Темы статей
Выбрать темы

На органы Минсоцполитики и фонды общеобязательного государственного социального страхования «контрольно-надзорный» Закон не распространяется, и мораторий на проверки единоналожников на них не действует; работник во время отпуска имеет право заключить с предприятием договор подряда

Редакция БР
Письмо от 06.09.2012 г. № 2602/1/18/12-

— Мор на ваши моратории!

На органы Минсоцполитики и фонды общеобязательного
государственного социального страхования «контрольно-надзорный» Закон не распространяется,
и мораторий на проверки единоналожников на них не действует;
работник во время отпуска имеет право заключить с предприятием договор подряда

Письмо Министерства
социальной политики Украины
от 06.09.2012 г. № 2602/1/18/12-зв*

* Приводим вопросы, ответом на которые является это письмо:

«І. Согласно ст. 3 Закона Украины от 23 февраля 2012 года № 4448-VI «органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, не предусмотренные настоящим Законом».

Запрещается ли указанной нормой осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц органам:

Министерства социальной политики;

Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;

Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (Государственной службе занятости);

Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности?

ІІ. Относительно документов по вопросам трудовых отношений и учета кадров

На предприятии есть документы, составленные более трех лет назад. В этот период выездные налоговые проверки не проводились.

Может ли предприятие уничтожить документы или нужно ждать, пока не будет проведена проверка?

Обязано ли предприятие определять ответственное лицо за хранение таких документов, какие условия должны быть обеспечены для хранения таких документов (незатопление, температурный режим, неповреждение документов) и к ответственности какого лица предприятия отнесено обеспечение такого хранения?

ІІІ. Работник предприятия в течение двух лет не использовал надлежащий ему ежегодный отпуск в связи с тем, что его некем было заменить.

Имеет ли право предприятие оформить ему ежегодный отпуск и на это время заключить с таким работником договор подряда (на время продолжительности отпуска)?».— Ред.

Министерство социальной политики рассмотрело Ваше письмо, которое поступило от <...>, и сообщает следующее.

К блоку вопросов I приложения 1.

В соответствии со статьей 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Министерство социальной политики является центральным органом исполнительной власти, действующим в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины и на основании Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 № 389.

В соответствии с п. 23–25 указанного Положения Министерство социальной политики осуществляет государственный надзор:

за деятельностью Пенсионного фонда Украины относительно сбора единого взноса, ведения учета поступлений от его уплаты и контроля за уплатой;

за соблюдением законодательства относительно назначения (пересчета) и выплаты пенсий в солидарной системе и относительно взаимодействия Пенсионного фонда Украины с фондами общеобязательного государственного социального страхования;

в сферах общеобязательного государственного социального страхования и на случай безработицы, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности, в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, в части обеспечения соответствия действующему законодательству решений правлений Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, в том числе согласования структур органов этих фондов, предельной численности работников, схем их должностных окладов, издержек на административно-хозяйственные расходы фондов.

Законом Украины от 01.07.2010 № 2399-VI внесены изменения в абзац второй статьи 1 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877) и исключены слова «других органов» из перечня органов, осуществляющих государственный надзор (контроль), который определен как деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных законом, относительно выявления и предупреждения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества.

Поскольку фонды социального страхования не отнесены к кругу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, действие Закона № 877 с момента вступления в силу указанных изменений на органы фондов общеобязательного государственного социального страховании не распространяется.

На сегодняшний день проверки относительно уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование относятся к полномочиям Пенсионного фонда Украины. Так, в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» Пенсионный фонд и его территориальные органы имеют право проводить не чаще одного раза в календарный год плановую, а в случаях, предусмотренных законом,— внеплановую проверку на предприятиях, в учреждениях и организациях, у физических лиц — предпринимателей бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате единого взноса, получать необходимые объяснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, возникающим в ходе такой проверки. Плановые и внеплановые проверки проводятся в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, по согласованию со сторонами социального диалога.

Фонды общеобязательного государственного социального страхования осуществляют проверки страхователей в соответствии с законами по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, право на осуществление которых было уточнено с принятием Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

К блоку вопросов III приложения 1.

Статьей 11 Закона Украины «Об отпусках» запрещается непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд.

Непредоставление ежегодных отпусков в сроки, определенные Законом Украины «Об отпусках» и КЗоТ Украины, является грубым нарушением законодательства о труде, за что работодатель может быть привлечен к ответственности согласно законодательству.

Вместе с тем законодательством не предусмотрен срок давности, после которого работник утрачивает право на ежегодные отпуска, оно не содержит запрета предоставлять ежегодные отпуска в случае их неиспользования.

Согласно статье 2 Закона Украины «Об отпусках» право на отпуска обеспечивается гарантированным предоставлением отпуска определенной длительности с сохранением на его период места работы (должности), заработной платы (пособия) в случаях, предусмотренных данным Законом.

Трудовым законодательством понятие «договор подряда» не определено. Данная форма относится к гражданско-правовым договорам, которые регулируются нормами гражданского права, и законодательство о труде на них не распространяется.

В соответствии со ст. 837 Гражданского кодекса Украины по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Оплата выполненных работ (услуг) производится, как правило, после оформления акта приемки-сдачи работ, услуг.

При заключении трудового соглашения (договора подряда) гражданин не подает заявление о приеме его на работу, работодатель не издает приказ о зачислении его на определенную должность и не вносится запись в трудовую книжку.

На исполнителя работы по трудовому соглашению не распространяются правила внутреннего трудового распорядка предприятия, условия коллективного договора, в том числе социальные льготы и гарантии, предусмотренные им, такое лицо не имеет права на ежегодный отпуск.

Учитывая указанное, работодатель может во время ежегодного отпуска работника заключить с ним договор подряда, предусмотренный гражданским правом.

В то же время следует иметь в виду, что ежегодные отпуска предоставляются работникам для восстановления трудоспособности, укрепления здоровья, а также для удовлетворения собственных жизненно важных потребностей и интересов.

В отношении блока вопросов II приложения 1, которые касаются ведения документации предприятия, Министерством направлено письмо в Государственную архивную службу Украины от 06.09.2012 г. № 2601/0/18/12-зв для рассмотрения по существу и предоставления ответа.

Заместитель Министра — руководитель аппарата
 В. Коломиец

От редакции

О том, что «контрольно-надзорный» Закон не распространяется на проверки, осуществляемые фондами общеобязательного государственного социального страхования, Минсоцполитики уже прямо сообщало в письме от 13.04.2012 г. № 103/18/99-12 (см. «Бухгалтер» № 21’2012, с. 28–29), хотя раньше высказывалась невнятно и двусмысленно — см. его письмо от 27.01.2012 г. № 339/0/10-12/18 в «Бухгалтере» № 16’2012 на с. 34–36.

«Нетрудоспособный» Фонд также считает, что «контрольно-надзорный» Закон на него не распространяется (см. письмо от 07.12.2010 г. № 01-16-2493).

Исходя из этого проверочный мораторий, распространяющийся на единоналожников, не касается фондов общеобязательного государственного социального страхования, поскольку они не осуществляют контроль (надзор), мероприятия в рамках которого Закон от 23.02.2012 г. как раз и запрещает осуществлять в отношении единоналожников.

Касательно же второго вопроса — Минсоцполитики не усмотрело никаких ограничений на заключение договора подряда с работником, находящимся в отпуске.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше