Темы статей
Выбрать темы

Коллективный договор на предприятии: выгодно и работодателям, и работникам

Редакция БР
Статья

— А на других условиях
к нам коллектив
не хотел наниматься!

Только вот с отакими выплатами, и чтоб обязательно в затраты!

Коллективный договор на предприятии:
выгодно и работодателям, и работникам

Как известно, коллективный договор на предприятии регулирует много важных моментов. Преимущества его заключения уже рассматривались на страницах нашего издания.* Однако, как свидетельствуют письма, поступающие в редакцию, и вопросы, задаваемые на семинарах, эта тема продолжает оставаться актуальной. Поэтому сегодня мы рассмотрим основные вопросы, связанные с заключением колдоговора, а также с возможным уменьшением налоговой нагрузки благодаря его заключению как на работодателя, так и на наемных работников.

* См. «Бухгалтер» № 10’2008, с. 46–50, и № 11’2008, с. 38–41.

Напомним, что целью заключения колдоговора является согласование интересов работников, с одной стороны, и собственников — с другой. Такая идея заложена в Законе от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон о колдоговорах**) и ст. 10 КЗоТ. Именно эти нормативные акты регулируют основные аспекты заключения, действия и прекращения колдоговоров.

** Закон о колдоговорах, с изменениями, — см. в «Бухгалтере» № 17’2012 на с. 2 т–6т.

1. (Не)обязательность
заключения колдоговора

Вопрос о том, является ли заключение колдоговора для предприятия обязательным, уже имеет свою историю, но на ней мы подробно останавливаться не будем. Скажем лишь, что в настоящее время устойчивой является позиция о необязательности заключения колдоговора (например, она отражена в письме Минюста от 05.04.2006 г. № 21-5-197).

Некоторые специалисты-трудовики считают, что обязательным является заключение колдоговора на уровне юридических лиц.*** При этом они ссылаются на формулировку ч. 7 ст. 65 Хозяйственного кодекса, которой предусмотрено заключение колдоговора на предприятиях, имеющих наемный труд:

«На всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом либо уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия».

*** См. Ротань В. Г., Зуб І. В., Сонін О. Є. Науково-практичний комментар до законодавства України про працю / Відп. ред. В. Г. Ротань.— 12-те вид., перероб. і доп.— Х.: Фактор, 2010.— С. 72.

2. Преимущества колдоговора,
его влияние на обязательства сторон

Несмотря на то что заключение колдоговора обязательным не является, Минтруда в письме от 03.10.2005 г. № 7825/0/14-05/015-15 (см. «Бухгалтер» № 35’2008, с. 35т–36т) расписывает преимущества колдоговора и рекомендует предприятиям его все-таки заключать, так как

«многие правовые нормы просто не могут действовать, если то или иное право (обязанность) не закреплено в коллективном договоре».

Действительно, необходимость заключения колдоговора обусловлена в первую очередь тем, что он может содержать нормативные положения, в отношении которых в актах законодательства имеется прямое указание об обязательности закрепления их в колдоговоре.

Некоторые специалисты в качестве примера ссылаются на ст. 15 Закона «Об оплате труда», в соответствии с которой в колдоговоре должны устанавливаться формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями.

По нашему мнению, это не самый удачный пример, ведь в данной статье Закона указано, что если колдоговор на предприятии не заключен, то работодатель обязан согласовать эти вопросы с проф-союзами или другим уполномоченным органом. В письме Минтруда от 01.10.2007 г. № 700/13/84-07 (см. «Бухгалтер» № 17’2012, с. 18т–19т ) также сообщается, что, если колдоговор на предприятии не заключен, условия и размеры оплаты труда (в том числе премирования) определяются отдельным локальным документом (положением), который утверждается приказом. А вот в Законе «Об охране труда» (см. извлечение из него в «Бухгалтере» № 14’2012 на с. 2т–12т ) действительно содержатся нормы, свидетельствующие о необходимости заключения колдоговора, например ст. 8 и 9 (об этом — далее).

Кроме того, заключение колдоговора может оказать существенное влияние на налоговый учет расходов предприятия, связанных с предоставлением работникам трудовых, в том числе и дополнительных по сравнению с действующим законодательством, гарантий, а также социально-бытовых льгот.

Следует иметь в виду, что в настоящее время действует Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 годы, принятое 09.11.2010 г. (далее — Генсоглашение); оно является основой для разработки и заключения отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров.

В связи с этим возникает вопрос: для кого из работодателей требования Генсоглашения являются обязательными?

Ответ на этот вопрос важен, поскольку на практике многие работодатели сталкиваются с требованиями контролеров из инспекции труда и налоговой относительно соблюдения всех положений Генсоглашения. На наш взгляд, ответ очевиден: он содержится в ст. 9 Закона о колдоговорах:

«Положения генерального, отраслевого, регионального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере деятельности сторон, подписавших соглашение».

Для тех предприятий, которые при заключении Генсоглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и/или профсоюза, оно не является обязательным. Тем не менее они могут учесть его положения при заключении колдоговора.* Такое мнение высказывали специалисты Минтруда при действии старого Генсоглашения на 2008–2009 годы**, так они считают и сейчас (письмо от 17.03.2011 г. № 2774/0/14-11/18).

* В этой связи напомним, что п. 2.2 Генсоглашения установлено, что размер зарплаты неквалифицированного работника небюджетной сферы за полностью выполненную норму времени в нормальных условиях труда должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области труда и социальной политики за предыдущий месяц в соответствии с законодательством. При этом конкретный размер минимальных ставок (окладов) зарплаты, междолжностные, межразрядные соотношения устанавливаются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.

** См. письмо Минтруда от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08 в «Бухгалтере» № 31’2008 на с. 24–25.

Что касается социально-бытовых льгот, то, по мнению специалистов по труду, понятие «социально-бытовые льготы» допустимо толковать предельно широко, включая в него льготы бытового, жилищного, культурного, образовательного, медицинского, оздоровительного, спортивного, физкультурного и другого подобного характера***. При этом они обращают внимание на то, что в силу ст. 91 КЗоТ дополнительные социально-бытовые льготы могут устанавливаться за счет собственных средств предприятия, под которыми понимается не только чистая прибыль, ведь для предприятий (кроме бюджетных) все средства — собственные.****

*** См. Ротань В. Г., Зуб І. В., Сонін О. Є. Науково-практичний комментар до законодавства України про працю / Відп. ред. В. Г. Ротань.— 12-те вид., перероб. і доп.— Х.: Фактор, 2010.— С. 67.

**** Там же, с. 68–69.

Итак, если предприятие заинтересовано в предоставлении трудовых и социально-бытовых льгот своим работникам, оно может реализовать свои намерения, закрепив их в определенных разделах колдоговора.

3. «Трудовой» раздел колдоговора:
затраты и не только

Рассмотрим, как во время заключения колдоговора на предприятии можно учесть требования трудового и налогового законодательства с целью оптимизации налога на прибыль.

 

3.1. Напомним, что ст. 142 НКУ устанавливает особенности определения состава расходов на оплату труда.

Согласно п. 142.1 НКУ в состав затрат плательщика налога относятся расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком, включающие расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, а также любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон.*

* Кроме сумм материальной помощи, освобождаемых от обложения НДФЛ согласно разделу IV НКУ.

Однако в такой редакции указанная норма существует с 01.07.2011 г.

В первоначальной же редакции п. 142.1 содержал ссылку не только на договоренность сторон, но и на условия коллективных договоров (соглашений). Естественно, это вызывало тревогу среди бухгалтеров предприятий, на которых колдоговоры не заключались. На этот момент мы обращали внимание в «Бухгалтере» № 18’2011 на с. 46–47, не соглашаясь с обязательностью колдоговоров для подтверждения расходов на оплату труда. В принципе, в письме от 27.04.2011 г. № 11957/7/15-0317 (см. «Бухгалтер» № 23’2011, с. 9) ГНАУ подтвердила наш подход, согласно которому необходимость колдоговора касается не любых зарплатных выплат, а только «любых других выплат».

После соответствующих изменений, внесенных Законом № 3609-VI в НКУ, ссылка на «колдоговорное» условие из п. 142.1 НКУ исчезла и налоговики согласились с тем, что колдоговор с точки зрения расходов на оплату труда не обязателен (см. извлечение из письма ГНСУ от 07.02.2012 г. № 2330/6/15-1215 в «Бухгалтере» № 14’2012 на с. 19).

В то же время иногда (например, при обосновании разного рода необязательных выплат) колдоговор выглядит весомее других договоренностей. Тем более что, как и при действии Закона О Прибыли, налоговики уважают тех плательщиков, у которых всякого рода матпомощи и премии «прописаны» именно в колдоговоре.

 

3.2. Наличие колдоговора на предприятии может помочь при оплате работникам времени простоя.

В «Бухгалтере» № 41’2011 на с. 48 мы обращали внимание на то, что оплата простоев, происходящих не по вине работника, согласно п/п. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5, см. ее в «Бухгалтере» 16’2012 на с. 12т–17т ), входит в состав фонда дополнительной заработной платы в качестве платы за неотработанное время.

Итак, если руководствоваться Инструкцией № 5, то оплата производственных простоев может относиться на затраты согласно п. 142.1 НКУ. Кроме того, как подчеркивалось в «Бухгалтере» № 41’2011 на с. 48, «простойные» выплаты могут быть включены в затраты на основании п. 142.2 НКУ в качестве обязательных выплат, предусмотренных законодательством.

И если по договоренности сторон (например, в колдоговоре) предусмотрен больший размер оплаты времени простоя, то, по нашему мнению, вся ее сумма должна попасть в затраты согласно п. 142.2 НКУ.

Обращаем внимание на то, что указанные нормы не регулируют пределы, в которых подобные выплаты идут на затраты, оставляя, таким образом, этот вопрос на усмотрение трудового законодательства.

 

3.3. Аналогичный подход может быть применен и в отношении дополнительных отпусков.

Согласно п/п. 2.2.12 Инструкции № 5 оплата дополнительных отпусков (сверх продолжительности, предусмотренной законодательством), предоставленных в соответствии с коллективным договором, относится к ФОТ и должна включаться в затраты по п. 142.1 Налогового кодекса. ГНАУ при действии Закона О Прибыли была согласна с валовозатратностью лишь дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством (см. п. 1 ее письма от 03.02.2005 г. № 670/ч/15-1114 в «Бухгалтере» № 8’2005 на с. 10–11).

Мы же считаем, что расходы на оплаты допотпусков сверх тех, которые необходимо предоставить согласно законодательству, тоже должны относиться на затраты, ведь такой отпуск вполне вписывается в нормы п/п. 2.2.12. В крайнем случае расходы на его оплату попадают под п/п. 2.3.1 Инструкции № 5 — как начисления за неотработанное время, не предусмотренные законодательством (но уже в виде «прочих поощрительных и компенсационных выплат»).

Свою строгую позицию ГНАУ-ГНСУ сохранила и в настоящее время, о чем свидетельствует, например, ее консультация в ЕБНЗ, актуальный фрагмент которой мы приводим:

«плательщик налога может включить в состав расходов оплату дополнительных отпусков в пределах 7 календарных дней на каждого работника с ненормированным рабочим днем в качестве дополнительной заработной платы при условии, что предоставление такого отпуска предусмотрено коллективным договором (трудовым соглашением). При этом коллективным договором (соглашением) должны быть определены списки должностей, работ и профессий, по которым работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется такой дополнительный отпуск».

Кстати, Минтруда в своих письмах в отношении продолжительности дополнительных отпусков (за особый характер труда, за вредные и тяжелые условия труда, за ненормированный рабочий день) подчеркивает, что конкретная продолжительность таких отпусков устанавливается коллективным договором (см., например, его письма (извлечения из них) от 04.06.2007 г. № 174/13/116-07, от 22.03.2010 г. № 49/0/010/80-10, от 04.06.2008 г. № 143/13/116-08 в «Бухгалтере» № 23’2012 на с. 19т–20т , с. 22т и с. 23т–24т соответственно).

 

3.4. Без колдоговора плохо и предприятиям, выплачивающим зарплату натурой.

Напомним, что ст. 23 Закона «Об оплате труда» разрешается частичная выплата зарплаты натурой. При этом «натуральная» выплата зарплаты должна быть предусмотрена в колдоговоре как исключение (по ценам не выше себестоимости) в размере, не превышающем 30% начисленной за месяц, в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желательной для работников, кроме товаров, перечень которых устанавливается правительством. В этот, уже несколько подзабытый, перечень (утвержден Постановлением КМУ от 03.04.93 г. № 244 — см. «Бухгалтер» № 16’2012, с. 21т ) сегодня попадает практически всё: товары производственно-технического назначения, непродовольственные ТНП, почти все продовольственные ТНП промпереработки и прочее.

Минтруда в письме от 09.04.2010 г. № 3701/0/14-10/13 (см. «Бухгалтер» № 17’2012, с. 28т ) разъяснило, что к непродовольственным и продовольственным ТНП относятся готовые изделия, предназначенные для непосредственного использования населением.

