Темы статей
Выбрать темы

Размещение пачек сигарет на витрине в свете «рекламно-табачных» новшеств: законно ли

Редакция БР
Ответы на вопросы

— Вам с раком или с импотенцией?

Размещение пачек сигарет на витрине
в свете «рекламно-табачных» новшеств: законно ли

Можно ли на витрине киоска размещать пачки сигарет? Если нельзя, то какие финсанкции предусмотрены за такое нарушение?

Как мы понимаем, вопрос возник не на ровном месте, а в связи со вступлением в силу с 17.09.2012 г. Закона от 22.09.2011 г. № 3778-VI, которым вносятся изменения в ряд нормативно-правовых актов относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий.

Так, изменения внесены в Закон от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее — Закон о рекламе, см. его, с изменениями, в «Бухгалтере» № 38’2012 на с. 2т–14т ). В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о рекламе реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается, в частности, средствами внутренней* и наружной рекламы**.

* «Внутренняя реклама — реклама, размещаемая внутри домов, сооружений, <...> кроме мест торговли (в том числе буфетов, киосков, палаток), где может размещаться информация о товарах, которые непосредственно в этих местах продаются» (ст. 1 Закона о рекламе).

** «Наружная реклама — реклама, размещаемая на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог» (ст. 1 Закона о рекламе).

При этом изображение табачных изделий, знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются табачные изделия, допускается только на товарах (предметах), связанных с употреблением табачных изделий, зажигалках, пепельницах.

Запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорства табачных изделий нашел также отражение в Законе от 22.09.2005 г. № 2899-IV «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» (далее — Закон № 2899, извлечение из него — см. в «Бухгалтере» № 38’2012 на с. 15т–16т ).

Статьей 16 Закона № 2899 запрещаются какие-либо реклама и стимулирование продажи табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия,— в том числе

«размещение информации о производителе табачных изделий и/или табачных изделиях в местах, где эти изделия реализуются или предоставляются потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, за исключением одного плаката размером не более 40 ½ 30 см на одно место торговли, в котором предоставляется текстовая информация об имеющихся в продаже табачных изделиях и ценах на них».

В этой связи в бухгалтерских изданиях появились публикации о том, что с 17 сентября с. г. запрещается размещать не только информацию о производителе табачных изделий, но и сами изделия (пачки сигарет) в местах торговли (в том числе на элементах оборудования). Мы с такой позицией не согласны, и вот почему.

Как известно, в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о рекламе не считается рекламой

«размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где данный товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке».

То есть с учетом запрета, установленного ст. 16 Закона № 2899, размещение информации о производителе табачных изделий и/или табачных изделиях в местах реализации (предоставления) осуществляется в усеченном виде, а именно с использованием одного плаката указанного размера. Однако, заметим, речь идет об информации, а не о самих табачных изделиях. Под информацией, напомним, согласно ст. 1 Закона от 02.10.92 г. № 2657-XII «Об информации» (с изменениями) понимаются любые сведения и/или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или изображены в электронном виде. Информация о товаре — это сведения и/или данные, которые раскрывают количественные, качественные и другие характеристики товара (ч. 1 ст. 14 Закона «Об информации»). То есть в данном случае имеются в виду надписи «Philip Morris», «Parlament light», etc. или соответствующие изображения на торговых стендах, прилавках, стульях, столиках, витринах, ковриках, элементах декора и т. п.

Кроме того, действие Закона о рекламе не распространяется на отношения, связанные с распространением информации, обязательность размещения и обнародования которой определена другими законами Украины (ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе). К таким «другим законам Украины», по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует отнести Закон от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», с изменениями (далее — Закон № 1023). Частью 1 ст. 15 Закона № 1023 (см. «Бухгалтер» № 4’2011, с. 14т ) предусмотрено, что потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного выбора. Причем такая информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара. При этом информация о продукции не считается рекламой, и она должна содержать, в частности, наименование товара; данные об основных свойствах продукции; сведения о содержании вредных для здоровья веществ; данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения продукции; предупреждения относительно употребления их отдельными категориями потребителей; дату изготовления; сведения об условиях хранения.

Далее, частью 3 ст. 11 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее — Закон № 481) предусмотрены условия маркировки табачных изделий, реализуемых в Украине: на каждой единице табачной продукции (сигарете, папиросе и т. п.); на каждой пачке, коробке или сувенирной коробке; на упаковке, в которой изделия находятся в пачках или коробках; на транспортной таре.

Так, на каждой пачке, коробке указываются: наименование предприятия — производителя или табачной компании; общее и собственное названия; наличие фильтрующего мундштука; количество единиц в пачке или коробке; сведения относительно содержания смолы и никотина в дыме одной сигареты (относительно сигарет); медицинские предупреждения; обозначение нормативного документа (для отечественной продукции, предназначенной для реализации в Украине); штриховой код.

Таким образом, размещение указанной информации на пачках (коробках) сигарет является не рекламой, а обязательной информацией, установленной Законом № 481.

Дополнительную информацию о требованиях, предъявляемых к размещению табачных изделий, можно почерпнуть из Правил розничной торговли табачными изделиями, утвержденных приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218, с изменениями (далее — Правила № 218).

Так, п. 19 Правил № 218 (см. «Бухгалтер» № 11’2008, с. 10т) предусмотрено, что в торговом зале табачные изделия должны быть выставлены в полном ассортименте, имеющемся у субъекта предпринимательской деятельности. Они размещаются по видам, классам, сортам на столах, прилавках-витринах, пристенных горках. При этом СПД должен обеспечить информирование потребителя о розничных ценах с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах табачных изделий, имеющихся в продаже (см. п. 20 Правил № 218 там же).

Как видим, размещение табачных изделий на витринах, прилавках не находится под запретом. Продавцам нужно лишь учесть «информационные» требования ст. 16 Закона № 2899, и тогда претензий к ним быть не должно.

Тем не менее продавцам табачных изделий важно знать о возможных финсанкциях. Им посвящена ст. 20 Закона № 2899, в соответствии с которой к нарушителям запрета относительно рекламы, стимулирования продажи и спонсорства* табачных изделий применяются финансовые санкции от 30 до 50 тыс. грн за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе или каждое отдельное мероприятие** с целью стимулирования продажи табачных изделий. Налагают такие санкции уполномоченные управления по защите прав потребителей.

* Спонсорство добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами любой деятельности с целью популяризации исключительно своего имени, наименования, своего знака для товаров и услуг (ст. 1 Закона о рекламе).

** Мероприятия рекламного характера — мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества либо одного вида рекламируемых товаров на другой (ст. 1 Закона о рекламе).

Наконец, за осуществление запрещенной «табачной» рекламы и «табачное» спонсорство предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на виновных граждан в размере от 85 до 170 грн и должностных лиц рекламодателя и/или распространителя рекламы — от 1700 до 4250 грн (ст. 1563 КоАП).

В общем, борьба с курением (с учетом курения в не отведенных для этого местах, отсутствия соответствующих табличек и т. п.— см. по этому поводу, например, «Бухгалтер» № 30’2011, с. 48–50, № 4’2012, с. 34–36) приобрела нешуточный — в смысле размеров штрафа — характер.

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше