Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах представительства прокуратурой интересов государства в хозяйственном суде

Редакция БР
Письмо от 17.09.2012 г. № 01-06/1259/2012

Никто так хорошо
не понимает Родину,
как прокуратура

Информационное письмо
Высшего хозяйственного суда Украины
от 17.09.2012 г. № 01-06/1259/2012

О некоторых вопросах представительства
прокуратурой интересов государства
в хозяйственном суде

Хозяйственным судам Украины

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с правом прокурора на обращение в хозяйственный суд с иском в интересах государства, считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно статье 121 Конституции Украины на прокуратуру возложены функции представительства интересов гражданина или государства в случаях, определенных законом.

В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О прокуратуре» при выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеют право обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц.

Статьей 361 названного Закона определены основания представительства прокурором интересов государства, а именно: наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других государственных интересов вследствие противоправных действий (бездействия) физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством.

По предписаниям статьи 2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее — ХПК) прокурор, который обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем заключается нарушение интересов государства, и обосновывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

В соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 08.04.99 по делу № 1-1/99 (далее — Решение Конституционного Суда Украины) государственные интересы закрепляются как нормами Конституции Украины, так и нормами других правовых актов. Интересы государства отличаются от интересов других участников общественных отношений. В основе первых всегда лежит потребность в осуществлении общегосударственных (политических, экономических, социальных и других) действий, программ, направленных на защиту суверенитета, территориальной целостности, государственной границы, гарантирование государственной, экономической, информационной, экологической безопасности, охрану земли как национального богатства, защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и т. п.

С учетом того что «интересы государства» это оценочное понятие, прокурор или его заместитель в каждом конкретном случае самостоятельно определяет со ссылкой на законодательство, на основании которого подается иск, в чем именно состояло или может состоять нарушение материальных или других интересов государства, обосновывает в исковом заявлении необходимость их защиты и указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях.

В резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины указано, что прокуроры и их заместители подают в суд иски именно в интересах государства, а не в интересах предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и форм собственности. Под понятием «орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях» нужно понимать орган государственной власти или орган местного самоуправления, которому законом предоставлены полномочия органа исполнительной власти.

По делам, возбужденным по исковому заявлению прокурора, орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях, согласно статье 29 ХПК получает статус истца.

Ввиду соответствующих предписаний Конституции Украины, норм Закона Украины «О прокуратуре» и ХПК, а также Решения Конституционного Суда Украины прокуроры и их заместители, обращаясь в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении должны обязательно указывать только тот орган, который государством уполномочен осуществлять соответствующие функции в спорных правоотношениях и который имеет предусмотренные законодательным актом, то есть законом, полномочия на подачу соответствующего иска в суд.*

Таким образом, в случае подачи прокурором иска в интересах государства хозяйственный суд должен оценивать правильность определения прокурором истца и в случае неправильного его определения, например подачи иска в интересах предприятия, учреждения или организации, возвращать такое исковое заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения на основании пункта 1 части первой статьи 63 ХПК, а в случае возбуждения производства по соответствующему делу — оставлять иск без рассмотрения согласно пункту 1 части первой статьи 81 ХПК.

Председатель Высшего
хозяйственного суда Украины
 В. Татьков

 

* Например, орган государственной налоговой службы — который имеет право обращаться в суд на основании ст. 20 НКУ. Хотя в данном случае, скорее, должно последовать обращение в административный суд.— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше