Темы статей
Выбрать темы

Оплата за товары через платежные терминалы: организация, документы, учет и ответственность

Редакция БР
Статья

Время платежных карточек

Оплата за товары через платежные терминалы:
 организация, документы, учет и ответственность

Вопросы, связанные с организацией расчетов с помощью платежных карточек, и их учетные особенности уже рассматривались в «Бухгалтере» № 36’2010 на с. 40–45. Однако с тех пор произошли существенные изменения в нормативной базе, значительно расширившие круг субъектов хозяйствования, которые обязаны использовать платежные терминалы при продаже товаров, услуг. Кроме того, в настоящее время к субъектам хозяйствования применяются серьезные штрафы за необеспечение ими возможности осуществления покупателями расчетов за проданные товары, услуги с использованием электронных платежных средств (далее — ЭПС).

В этой связи разберемся, какие субъекты хозяйствования и когда должны установить платежные терминалы, как это сделать на практике. Рассмотрим также документальное оформление операций с использованием ЭПС, нюансы таких операций и ответственность за несоблюдение «платежных» норм.

Что такое платежный терминал (платежное устройство)
 и электронное платежное средство

В соответствии с п. 1.321 Закона от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине», с изменениями (далее — Закон о платежных системах)*, платежный терминал — это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и печатания документа по операции с применением электронного платежного средства.

* Извлечение из Закона о платежных системах — см. в «Бухгалтере» № 41’2012 на с. 18–30, изменения к нему — в № 4’2013 на с. 14–15.

Под электронным платежным средством в п. 1.14 Закона о платежных системах понимается

«платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства получать информацию о принадлежащих держателю денежных средствах и инициировать их перевод».

В ситуации с платежными терминалами используются преимущественно банковские платежные карточки. Кроме них к ЭПС относятся и мобильные платежные инструменты (п. 1.193 Закона о платежных системах).

И наконец платежное устройство, о видах которого мы будем говорить далее,— это техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т. п.), дающее возможность пользователю осуществить операции по инициированию перевода денежных средств, а также выполнить другие операции в соответствии с функциональными возможностями данного устройства (п. 1.322 Закона о платежных системах). То есть платежный терминал — это один из видов платежного устройства.**

** К платежным устройствам относятся, например, импринтеры (устройство, предназначенное для перенесения рельефных реквизитов платежной карточки на слип для формирования первичных документов).

Кто обязан применять платежные терминалы

В соответствии с п. 14.19 Закона о платежных системах (в редакции Закона от 18.09.2012 г. № 5284-VI)

«субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины».***

*** Например, VISA, Master Card, НСМЭП (Национальная система массовых электронных платежей).

Требования к субъектам хозяйствования относительно принятия ЭПС в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяет Кабмин.

Напомним, что в настоящее время действует Постановление КМУ от 29.09.2010 г. № 878 (далее — Постановление № 878, см. его в «Бухгалтере» № 38’2010 на с. 28 или № 9’2011 на с. 29т), которым предусмотрены условия перевода субъектов хозяйствования на обязательное применение платежных терминалов. Стоит иметь в виду, что данное Постановление не приведено в соответствие с новыми требованиями Закона и действует в части, ему не противоречащей. На это обстоятельство обращается внимание в консультации из ЕБНЗ.

Пунктом 1 Постановления № 878 установлено, что осуществить переход на обязательный прием ЭПС должны те субъекты хозяйствования, которые:

— проводят деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг;

— согласно Закону об РРО используют РРО.

Кроме того, в п. 1 Постановления № 878 предусмотрено, что использовать платежные терминалы обязаны:

субъекты хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек;

— субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

Обращаем внимание на то, что требования в отношении сроков перехода на обязательное принятие ЭПС, установленные в Постановлении № 878, вступили в силу с 01.01.2012 г. Поэтому все вышеуказанные субъекты хозяйствования уже давно должны были в расчетах вместе с РРО использовать платежные терминалы. И мы не рекомендуем избегать их установления, поскольку в противном случае к таким субъектам хозяйствования будут применяться достаточно серьезные санкции (об этом — далее).

Сколько платежных терминалов
 необходимо установить

Количество платежных терминалов должно составлять не менее 50% количества РРО, а при использовании одного РРО должен быть один платежный терминал (п. 1 Постановления № 878). Правда, не нужно забывать, что используемые терминалы должны обеспечить прием карточек не менее трех платежных систем.

Кто из субъектов хозяйствования имеет право
 не принимать к оплате ЭПС

От обязательного приема ЭПС согласно п. 2 Постановления № 878 освобождены:

заведения общественного питания закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей (например, личный состав Вооруженных сил и других военных формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий);

предприятия торговли с торговой площадью* до 20 м2 (кроме автозаправочных станций);

— субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

* В соответствии с п/п. 3.1.2 Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Госкомстата от 24.10.2005 г. № 327, торговая площадь — это площадь для торговли и обслуживания покупателей с учетом арендованной (кроме площадей отдельных помещений, полностью сданных в аренду), то есть сумма площадей, где продают товары и размещены службы по дополнительному обслуживанию покупателей (отдел заказов, кафетерий, демонстрационный зал, камера хранения, упаковочная, оформление продажи в кредит и другие службы по дополнительному обслуживанию покупателей). Кроме того, к торговой площади относят площади, на которых установлены прилавки, стеллажи и прочее оборудование торгового зала.

В соответствии с п. 296.10 НКУ плательщики единого налога групп 1–3 не используют РРО**. Если руководствоваться п. 1 Постановления № 878, то плательщики ЕН групп 1–3 имеют право не принимать к оплате ЭПС.

** Об освобождении предпринимателей, уплачивающих единый налог, говорится и в п. 6 ст. 9 Закона об РРО — см. «Бухгалтер» № 25’2011, с. 6 т.

Тем не менее спокойную жизнь ЧПЕНам вести не приходится. Отвечая на вопрос, какие субъекты хозяйствования освобождаются от обязательного приема ЭПС, специалисты ГНСУ в ЕБНЗ подтвердили, что настоящее время остается действующим Постановлением № 878, однако при этом они подчеркнули, что оно не приведено в соответствие с требованиями Закона о платежных системах. А значит, согласно п. 2 раздела X «Заключительные положения» Закона о платежных системах оно применяется в части, не противоречащей ему. С учетом того что Законом о платежных системах не предусмотрено освобождение отдельных субъектов хозяйствования от обязательного приема ЭПС, констатируют налоговики, осуществлять прием ЭПС обязаны все субъекты хозяйствования.

Примерно в том же духе выдержано письмо НБУ от 05.03.2013 г. № 25-313/2725 (см. с. 23 настоящего выпуска), которое освобождение ЧПЕНа от использования ЭПС не подтверждает.

Что ж, действительно в п. 14.19 Закона о платежных системах такое освобождение не предусмотрено. К тому же в нем нет формулировки, указывающей на обязанность использования РРО, которая ранее присутствовала в предшественнике п. 14.19 — пункте 14.7 Закона о платежных системах (в предыдущей редакции)*** и до сих пор осталась в п. 1 Постановления № 878.

*** «Торговцы, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обязаны обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием этих специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных систем).

Условия перевода торговцев на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), исключения относительно выполнения таких расчетов отдельными категориями торговцев определяются Кабинетом Министров Украины».

Обращаем внимание на то, что до изменений, внесенных Законом от 18.09.2012 г. № 5284-VI в Закон о платежных системах, п. 14.7 содержал норму, которая отсылала к Постановлению КМУ в части условий перевода торговцев на обязательный прием ЭПС и исключения относительно выполнения таких расчетов отдельными категориями торговцев. С 18.10.2012 г. такая норма отсутствует, а вместо нее КМУ определяет лишь требования к субъектам хозяйствования относительно принятия ЭПС. При таком нормативно-правовом раскладе под обязанность принятия ЭПС, скорее всего, будут подведены все субъекты хозяйствования, даже не использующие РРО.

В принципе, это логично. Ведь освобождение от РРО весьма мало корреспондирует с освобождением от ЭПС. Указанные устройства имеют разное предназначение. Почему потребитель с электронной карточкой должен страдать из-за того, что государство разрешило продавцу не проводить выручку через РРО?

Что нужно знать для установки платежных терминалов
 и проведения операций с принятием ЭПС

Для применения ЭПС как средства оплаты субъекту хозяйствования необходимо заключить договор эквайринга с банком-эквайром — юридическим лицом, осуществляющим эквайринг.

Пунктом 1.9 Закона о платежных системах установлено, что

«эквайринг — услуга технологического, информационного обслуживания расчетов по операциям, осуществляемым с использованием электронных платежных средств в платежной системе».

Для того чтобы субъект хозяйствования имел право принимать ЭПС в оплату товаров (услуг), в договоре с эквайром должны быть обязательно приведены следующие данные (п. 5.4 Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223, далее — Положение № 223, см. его в «Бухгалтере» № 9’2011 на с. 7т–20т ):

названия платежных систем, ЭПС которых принимаются субъектом хозяйствования к оплате, и типы ЭПС с определением их признаков платежности;

порядок оформления документов по операциям с использованием ЭПС;

порядок и сроки расчетов эквайра с субъектом хозяйствования;

— размер комиссионного вознаграждения, которое субъект хозяйствования платит эквайру за расчетное обслуживание*;

— описание процедур безопасности, которые должен соблюдать субъект хозяйствования во время приема платежей с использованием ЭПС и передачи данных эквайру о проведенных операциях;

другие данные в соответствии с законодательством Украины или по усмотрению эквайра и субъекта хозяйствования (например, об обязанности эквайра провести обучение работников субъекта хозяйствования технологиям осуществления и оформления операций с ЭПС и обеспечивать проведение техобслуживания, ремонта и замены неисправного оборудования).

* Как правило, до 3% — за ЭПС, эмитированные иными, нежели эквайр, банками, и до 1,5% — эмитированные самим эквайром. НБУ в письме от 21.06.2007 г. № 25-312/1211-6395 (см. его в «Бухгалтере» № 25’2007 на с. 34 или № 37’2007 на с. 46т) рекомендует установить вознаграждение в размере, не превышающем 2% от суммы товаров (услуг), проданных (предоставленных) с использованием ЭПС.

Эквайр не имеет права устанавливать технические и технологические ограничения на принятие субъектами хозяйствования ЭПС определенных эмитентов и платежных систем**, если такие ограничения не установлены эмитентом или платежной организацией платежной системы (п. 5.5 Положения № 223).

** То есть запрещено, например, включать в договор условие относительно приема к оплате ЭПС, эмитированных исключительно банком-эквайром.

Субъект хозяйствования, в свою очередь, обязан обеспечить размещение изображения торговой марки платежной системы в местах, где осуществляется оплата с использованием ЭПС (п. 5.6 Положения № 223).

В соответствии с п. 5.10 Положения № 223 субъект хозяйствования обязан осуществлять операции с использованием ЭПС только в присутствии пользователя. Исключение из этого правила составляют случаи, при которых проведение операций с ЭПС без присутствия его держателя либо согласовано с ним, либо предусмотрено правилами платежной системы для отдельных видов операций.

Обращаем внимание на то, что эквайр не имеет права обязывать субъекта хозяйствования, а субъект хозяйствования — покупателя вводить ПИН-код, если это не предусмотрено правилами платежной системы и/или условиями использования ЭПС, установленными эмитентом (п. 5.11 Положения № 223). Правда, как в этом может убедиться потребитель?

Итак, заключив договор эквайринга, субъект хозяйствования берет на себя обязательство принимать к обслуживанию ЭПС для оплаты стоимости товаров (услуг), а банк-эквайр обеспечивает обслуживание трансакции*** и перечисляет на счет субъекта хозяйствования денежные средства за проданные последним товары (услуги), оплаченные держателем ЭПС.

*** В соответствии с п. 2.1 Правил Национальной системы массовых электронных платежей, утвержденных постановлением Правления НБУ от 10.12.2004 г. № 620, трансакция — это информация в электронной форме об отдельной операции с применением платежной карточки, сформированная по результатам ее выполнения.

Документальное оформление операций
 с использованием ЭПС

Документы по операциям с использованием ЭПС могут составляться в бумажной и/или электронной форме (п. 7.1 Положения № 223). Формы таких документов устанавливаются правилами платежных систем и должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением № 223. Документами, которыми оформляются расчеты, произведенные с использованием ЭПС, являются:

квитанция платежного терминала, если операция осуществляется с использованием платежного терминала;

слип*, если операция осуществляется с применением импринтера.

* Слип в п. 1.4 Положения № 223 определен как бумажный документ, подтверждающий осуществление операции с использованием платежной карточки и содержащий набор данных относительно этой операции и реквизиты платежной карточки.

Как разъясняют специалисты ГНСУ в ЕБНЗ, слип в понимании Закона об РРО не является расчетным документом.

Перечень реквизитов, которые должны содержать «карточные» документы, приведен в п. 7.7 Положения № 223. В него включены: идентификатор эквайра и субъекта хозяйствования или другие реквизиты, которые дают возможность их идентифицировать; идентификатор платежного устройства; дата и время осуществления операции; сумма и валюта операции; сумма комиссионного вознаграждения; реквизиты ЭПС, допустимые правилами безопасности платежной системы; вид операции; код авторизации** или другой код, идентифицирующий операцию в платежной системе.

** Авторизация — процедура получения разрешения на проведение операции с использованием ЭПС (п. 1.4 Положения № 223).

Какой расчетный документ получает покупатель,
 расплатившись с помощью ЭПС

Из норм Закона об РРО следует, что субъекты хозяйствования, принимая плату за реализованные товары (услуги) с использованием ЭПС, должны применять РРО, хотя такие операции и являются безналичными.

Данный вывод подтверждается и в обзорном «наличном» письме ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 (п/п. 2.2.10, см. его в «Бухгалтере» № 34’2009 на с. 5т–6т). Однако из этого правила имеются исключения (ст. 9 Закона об РРО).

Форма расчетного документа зависит от того, использует субъект хозяйствования РРО вместе с терминалом или нет. Если использует, то покупатель должен получить фискальный кассовый чек РРО (ф. № ФКЧ-1). При этом, как следует из п. 3.6 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614,*** при проведении расчетов с использованием платежной карточки платежного терминала кассовый чек должен дополнительно содержать следующие обязательные реквизиты:

реквизиты платежной карточки (допустимые правилами безопасности платежной системы), перед которыми печатаются большие буквы «ПК»; надпись «Код авт и код авторизации или другой код, идентифицирующий операцию в платежной системе, кроме случаев, когда правила расчетов платежной системы предусматривают составление расчетных документов с использованием платежных карточек без выполнения процедур авторизации; подпись кассира и подпись держателя платежной карточки (если это предусмотрено правилами платежной системы) по отдельным строкам, перед которыми печатаются соответственно надписи «Кассир» и «Держатель ПК».

*** Указанное Положение, с изменениями,— см. в «Бухгалтере» № 1–2’2008 на с. 22т–30т.

Если субъект хозяйствования освобожден от применения РРО, но использует платежный терминал, то его клиент тоже должен получить расчетный документ. Но какой?

Как правило, для такого случая подходит либо расчетная квитанция, либо товарный чек. Кстати, выдачу расчетного документа требует не только п. 15 ст. 3 Закона об РРО (см. «Бухгалтер» № 25’2011, с. 4т ), но и п. 11 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон о потребзащите, см. его в «Бухгалтере» № 45’2012 на с. 2т–25т ). В этой связи напомним, что налоговые органы считают (см. письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 в «Бухгалтере» № 24’2011 на с. 27 и консультацию в ЕБНЗ), что товарный чек для определения его в качестве расчетного документа должен соответствовать требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, то есть содержать обязательные реквизиты кассового чека, за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек».

Если субъект хозяйствования, руководствуясь ч. 1 ст. 9 Закона об РРО, оформляет расчеты с помощью приходного кассового ордера (например, торгует продукцией собственного производства), то при установлении по собственному желанию платежного терминала у него могут возникнуть определенные проблемы, связанные с выдачей расчетного документа. В «Бухгалтере» № 36’2010 на с. 42 мы о них говорили, хотя ГНАУ в письме от 09.08.2007 г. № 7644/6/23-7019 (см. «Бухгалтер» № 35’2007, с. 20) вроде бы не возражала против совмещения ЭПС и «приходно-ордерных» расчетов в кассах.

(Окончание следует.)

Алла Погребняк,
 Татьяна Серикова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше