Темы статей
Выбрать темы

Товарно-транспортная накладная: в каких случаях обязательна и каково ее значение для подтверждения затрат

Редакция БР
Ответы на вопросы

— ТТН — туды-сюды? Но не так пишут суды!

Товарно-транспортная накладная: в каких случаях обязательна и каково ее значение для подтверждения затрат

Является ли на сегодняшний день обязательным применение товарно-транспортной накладной при перевозке грузов?

К проблеме применения ТТН мы уже обращались в «Бухгалтере» № 27, 28 и 29’2009 на с. 44–47, 38–39 и 42–43 соответственно. Поэтому для более обстоятельного ознакомления с историей вопроса рекомендуем обращаться к названным публикациям.

Окончательная ясность в вопросе обязательности ТТН появилась после издания Постановления Кабмина от 25.02.2009 г. № 207, с изменениями (далее — Постановление № 207), которым утвер­жден Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении. Так вот, согласно указанному Перечню наличие ТТН является обязательным для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях. Для водителя же юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд, обязательность наличия ТТН не предусмотрена. В таком случае вместо ТТН необходима накладная или другой документ, подтверждающий право собственности на груз*.

* Таким образом, главным критерием для определения необходимости оформления ТТН является наличие специального договора на перевозку груза. Если перевозка осуществляется самим предприятием или физлицом в рамках своей собственной хоздеятельности, ТТН оформлять не нужно. Если перевозка груза специально заказывается перевозчику, ТТН является обязательной.

Итак, при осуществлении грузовых перевозок на договорных условиях во внутреннем сообщении однозначно необходима в качестве учетного документа именно ТТН.

В каких же случаях оформление ТТН не является обязательным? Несмотря на то что перечня исключений Постановление № 207 не содержит, их можно вывести из системного и логического толкования законодательных актов в сфере грузоперевозок.

Так, при осуществлении международных перевозок грузов вместо ТТН оформляется CMR. Что же касается перевозок во внутреннем сообщении, то обязательное оформление ТТН распространяется только на перевозки грузовым автотранспортом. Дело в том, что перевозками грузов в понимании Закона «Об автомобильном транспорте» являются именно перевозки грузовыми автомобилями.

В случае же осуществления доставки грузов легковым автотранспортом необходимость оформления ТТН отсутствует. ТТН должна использоваться только при перевозке грузов грузовым автомобилем, поскольку ТТН идет в обязательном комплекте с путевым листом грузового автомобиля. Очевидно, что легковой автомобиль с ТТН и путевым листом грузовика будет выглядеть несколько странно. Этот вывод отчасти подтверждается и письмом Госкомстатаот 18.12.2006 г. № 14/2-25/95 (см. извлечение из него в «Бухгалтере» № 33’2009 на с. 19т). В нем сказано, что в случае перевозки груза юрлица на частном легковом автомобиле оформляется ф. № 1-ТН «Товарно-транспортная накладная» или другой бухгалтерский документ, который выписывается при передаче груза (товара) к перевозке. Таким образом, выбор оставлен за перевозчиками.

По этой же логике ТТН не нужно оформлять при перевозке грузов автобусами. Автобус, как и легковой автомобиль, грузовым автотранспортом не является, соответственно освобождение от необходимости применения ТТН должно распространяться и на перевозки грузов автобусами. Однако, в отличие от ситуации с легковыми автомобилями, позиция госорганов в отношении автобусов менее либеральна. Все тот же Госкомстат в письме от 25.06.2007 г. № 05/2-8/46 (см. «Бухгалтер» № 33’2009, с. 20т) сообщил:

«Случай, когда перевозчик определил автобус как тип подвижного состава, пригодный к перевозке определенного типа грузов, и это не противоречит Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, по нашему мнению, не освобождает его от оформления товарно-транспортной накладной».

Почему-то поддержал точку зрения Госкомстата и Минтранс в письме от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07 (см. «Бухгалтер» № 33’2009, с. 21т–22т). На наш взгляд, такой подход Госкомстата и Минтранса является неверным, и никаких внятных аргументов в его обоснование уважаемые госорганы не привели.

Отсутствие ТТН и затраты

Негативные последствия, которые могут ожидать налогоплательщиков в связи с отсутствием ТТН,— это непризнание затрат. Налоговые органы единодушно отрицают ВЗ в таком случае. Фискальная линия, начатая в докодексное время (см., например, консультации из «Вестника налоговой службы Украины» № 5/2006, № 24/2007 в «Бухгалтере» № 7’2006 и № 28’2007 соответственно (в обоих случаях — на с. 35), а также письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607) продолжена налоговиками и после вступления в силу НКУ.

Так, в ЕБНЗ на вопрос:

«Обязательно ли подтверждать получение товара товарно-транспортной накладной при наличии накладной?»

содержится следующий ответ:

«Первичная транспортная документация относится к первичным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет <...> Предприятие, которое уплатило за услуги по перевозке груза, для учета стоимости таких услуг в составе затрат при исчислении налога на прибыль должно иметь надлежащим образом оформленную первичную транспортную документацию, подтверждающую получение услуг по перевозке грузов. С учетом указанного в случае отсутствия первичной транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в данном случае — товарно-транспортной накладной, при исчислении объекта налогообложения плательщик налога не имеет оснований учесть такие расходы в составе затрат операционной деятельности, включающих себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и прочие расходы, которые прямо определяют особенности формирования затрат плательщика налога (п/п. 138.1.1 п. 138.1 ст. 138 НКУ)».

В фискальном ключе высказываются и местные налоговики*. В качестве обоснования данного вывода они ссылаются на следующее:

— в соответствии с п. 138.2 НКУ расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом ІІ НКУ;

— расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога, не включаются в состав затрат (п/п. 139.1.9 п. 139.1 ст. 139 НКУ);

— в соответствии с первым пунктом Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении (утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 февраля 2009 года № 207), для водителя юридического или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях, в наличии среди прочих документов должна быть товарно-транспортная накладная. Применение указанных форм первичного учета всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным;

— согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденным приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363**, товарно-транспортная накладная — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы.

* http://dpa.lg.ua/inf/konf/101111.htm.

** Указанные Правила — см. в «Бухгалтере» № 8’2005 на с. 15т–32т, изменение к ним — в № 23’2006 на с. 28.

Мы же с такой позицией в корне не согласны. Как мы уже увидели выше, ТТН — не единственный документ, который может подтверждать факт предоставления услуг по перевозке. Поэтому для подтверждения предоставления услуг по перевозке помимо ТТН могут использоваться также акты приемки-сдачи выполненных работ, обычные накладные.

Более того, налоговое законодательство в качестве основания для невключения в состав затрат предусматривает только случаи полного отсутствия каких-либо расчетных, платежных и других документов, установленных законодательством. Законодательство же об автомобильных перевозках никак не может применяться в целях налогового учета и устанавливать обязательность оформления исключительно ТТН для подтверждения затрат. То есть даже если ТТН оформлять обязательно согласно неналоговому законодательству, отсутствие ТТН не должно влечь потерю затрат и НК при наличии других подтверждающих документов.

По мнению Вадсуда, только при полном отсутствии первичных документов затраты могут считаться неподтвержденными (определение от 19.03.2012 г. № К-12207/09***). Поэтому Вадсуд признает затраты по перевозке грузов неправомерными лишь при отсутствии наряду с ТТН и других первичных документов, которые достоверно удостоверяли бы действительный объем, содержание предоставленных услуг по перевозке (в частности, транспорт, которым перевозился груз, доказательства выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. п.). В таком случае, по его мнению, отсутствует возможность установления факта реального выполнения таких услуг (определение от 02.02.2012 г. № К/9991/28159/11****).

*** См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/22518243

**** См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/21540758

Заметим, что налоговики зачастую отказываются включать в затраты не только стоимость услуг по перевозке, но и стоимость самого перевозимого товара. Основным аргументом служит все то же определение ТТН, содержащееся в Правилах перево­зок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363. В них сказано, что ТТН является единым (укр. «єдиним») документом для оприходования ТМЦ. Видимо, никакой разницы между понятиями «единый» и «единственный» налоговики не усматривают. В украинском языке эти два понятия действительно обозначаются одним словом, однако из контекста («єдиний для всіх учасників транспортного процесу») вытекает «единость» этого документа, а не его «единственность».

Кроме того, налоговики на практике при выкашивании затрат оперируют также приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля»*, согласно которому предусмотрено обязательное применение для всех субъектов хозяйственной деятельности товарно-транспортных накладных типовой формы № 1-ТН.

* См. «Бухгалтер » № 8’2005, с. 42т–46т.

На наш взгляд, такие действия налоговиков являются неправомерными. ТТН действительно может подтверждать — наряду с фактом перевозки — и факт приобретения товара. Вместе с тем ТТН — не единственный документ, способный подтвердить названную хозяйственную операцию. Такими документами могут быть также договор купли-продажи, акт приемки-передачи товарно-материальных ценностей, товарная накладная и т. д.

Позиция Вадсуда на сегодняшний день заключается в том, что ТТН регламентирует взаимоотношения перевозчика и заказчика как участников транспортного процесса и, следовательно, для ведения налогового учета купли-продажи товарно-материальных ценностей не применяется (определение от 06.02.2007 г. № К-12246/06**).

** См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/543971

По мнению Вадсуда (определение от 01.02.2012 г. К/9991/52426/11), самого по себе факта отсутствия транспортных документов по перевозке товара при факте оприходования покупателем товара и наличия других первичных бухгалтерских документов относительно хозяйственной операциинедостаточно для вывода о бестоварности хозяйственных операций по приобретению товара без учета условий выполнения договора поставки товара и передачи его в собственность покупателя. При этом договор поставки товара не является договором о перевозке груза, а потому его реальное исполнение не обязательно должно быть подтверждено товарно-транспортными накладными. С целью исследования фактического приобретения товара необходимо анализировать условия поставки такого товара.***

*** См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/21832931

В другом деле Вадсуд при отсутствии ТТН признал наличие налоговых накладных, оформленных с соблюдением требований действующего законодательства, оплату продавцам стоимости товара с НДС и фактическое наличие товара основаниями для определения налогового кредита и увеличения валовых затрат. Также для установления правомерности формирования НК и налоговых затрат Вадсуд принял в расчет договоры, спецификации товара, которые являются неотъемлемой частью договоров, расходные накладные, платежные поручения, документы на получение товара (доверенности) и хранение товара, а также данные бухгалтерского учета (определение от 28.02.2012 г. К-11680/10****).

**** См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/22522360

Наконец, Вадсуд прямо отвергает ссылки на нарушение приказа Минтранса и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля», поскольку названный приказ в нарушение требований Указа Президента Украины от 03.10.92 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что применение ТТН в ряде случаев является обязательным. В случае отсутствия ТТН налоговики на практике очень часто имеют претензии как к затратам на перевозку, так и к реальности операции в целом. Поэтому запастись ТТН в «обязательных» случаях будет весьма не лишним. При этом, в случае если ТТН таки нет и дело дошло до выкашивания затрат, бороться можно и нужно. Ибо суды в большинстве своем стоят на позиции, согласно которой нарушение правил относительно применения ТТН на налоговый учет не влияет при условии, что есть другие подтверждающие документы.

Григорий Берченко,
Иван Тургенев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше