмене писем усмотреть можно. В случае возникновения спора на позицию Минюста, а также на факт отмены писем можно ссылаться в качестве дополнительных аргументов, подтверждающих незаконность той или иной НДСной позиции налоговиков.
Ниже мы проанализируем те из отозванных писем, содержание которых за год с лишним от момента издания еще не успело устареть (для остальных писем достаточно уже приведенных комментариев в сносках).
Итак, ГНСУ отозвала:
— письмо от 01.02.2011 г. № 2533/7/161517 («Бухгалтер» № 9’2011, с. 6–7).
В данном письме налоговики пришли к выводу, что операции по поставке услуг по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ не подпадают под льготу по обложению НДС, установленную в п/п. 197.1.5 НКУ, в силу того, что не входят в перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию. Следовательно, такие операции должны облагаться НДС по ставке 20%. При этом аналогичное разъяснение, содержащиеся в ЕБНЗ, продолжает действовать;
— письмо от 14.02.2011 г. № 4021/7/161417 «Относительно проведения процедуры регистрации лица в качестве плательщика НДС и аннулирования такой регистрации» (там же, с. 10–15).
Здесь налоговики уточняли порядок регистрации в качестве плательщика НДС и аннулирования такой регистрации, в частности предусмотрели необходимость проведения расшифровки объемов поставки товаров/услуг:
«В случае регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость по добровольному решению орган государственной налоговой службы обращается к такому лицу с предложением предоставить расшифровку объемов поставки, в том числе поставки плательщикам налога на добавленную стоимость, за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев) с целью определения обоснованности регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления дальнейшего мониторинга наступления оснований для аннулирования такой регистрации».
Однако на сайте ГНСУ в разделе «Общегосударственные налоги→НДС→Комментарии специалистов ГНС»* продолжает висеть аналогичное разъяснение;
— письмо от 04.03.2011 г. № 6286/7/161517 («Бухгалтер» № 12’2011, с. 7). ГНАУ утверждала, что отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов плательщик налогов вправе только тогда, когда освобождение предоставляется непосредственно плательщику налогов, а не отдельным операциям по поставке тех или иных товаров либо предоставлению тех или иных услуг.
* http://www.sta.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=316012&cat_id=314730&showHidden=1 )
По мнению ГНАУ, от таких видов льгот, как установление сниженной ставки налога и сбора (абз. «в» п. 30.9 НКУ) и освобождение от уплаты налога и сбора (абз. «г» п. 30.9 НКУ), плательщики налога не вправе ни отказаться, ни приостановить их использование на один или несколько отчетных периодов, поскольку данные льготы предоставляются не непосредственно плательщикам, а касаются отдельно перечисленных в соответствующих статьях НКУ операций.
Аналогичная консультация в ЕБНЗ остается висеть;
— письмо от 25.03.2011 г. № 8342/7/161517 («Бухгалтер» № 14’2011, с. 10–11). В нем был установлен порядок обложения в 2011 году НДС операций по поставке товаров (услуг) по договорам комиссии, поручения и другим гражданскоправовым договорам, которые были заключены до 1 января 2011 года.
Позиция ГНАУ заключалась в следующем. В том случае, если договоры комиссии, поручения и другие гражданско-правовые договоры по приобретению товаров/услуг были заключены и операции по ним начали осуществляться до 01.01.2011 г., то есть первое событие произошло до 01.01.2011 г., к ним необходимо применять нормы Закона об НДС. По тем же операциям, которые начали осуществляться в 2011 году (даже если договоры заключены до 2011 года), налоговые обязательства и налоговый кредит должны определяться в соответствии с нормами НКУ.
Впрочем, здесь не совсем понятно, к чему именно прицепился Минюст. Ведь вывод налоговиков в письме был, на наш взгляд, правильный. Поэтому здесь мы имеем дело с ситуацией, когда отзыв письма имеет отрицательное значение.
Так что в данном случае хорошо, что аналогичное разъяснение продолжает висеть в ЕБНЗ.