Темы статей
Выбрать темы

«Контрольно-надзорный» Закон не распространяется на проверки в сфере занятости; иностранец не имеет права работать на двух предприятиях в Украине; получение высшего образования иностранцем в Украине не освобождает от необходимости получения разрешения на трудоустройство; на штрафы в сфере занятости сроки давности не распространяются

Редакция БР
Письмо от 16.08.2012 г. №

— ФАМИЛИЯ???

— Понах... ех... нах... тут...

«Контрольно-надзорный» Закон
не распространяется на проверки в сфере занятости;
иностранец не имеет права работать на двух предприятиях в Украине;
получение высшего образования иностранцем в Украине
не освобождает от необходимости
получения разрешения на трудоустройство;
на штрафы в сфере занятости сроки давности не распространяются

Письмо Инспекции по контролю
за соблюдением законодательства
о занятости населения
Государственного центра занятости
Министерства социальной политики Украины
от 16.08.2012 г. № ДЦ-09-4005/0/6-12*

* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:

«1. Согласно ст. 3 Закона Украины от 23 февраля 2012 года № 4448-VI «органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, не предусмотренные настоящим Законом». Возникает вопрос: запрещается ли указанной нормой осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц органам Инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения?

2. Действительно ли иностранцу, работающему в Украине по совместительству на двух украинских предприятиях, необходимо получать два разрешения на трудоустройство?

3. Если иностранец получил высшее образование в Украине по специальности — необходимо ли такому иностранцу получать разрешение на работу (вопрос возникает в связи с тем, что международными соглашениями предусмотрено отсутствие необходимости получения такого разрешения в случае получения иностранцем высшего образования в высших учебных заведениях Украины)?

4. Является ли административно-хозяйственной санкцией штраф в 21 880 грн за трудоустройство иностранца без разрешения на трудоустройство? Должен ли такой штраф налагаться с соблюдением требований ст. 250 ХКУ?».— Ред.

Ваши обращения от 13.07.2012 г. № 7-59-к и № 7-31-к на имя Председателя правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы рассмотрены, по поручению, в пределах компетенции, инспекцией по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины.

По итогам рассмотрения сообщаем следующее.

К вопросу первому.

Закон Украины от 01.03.91 г. № 803 «О занятости населения», с изменениями и дополнениями, определяет основные принципы участия предприятий, учреждений, организаций в реализации государственной политики занятости; нормами данного Закона предусмотрены обязанности предприятий, учреждений, организаций и ответственность в случае нарушения этих обязанностей.

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О занятости населения» в составе государственной службы занятости создана инспекция, которая осуществляет контроль за исполнением законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями.

Согласно возложенным Положением об инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.06.91 г. № 47 (далее — Положение), с изменениями, на инспекцию по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения задачам инспекция проводит проверку соблюдения законодательства о занятости населения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, в частности относительно исполнения требований статьи 5, статьи 8, статьи 20 Закона Украины «О занятости населения».

Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами обеспечивает применение экономических санкций за нарушение законодательства о занятости населения предприятиями, учреждениями и организациями (подпункт «г» пункта 8 Положения об инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения).

В соответствии со статьей 4 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV трудовые отношения не являются предметом регулирования данного Кодекса.

Правоотношения, возникающие между работодателем и наемным работником, регулируются законодательством Украины в сфере труда и занятости, в том числе Кодексом законов о труде Украины и Законом Украины «О занятости населения», и не подпадают под регулирование нормативно-правовых актов Украины, регламентирующих вопросы осуществления хозяйственной деятельности.

Действие Закона Украины от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877-V), в соответствии со ст. 2 данного Закона, распространяется только на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Следовательно, инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения не осуществляют мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере осуществления предприятиями, учреждениями, организациями, другими субъектами хозяйственной деятельности.

Контрольные мероприятия, которые в соответствии с определенными полномочиями осуществляются инспекциями государственной службы занятости, касаются исключительно вопросов соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и другими работодателями требований законодательства в сфере занятости населения, установленных Законом Украины «О занятости населения», то есть соблюдения работодателями законных прав, интересов и гарантий граждан и государства в сфере занятости.

К вопросу второму.

В соответствии с Порядком выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.04.2009 № 322 (далее — Порядок), разрешение на использование труда иностранца или лица без гражданства оформляется и выдается соответствующим органом государственной службы занятости, предприятиям, учреждениям, организациям, которые пригласили иностранца на определенную должность или рабочее место, то есть конкретному работодателю для трудоустройства иностранца на конкретном рабочем месте или должности.

Для оформления разрешения на трудоустройство иностранца работодатели представляют в государственную службу занятости перечень документов в соответствии с пунктом 5 Порядка. В частности — заявление, обоснование целесообразности использования труда иностранца, а также проект трудового договора (контракта) работодателя с работником — иностранным гражданином, который заключается при условии оформления разрешения на использование труда данного иностранца. В этих документах указана должность (рабочее место), на которой предусматривается использование труда иностранного работника. Разрешение на использование труда иностранца выдается соответствующему работодателю на конкретную должность (рабочее место) органом государственной службы занятости по итогам рассмотрения документов, представленных работодателем.

Пунктом 16 данного Порядка определены основания аннулирования разрешения на использование труда иностранца: разрешение аннулируется, в частности, в случае установления факта использования труда иностранца на иных условиях, нежели указанные в разрешении на использование труда иностранца, или другим работодателем.

Следовательно, действующими нормативно-правовыми актами Украины установлены ограничения относительно использования труда иностранцев, временно пребывающих в Украине, на нескольких рабочих местах (должностях) или двумя и более работодателями, в связи с чем государственная служба занятости не может выдать более одного разрешения на использование труда иностранца в период действия выданного разрешения.

К вопросу третьему.

Разрешение на трудоустройство в Украине не нужно иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Украине (имеют вид на постоянное жительство в Украине).

Иностранные граждане, которые получили высшее образование в Украине и не имеют вида на постоянное жительство в Украине, имеют право работать в Украине при условии получения работодателем разрешения на использование труда иностранца или лица без гражданства.

К вопросу четвертому.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных данным Законом и Законом Украины «О занятости населения», административных штрафов, а также других видов задолженности перед Фондом не применяется.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии со статьей 5 Закона Украины «Об обращениях граждан» в обращении должно быть указано, в том числе, местожительство гражданина, [и] обращение, оформленное без соблюдения требований выше-упомянутой статьи, возвращается заявителю.

Начальник инспекции И. Довженко

От редакции

Итак, по мнению Инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, «контрольно-надзорный» Закон не распространяется на проверки, проводимые данным ведомством.

Инспекция также сообщила, что ни о какой работе иностранца на двух предприятиях и речи быть не может, поскольку законодательство предусматривает возможность выдачи только одного разрешения на трудоустройство. Кроме того, получение в Украине высшего образования иностранцем не освобождает его от необходимости получения разрешения на трудоустройство.

Ну а сроки давности в случае взыскания штрафов в сфере занятости, по мнению Инспекции, вообще не применяются. Обращаем внимание на то, что с 01.01.2013 г. вступит в силу новый Закон «О занятости» (см. «Бухгалтер» № 37’2012, с. 12–35), в ч. 9 ст. 53 которого будет прямо закреплено то, что данные штрафы не являются административно-хозяйственными санкциями.

Наш достаточно детальный комментарий к данному Закону — см. в «Бухгалтере» № 37’2012 на с. 36–38.

Подробнее о нюансах, связанных с трудоустройством иностранцев в Украине, а также о налогообложении их зарплаты — см. «Бухгалтер» № 7’2012, с. 40–44.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше