Темы статей
Выбрать темы

Нарушение формата написания даты выписки налоговой накладной не влияет на ее действительность; отсутствие налогооблагаемых операций в течение года может быть основанием для аннулирования НДС-регистрации; что делать с первичными документами после окончания трех лет; санкции за осуществление деятельности без лицензии

Редакция БР
Статья

— А что же вы за год так ни разу
и не поНДСились?

Нарушение формата написания даты выписки налоговой накладной
не влияет на ее действительность;
отсутствие налогооблагаемых операций в течение года
может быть основанием для аннулирования НДС-регистрации;
что делать с первичными документами после окончания трех лет;
санкции за осуществление деятельности без лицензии

Считается ли нарушением, если формат написания даты выписки налоговой накладной содержит точки?

Согласно п. 12.1 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379*, в графу 2 налоговой накладной вносится дата возникновения налогового обязательства у продавца, то есть осуществления какого-либо из событий, происшедшего раньше, в соответствии с требованиями п. 187.1 НКУ. Согласно же п. 3 Порядка № 1379 дата выписки налоговой накладной заполняется цифрами в следующей последовательности: день месяца (две цифры), месяц (две цифры), год (четыре цифры). При этом точки, запятые и другие знаки препинания в дате выписки налоговой накладной не проставляются.

* Названный Порядок — см. в «Бухгалтере» № 47’2011 на с. 14–19.

Более того, по мнению налоговиков, изложенному в ЕБНЗ, поскольку Порядок № 1379 имеет четкие требования по заполнению даты выписки налоговой накладной, то другие даты, которые указываются в налоговой накладной, приложении 1 к налоговой накладной, расчете корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, следует заполнять в аналогичном порядке без знаков препинания.

Как быть, если данные требования нарушаются ? В принципе, здесь вполне применим уже знакомый нашим читателям подход относительно незначительных недостатков налоговой накладной, согласно которому такие недостатки не должны влиять на действительность такой налоговой накладной и налоговый кредит (см. «Бухгалтер» 30’2012, с. 42–44).

Радует, что и в ЕБНЗ налоговики соглашаются с тем, что наличие или отсутствие точек, запятых или других разделительных знаков в графе 2 «Дата возникновения налогового обязательства» налоговой накладной не является основанием для определения нарушений в написании даты такой налоговой накладной.

 

Можно ли лишиться НДС-регистрации, если в течение года деятельность осуществлялась и не было налогооблагаемых операций?

Вполне.

Согласно абз. «г» п. 184.1 НКУ аннулирование НДС-регистрации возможно, в случае если лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, в течение 12 последовательных налоговых месяцев не представляет органу государственной налоговой службы декларации по налогу на добавленную стоимость и/или представляет такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии поставки/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита.

Согласно п/п. 5.1.3 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1394 (см. «Бухгалтер» № 1–2’2012, с. 14т–15т ), при рассмотрении вопроса аннулирования регистрации согласно абз. «г» п. 184.1 НКУ 12 месяцев определяются с учетом того, что:

не учитывается месяц, в котором проведена регистрация плательщика НДС, если лицо зарегистрировано плательщиком НДС со дня иного, нежели первый день календарного месяца;

— включаются последние 12 последовательных налоговых месяцев, за которые представлены налоговые декларации (в случае представления деклараций) или истек срок представления налоговых деклараций (в случае непредставления деклараций) до получения или составления налоговым органом документа, который является основанием для аннулирования регистрации**.

** Согласно п/п. 5.5.2.3 Положения (см. «Бухгалтер» № 1–2’2012, с. 16 т) такими документами являются справка подразделения налогообложения юридических и физических лиц о представлении (непредставлении) декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев и/или реестр (перечень) налоговых деклараций (налоговых расчетов) лица за 12 последовательных налоговых месяцев, которые свидетельствуют об отсутствии поставки/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита.

Впрочем, здесь следует иметь в виду, что налоговики часто весьма творчески подходят к данному основанию аннулирования НДС-регистрации и даже при декларировании облагаемых операций все равно аннулируют НДС-регистрацию.

Суды на этот счет пишут, что приведенный в пункте 184.1 НКУ перечень оснований аннулирования регистрации плательщика является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, поэтому ссылки налоговиков на отсутствие необходимых трудовых ресурсов, складских помещений, производственных мощностей для реального осуществления хозяйственной деятельности как мотив для такого аннулирования не могут быть приняты во внимание (определение Вадсуда от 21.06.2012 г. № К/9991/44302/11, рег. № 24957293*).

* Регистрационный номер судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений на сайте www.reyestr.court.gov.ua.

 

Можно ли после окончания 3-х лет выбросить первичные документы? Если нет, то как правильно в таком случае распорядиться с первичной документацией после истечения трехлетнего срока?

Правила хранения первичных документов содержатся как в НКУ, так и в специальных актах, посвященных правилам ведения бухгалтерского учета и архивному делу.

Согласно ч. 7 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон о бухучете, см. его в «Бухгалтере» № 3’2012 на с. 2т–7т ) предприятие обеспечивает надлежащее хранение первичных документов в течение установленного срока. На сегодняшний день такие сроки установлены в Перечне типовых документов, которые образуются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденном приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 г. № 41**.

** Извлечение из указанного Перечня, с изменениями,— см. в «Бухгалтере» № 35’2010 на с. 11т–32т.

Обращаем внимание на то, что с 01.01.2013 г. указанный Перечень утратит силу согласно приказу Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5, которым утвержден аналогичный Перечень.

В соответствии с Перечнем первичная бухгалтерская документация, в частности i>кассовые , банковские документы, учетные регистры, вспомогательные контрольные книги, журналы, картотеки, корешки, копии ордеров, счетов, фактур, накладных, квитанций, документов об инвентаризации и т. п. (статьи 288 , 315, 321; 325, 326, 330, 342, 345); документы о покупке (продаже) иностранной валюты (ст. 42Д); кредитные договоры (ст. 54Д), документы оформления имущества (ст. 56Д); документы таможенного оформления грузов (ст. 1036) и т. п., после истечения сроков их хранения уничтожаются при условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Что касается других документов, то в данном нормативе содержатся специальные сроки их хранения. Правда, не совсем понятно: если налоговая проверка за период, к которому относятся такие документы, еще не проведена — действительно ли этот срок может быть увеличен ? Возможно, здесь имелось в виду, что если истечение трехлетнего срока совпало с проведением проверки, то документы следует хранить до ее завершения. Если же сроки истекли и проверка не проведена, то в принципе документы могут быть уничтожены. По крайней мере Госкомархив на этот счет ничего не ответил (см. его письмо от 20.04.2010 г. № 795/072 в «Бухгалтере» № 31’2010 на с. 37 или № 37’2010 на с. 12т).

Стоит вспомнить и то, что обязанность обеспечить сохранность первичных документов установлена и в НКУ, п. 44.3 которого устанавливает следующее:

«Плательщики налогов обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 настоящей статьи, а также документов, связанных с исполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного настоящим Кодексом предельного срока представления такой отчетности».

Кроме того, в п. 102.1 НКУ также установлен трехлетний срок, в пределах которого возможно доначисление налоговых обязательств:

«Контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 настоящей статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов в случаях, определенных настоящим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позже,— за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, плательщик налогов считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке».

Итак, после истечения 1095-дневного срока первичные документы могут быть уничтожены. При выяснении механизма такого уничтожения необходимо обратить внимание на Порядок создания и деятельности комиссий по проведению экспертизы ценности документов, утвержденный Постановлением КМУ от 08.08.2007 г. № 1004 (далее — Порядок № 1004, см. его в «Бухгалтере» № 4’2008 на с. 33т–37т).

Действие Порядка № 1004 распространяется не только на архивные учреждения, но и на всех субъектов хозяйствования. В письме от 07.06.2006 г. № 03-622 (см. «Бухгалтер» № 4’2008, с. 41т, или № 37’2010, с. 6т) Госкомархив Украины отмечает, что порядок работы с документами частных предпринимателей — физических лиц пока не нормирован. Выходит, что им следует руководствоваться общими нормами относительно предприятий и тем порядком хранения и уничтожения документов, который распространяется на юридических лиц.

На основании Закона от 24.12.93 г. № 3814-XII «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», с изменениями, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и объединения граждан создают экспертные комиссии для проведения предварительной экспертизы ценности документов. В соответствии с Порядком № 1004 далее результаты экспертизы представляются на утверждение экспертно-проверочных комиссий соответствующих государственных архивных учреждений. Такая экспертная комиссия является совещательным органом, а ее решение утверждают руководители учреждения, предприятия. После утверждения руководством решения комиссии становятся обязательными для исполнения структурными подразделениями учреждения или предприятия.

Порядок № 1004 определяет процедуру создания комиссий по проведению экспертизы ценности документов и организацию их деятельности. Для начала нужно составить протокол заседания экспертной комиссии. Комиссия должна состоять из работников предприятия, а заседания должны проводиться один раз в год. На практике председателем экспертной комиссии назначают заместителя директора, финансового или коммерческого директора, а в ее состав включают главного бухгалтера, работника кадровой службы или другого сотрудника, работающего с документами.

Комиссия принимает решение об одобрении акта об изъятии документов, подлежащих уничтожению. Один из членов комиссии согласно процедуре должен доложить о том, что на предприятии были просмотрены документы за определенный период и при этом согласно Перечню № 41 выявлено, что истек срок хранения определенных документов. Такие документы подлежат уничтожению, поскольку не представляют для предприятия ценности. Далее утверждаются акт об изъятии документов для их уничтожения и описи дел постоянного хранения. Одобренные комиссией предприятия акты вместе с описью дел постоянного хранения подаются на согласование экспертной комиссии соответствующего архивного отдела (экспертно-проверочной комиссии). Запрещаются изъятие документов и их последующее уничтожение без согласования с экспертной комиссией соответствующего архивного отдела.

Интересно и то, как именно должен выглядеть процесс уничтожения. Только огонь, по мнению Госкомархива, может достойно выполнить эту функцию. Дело в том, что в п/п. 4.5.10 Правил работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, утвержденных приказом Госкомархива Украины от 16.03.2001 г. № 16, предусмотрено уничтожение — путем сжигания — небольшого объема документов, не внесенных в Национальный фонд, после согласования и утверждения актов. По мнению Госкомархива, объем этих документов не должен превышать 10–20 кг (письмо от 20.04.2010 г. № 795/072).

 

Какие могут быть санкции за осуществление деятельности без лицензии?

В принципе, все санкции в зависимости от субъекта, к которому они применяются, могут быть разделены на применяемые к юрлицам и применяемые к должностным лицам. Кроме того, в качестве негативного последствия осуществления деятельности без лицензии можно назвать риск признания сделки недействительной, о чем подробнее — см. «Бухгалтер» № 36’2012, с. 46–47. Также отсутствие лицензии может вызвать подозрение в нереальности хозоперации (см. там же с. 47–48).

 

Штрафы для юрлица

Согласно ст. 22 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее — Закон о лицензировании)* к субъектам хозяйствования за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом..

* См. «Бухгалтер» № 35’2011, с. 14т .

Решения о взыскании штрафов принимаются органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложены функции контроля за наличием лицензий.

Таким образом, Закон о лицензировании отдает вопрос о штрафных санкциях на откуп другим законам, и некой универсальной ответственности для юрлиц не существует.

Так, в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»:

— производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий без наличия лицензии — влечет штраф 200 процентов стоимости произведенной продукции (по оптово-отпускным ценам), но не менее 8500 гривень;

— оптовая (включая импорт и экспорт) и розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями без наличия лицензий — влечет штраф 200 процентов стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 гривень.

В соответствии со ст. 8 Закона Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания» осуществление хозяйственной деятельности по производству дисков для лазерных систем считывания, матриц без лицензии влечет штраф 200 процентов стоимости произведенной продукции, но не менее 5000 нмдг.

Статьей 2 Закона «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» предусмотрены штрафы за осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве, подлежащих лицензированию, без получения в установленном порядке лицензии.

Кроме того, за безлицензионную деятельность предусмотрены штрафы согласно Закону «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» и Декретом Кабмина «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Иногда же законом прямо разрешается безлицензионная деятельность, соответственно в таких случаях ни о каких штрафах речь идти не может. В частности, согласно ст. 13 Закона от 16.10.97 г. № 575/97-ВР «Об электроэнергетике» деятельность по производству электрической энергии субъектов хозяйствования без лицензии разрешается, если величина установленной мощности или отпуск электрической энергии меньше показателей, определенных в условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии.

 

Админответственность
для должностных лиц

Согласно ст. 164 КУоАП осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве хозсубъекта или без получения лицензии на осуществление определенного вида хоздеятельности, подлежащей лицензированию согласно закону, или осуществление таких видов хоздеятельности с нарушением условий лицензирования, а также без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия),— влечет наложение штрафа от 340 до 1700 грн с конфискацией изготовленной продукции , орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения или без таковой.

Как отмечает ГНСУ (письмо от 27.01.2012 г. № 4257/Г/10-1114/298), налоговики имеют право составлять протоколы об админправонарушениях по ст. 164 КУоАП и передавать их для рассмотрения в органы, выдавшие лицензию.

Также КоАП устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства в конкретных видах хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию :

1) согласно ст. 156 розничная или оптовая, включая импорт или экспорт, торговля спиртом этиловым , коньячным или плодовым либо розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями без наличия лицензии влечет наложение штрафа от пятидесяти до двухсот нмдг с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли;

2) согласно ст. 1637 осуществление должностным лицом субъекта хозяйствования операции с ценными бумагами, которая относится к профессиональной деятельности на фондовом рынке, без лицензии влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи нмдг;

3) согласно ст. 16410 нарушение законодательства, регулирующего осуществление операций с металлоломом, влечет наложение штрафа от двадцати до ста нмдг с конфискацией металлолома, а также денег, полученных от его реализации ;

4) согласно ст. 16413 нарушение законодательства, регулирующего производство , экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, экспорт, импорт оборудования или сырья для их производства, влечет наложение штрафа от двадцати до двухсот нмдг;

5) согласно ст. 1668 осуществление банковской деятельности без банковской лицензии влечет наложение штрафа от ста до двухсот пятидесяти нмдг.

Григорий Берченко,
Иван Тургенев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше