— Мы не контролируем и не надзираем,
а просто проводим проверки
«Контрольно-надзорный» Закон на проверки, проводимые Гоструда,
не распространяется
Письмо Государственной инспекции Украины
по вопросам труда
от 03.08.2012 г. № 2781/21/07/01-12*
Государственная инспекция Украины по вопросам труда рассмотрела Ваше обращение от 13.07.2012 и сообщает.
Согласно ст. 3 Закона Украины от 23 февраля [2012 года] № 4448-VI «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, не предусмотренные данным Законом.
Согласно Конвенции Международной организации труда № 81 1947 года «Об инспекции труда в промышленности», которой руководствуется в своей деятельности Государственная инспекция Украины по вопросам труда и ее территориальные органы, -основными задачами системы инспекций труда является обеспечение соблюдения законодательства о труде, а именно: условий труда и охраны работников во время их работы, нормы продолжительности рабочего дня, заработной платы, безопасности труда, охраны здоровья и благополучия, использования труда детей и подростков, доведение до сведения компетентного органа информации о недостатках и злоупотреблениях и по другим подобным вопросам.
Согласно Указу Президента Украины от 06.04.2011 № 386/2011 «О Положении о Государственной инспекции Украины по вопросам труда» Гоструда Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности, в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, на случай безработицы в части назначения начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.
Таким образом, Гоструда осуществляет меры государственного надзора (контроля) в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц в части соблюдения ими законодательства о труде, а не в сфере хозяйственной деятельности.
Заместитель директора департамента контроля
за соблюдением законодательства о труде
и занятости — начальник отдела
по вопросам соблюдения законодательства о труде
А. Коновалова
От редакции
Вполне ожидаемо Гоструда написало о том, что «контрольно-надзорный» Закон на нее не распространяется.
Соответственно и проверочный мораторий, установленный Законом от 23.02.2012 г. № 4448- VI (см. «Бухгалтер» № 15’2012, с. 8–9), проверок, осуществляемых Гоструда, не касается. Аналогичную позицию заняла и Инспекция по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения (см. с. 21–23 настоящего выпуска).
* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:
«Согласно ст. 3 Закона Украины от 23 февраля 2012 го-да № 4448-VI «органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, не преду-смотренные настоящим Законом». Возникает вопрос: запрещается ли указанной нормой осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц органам Государственной инспекции по вопросам труда?».— Ред.