«Украероруху» я
объяснял: Да ничего!
Это платят только те, к-
то зачем-то не Артек!
Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 08.05.2012 г. № 13074/7/15-1217
Относительно вопросов
применения штрафных санкций
за непредставление
или несвоевременное представление Расчета части
чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате
в Государственный бюджет государственными
унитарными предприятиями и их объединениями
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Украины от 21 сентября 2006 года № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» (с изменениями и дополнениями) государственные унитарные предприятия (кроме государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украерорух» в соответствии с Законом Украины «О присоединении Украины к Многостороннему соглашению об уплате маршрутных сборов», а также государственных предприятий «Международный детский центр “Артек”» и «Украинский детский центр “Молодая гвардия”») и их объединения обязаны направить часть чистой прибыли (дохода) в Государственный бюджет Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 февраля 2011 года № 106 «Некоторые вопросы ведения учета налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета» определено, что контроль за взиманием поступлений в бюджет по коду бюджетной классификации 21010000 «Часть чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в бюджет, и дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеется государственная собственность» возложен на Государственную налоговую службу и Государственную финансовую инспекцию (по результатам ревизий и проверок).
Согласно пункту 2 Порядка отчисления в Государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 февраля 2011 года № 138 (далее — Порядок),* часть чистой прибыли (дохода) уплачивается государственными унитарными предприятиями и их объединениями в Государственный бюджет нарастающим итогом ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности за соответствующий период в срок, установленный для уплаты налога на прибыль предприятий.
* См. «Бухгалтер» № 13’2011, с. 15.— Ред.
Абзацем первым пункта 3 Порядка установлено, что часть чистой прибыли (дохода), подлежащая уплате в Государственный бюджет, определяется государственными унитарными предприятиями и их объединениями в соответствии с формой расчета, установленной Государственной налоговой службой, и указывается в декларации по налогу на прибыль предприятия.
Согласно абзацу второму пункта 3 Порядка расчет части чистой прибыли (дохода) вместе с финансовой отчетностью, составленной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета, представляется государственными унитарными предприятиями и их объединениями в органы государственной налоговой службы в срок, предусмотренный для представления декларации по налогу на прибыль предприятий.
Форма Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями, утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 16.05.2011 № 285 и зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 31.05.2011 № 643/19381.**
** См. «Бухгалтер» № 25’2011, с. 11–13.— Ред.
Согласно пункту 46.1 статьи 46 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, который представляется плательщиком налогов (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных данным Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.
Пунктом 49.18 статьи 49 Кодекса установлено, что налоговые декларации, кроме случаев, предусмотренных данным Кодексом, представляются за базовый отчетный (налоговый) период, равный, в частности, календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия).
В то же время согласно пункту 49.19 статьи 49 Кодекса, если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов), согласно соответствующему разделу Кодекса, указанная налоговая декларация представляется в сроки, определенные пунктом 49.18 данной статьи для такого базового отчетного (налогового) периода. Для целей Кодекса под термином «базовый отчетный (налоговый) период» следует понимать первый отчетный (налоговый) период года, определенный соответствующим разделом Кодекса.
В соответствии с пунктом 152.9 статьи 152 Кодекса для целей раздела III «Налог на прибыль предприятий» Кодекса используются следующие налоговые периоды: календарный квартал, полугодие, три квартала, год.
Таким образом, государственные унитарные предприятия и их объединения определяют часть чистой прибыли (дохода), которая подлежит уплате в Государственный бюджет, согласно форме расчета, утвержденной Государственной налоговой службой, и представляют ее в орган государственной налоговой службы, на который возложен контроль за взиманием данного платежа, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода.
С учетом изложенного «часть чистой прибыли (дохода)» является неналоговым платежом. В то же время контроль за отчислением в Государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями возложен на Государственную налоговую службу Украины.
При этом порядок администрирования налогов и сборов, определенных в разделе I Кодекса, а также контроля за соблюдением требований налогового и другого законодательства в случаях, когда осуществление такого контроля возложено на контролирующие органы, определен разделом II Кодекса (пункт 40.1 статьи 40 Кодекса).
В соответствии с пунктом 41.1 статьи 41 раздела II Кодекса контролирующими органами являются, в частности, органы государственной налоговой службы — в отношении налогов, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпункте 41.1.2 данного пункта, а также в отношении законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы.
Плательщики налогов, налоговые агенты и/или их должностные лица несут ответственность в случае совершения нарушений, определенных законами по вопросам налогообложения и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пункт 110.1 раздела II статьи 110 Кодекса).
Согласно пункту 111.1 статьи 111 раздела II за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная.
Финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства устанавливается и применяется согласно данному Кодексу и другим законам. Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени (пункт 111.2 статьи 111 раздела II Кодекса).
Штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, применяются в порядке и в размерах, установленных Кодексом и другими законами Украины (пункт 113.3 статьи 113 раздела II Кодекса).
Согласно пункту 120.1 статьи 120 раздела II Кодекса непредставление или несвоевременное представление плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) —
влекут наложение штрафа в размере 170 гривень за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.
Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение [года] был применен штраф за такое нарушение,—
влекут наложение штрафа в размере 1020 гривень за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.
Таким образом, в случае непредставления или несвоевременного представления Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в Государственный бюджет, в орган государственной налоговой службы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, плательщики несут ответственность, предусмотренную Кодексом, в частности пунктом 120.1 статьи 120 Кодекса.
При этом в соответствии со статьей 1666 Кодекса Украины об административных правонарушениях непредставление финансовой отчетности, непредставление, несвоевременное представление или представление не в полном объеме по требованию органов государственной налоговой службы для проведения внеплановых проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета, налоговой отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также сумм, связанных с такими обязательствами, соблюдением требований другого законодательства, контроль за которым возложен на указанные органы и т. п., влекут наложение штрафа.
Заместитель Председателя А. Игнатов
От редакции
Похожее письмо — от 19.04.2012 г. № 11361/7/15-1217 — см. в «Бухгалтере» № 18’2012 на с. 18–19.
В нем, кстати, обращалось внимание на то, что часть чистой прибыли (дохода) не является налоговым платежом; следовательно, при самостоятельном исправлении ошибок не уплачивается 3%-ный (5%-ный) штраф.
В данном же письме ГНСУ отмечает, что неналоговый статус отчислений не мешает применить штраф по п. 120.1 НКУ — за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций.
На наш взгляд, оснований для этого нет. Ведь Расчет части чистой прибыли (дохода) не является налоговой декларацией (расчетом), поскольку на основании данного документа начисление и/или уплата налогового обязательства не производятся.
Не должно быть в данном случае и штрафа по ст. 1666 КоАП: она касается лишь нарушений, допущенных при проведении внеплановых проверок.
Непредставление финотчетности вообще карается по другой статье — 1642 КоАП. Однако Расчет чистой прибыли (дохода) не относится к финотчетности на основании ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
Внимательнее как-то нужно…