 

3.5. Необходим колдоговор и предприятиям, которые выплачивают надбавки за разъездной (передвижной) характер работы.

Дело в том, что размер таких надбавок согласно п. 1 Постановления КМУ от 31.03.99 г. № 490 (см. «Бухгалтер» № 40’2009, с. 20т) должен быть определен предприятием в колдоговоре или по согласованию с заказчиком. И пока данный размер не будет установлен, работник ничего не получит.

В «Бухгалтере» № 17’2012 на с. 46 мы анализировали позицию налоговиков касательно включения «разъездных» расходов в затраты предприятия. Как и при действии Закона О Прибыли, они требуют, чтобы эти поездки не только определялись как командировки в соответствии с коллективным/трудовым договором, но и оформлялись как командировки. Мы с такими разъяснениями налоговиков не согласны.

По нашему мнению, «разъездные» расходы должны попадать в затраты на основании п. 142.2 НКУ как обязательные выплаты, предусмотренные законодательством.

В письме Минтруда от 17.11.2006 г. № 307/13/133-06 (см. «Бухгалтер» № 46’2006, с. 32–33) разъяснялось, что в колдоговоре предприятие самостоятельно определяет перечень работников, для которых устанавливается указанная надбавка, а также ее размер.

Мы считаем, что правильнее установить не перечень «разъездных» работников, а перечень должностей, которые могут быть «разъездными»/«передвижными». Ведь работник может уволиться, а «разъездная» должность в колдоговоре останется.

 

3.6. В колдоговоре также обычно устанавливаются сроки выплаты зарплаты. Причем здесь нельзя нарушать ч. 1 ст. 115 КЗоТ (см. «Бухгалтер» № 40’2010, с. 28), в соответствии с которой зарплату следует выплачивать работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней.

В «Бухгалтере» № 45’2010 на с. 50 подчеркивалось, что колдоговор не может изменить условий, указанных в ч. 1 ст. 115 КЗоТ, в том числе разрешить перейти на одноразовую выплату зарплаты.

Таким образом, в колдоговоре устанавливаются конкретные дни и сроки выплаты зарплаты с указанием чисел, например 4 и 19, 5 и 20 и т. п. Сроки могут устанавливаться и короче предусмотренных ч. 1 ст. 115 КЗоТ, то есть правовых препятствий для выплаты зарплаты подекадно, понедельнонет.

 

3.7. Если предприятие не приветствует, чтобы сотрудник работал еще где-то, то оно вправе внести соответствующий запрет в текст колдоговора. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 21 КЗоТ (см. «Бухгалтер» № 7’2008, с. 3т) ограничение на совместительство может вводиться законодательством, коллективным или трудовым договором.

В «Бухгалтере» № 9’2012 на с. 47–50 мы рассматривали правовые и зарплатно-трудовые гарантии совместительства и отмечали, что совместитель имеет право на все выплаты, доплаты, надбавки и компенсации, которые гарантируют наемным работникам КЗоТ, генеральное и отраслевое соглашения (если они распространяются на предприятие), а также коллективный договор, хотя в нем как раз и могут быть предусмотрены специальные условия для совместителей (главное, чтобы они не уменьшали трудовые права совместителя, предусмотренные КЗоТ).

Кстати, в колдоговоре можно не устанавливать запрет на работу по совместительству, а преду-смотреть, чтобы работники согласовывали совместительство с работодателем.

 

3.8. В колдоговоре (как правило, в Положении по премированию, являющемуся приложением к колдоговору) можно установить и разный размер суточных при командировании в разные города Украины и для разных категорий работников — об этом см. публикацию в «Бухгалтере» № 19’2011 на с. 42–43. О том, что положение относительно расходов на командировки может быть закреплено в колдоговоре, говорится в письме Минюста от 13.02.2012 г. № 54-0-2-12/7.2 (см. «Бухгалтер» № 20’2012, с. 16–19).

3.9. В п/п. 138.10.6«б» НКУ определен порядок включения в состав прочих расходов обычной деятельности сумм денежных средств, перечисленных работодателями «первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу». В данной норме прямо указано, что перечисление денежных средств должно осуществляться в соответствии с условиями коллективных договоров, Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В состав затрат работодатель — плательщик налога на прибыль может включить сумму в пределах 4% налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год. При этом ограничение применяется с учетом денежных средств, уплаченных плательщиком налога неприбыльным организациям в соответствии с п/п. 138.10.6«а» НКУ.

(Продолжение следует.)

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше