Темы статей
Выбрать темы

Чековые книжки: правила заполнения, оприходования, списания и бухгалтерско-налоговый учет

Редакция БР
Ответы на вопросы

Чековая книжка — сокращенно чекушка

Чековые книжки: правила заполнения, оприходования, списания и бухгалтерско-налоговый учет

Я — молодой бухгалтер вновь созданного предприятия, и скоро мне предстоит иметь дело со снятием наличных средств с текущего счета в банке с помощью чековой книжки.

Прошу разъяснить:

Как получить и заполнить чековую книжку? Как документально оформляется ее оприходование и списание? Как правильно организовать учет и использование чековых книжек в хоздеятельности предприятия?

Что такое чековая книжка

Чековая книжка — это набор (комплект) денежных чеков. Чеки бывают разные — денежные и расчетные; для получения наличных в банке используются денежные чеки.

Денежные чеки согласно п. 1.1 раздела IV Инструкции о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденной постановлением Правления НБУ от 01.06.2011 г. № 174 (далее — Инструкция № 174), относятся к кассовым документам. Форма денежного чека приведена в приложении 13 к Инструкции № 174.

Обращаем внимание на то, что чековая книжка — это бланк строгой отчетности. Это подтверждает п/п. 1.3.2 Правил изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденных приказом Минфина от 25.11.93 г. № 98, СБУ от 15.11.93 г. № 118, МВД от 24.11.93 г. № 740.

В этой связи напомним, что «строгость» требует от предприятий и ФОПов соблюдения определенных правил обращения с чековой книжкой, например хранения ее в сейфе.

Как получить чековую книжку

Для того чтобы получить чековую книжку, клиенту (юрлицу или ФОПу) необходимо подать заявление о выдаче денежной чековой книжки (приложение 17 к Инструкции № 174) в одном экземпляре (п. 3.3 раздела IV Инструкции № 174) и заплатить за ее оформление и выдачу.

В банке на каждом чеке заполняют соответствующие реквизиты: наименование и код банка, наименование юридического лица (Ф. И. О. физлица) и номер его текущего счета. Остальные реквизиты денежного чека заполняют сами юрлица и ФОПы.

Как заполнять денежные чеки

При заполнении денежных чеков необходимо соблюдать следующие правила:

1. Все реквизиты денежного чека должны быть заполнены.

2. В денежных чеках должны быть указаны данные паспорта лица — получателя или документа, который его заменяет, наименование документа, серия, номер и дата его выдачи, название учреждения, которое его выдало (п. 1.3 раздела IV Инструкции № 174).

3. Денежный чек должен содержать оттиск печати, подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) в соответствии с карточкой образцов подписей. Использование факсимиле не допускается (п. 1.9 раздела IV Инструкции № 174).

4. Денежные чеки действительны в течение 10 календарных дней со дня их выписки, не считая дня выписки (п. 1.9 раздела IV Инструкции № 174).

5. Исправления в денежном чеке не допускаются.

Оприходование и списание чековых книжек

Поскольку чековая книжка — бланк строгой отчетности, то при ее оприходовании и списании следует использовать формы документов, утвержденные приказом Минстата от 11.03.96 г. № 67 (далее — приказ № 67).

Для оприходования чековой книжки необходимо заполнить приходно-расходную накладную на бланки строгой отчетности по типовой форме № СЗ-1. Далее данные из ф. № СЗ-1 следует внести в приходно-расходную книгу по учету бланков строгой отчетности (типовая форма № СЗ-2, утвержденная приказом № 67). После этого чековую книжку передают материально ответственному лицу, что отражается в вышеупомянутой форме № СЗ-1. Одновременно с этой процедурой в бухгалтерии открывают карточку-справку по типовой форме № СЗ-5. В ней отражают движение бланков строгой отчетности (ошибочно полученных, использованных и их остаток). Карточку-справку заводят на каждое материально ответственное лицо, которое учитывает такие бланки, а также на каждый вид бланков отдельно.

После того как денежная чековая книжка будет полностью использована, необходимо составить Акт на списание использованных бланков строгой отчетности (типовая форма № СЗ-3) и Акт проверки наличия бланков строгой отчетности (типовая форма № СЗ-4)*.

После этого недостающие, испорченные и использованные бланки нужно списать. Делают это с помощью ф. № СЗ-3. В ней приводят информацию о названии использованных бланков, их сериях, номерах и количестве. К акту прилагают все испорченные бланки. Акт заверяют подписями все члены комиссии и утверждают печатью и подписью руководителя предприятия.

Завершаются манипуляции по списанию записью в карточку-справку (ф. № СЗ-5). Кстати, причиной списания бланков чековой книжки может быть закрытие или смена номера счета, изменение наименования предприятия. В этом случае в банк необходимо подать заявление вместе с чековыми книжками с оставшимися неиспользованными листами и корешками от неиспользованных чеков (п. 6.8 Положения об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 г. № 254).

В общем, морока еще та...

Возникает вопрос: обязаны ли ФОПы использовать вышеуказанные «строгие» формы для оприходования и списания чековых книжек? Спешим успокоить — к счастью, нет.

Из кратких указаний по применению и заполнению форм первичного учета бланков строгой отчетности и самих форм, утвержденных приказом № 67, следует, что они применяются предприятиями (организациями), а некоторые из них утверждаютсяруководителями предприятий (организаций).

Так что хоть в этом ФОПам повезло.

Бухгалтерский и налоговый учет

В бухучете чековую книжку отражают на балансе на субсчете 209 «Прочие материалы». Одновременно ее стоимость зачисляют на забалансовый счет 08 «Бланки строгого учета», открыв к нему отдельный субсчет.

Таким образом, в бухучете оплата за чековую книжку выглядит как д-т 377 к-т 311, оприходование книжки — д-т 209, к-т 377, а списание — д-т 92 к-т 209.

НДС

Обращаем внимание на то, что выдача чековых книжек является составной частью банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию, которые не являются объектом обложения НДС. При действии Закона об НДС об этом свидетельствовал п. 1.1 Перечня операций по расчетно-кассовому обслуживанию, которые осуществляются учреждениями банков в Украине и стоимость которых, в соответствии с п/п. 3.2.5 Закона Украины от 03.04.1997 года № 168 «О налоге на добавленную стоимость», не включается в объект обложения налогом на добавленную стоимость, доведенного письмом НБУ от 19.06.98 г. № 12-111/811.

В налоговокодексное время постановлением Правления НБУ от 15.11.2011 г. № 400 был утвержден Перечень типовых операций по расчетно-кассовому обслуживанию, которые в соответствии с подпунктом 196.1.5 пункта 196.1 статьи 196 раздела V Налогового кодекса Украины не являются объектом обложения. Согласно п. 2.5 Перечня № 400 к таковым относится оформление документов (денежных чековых книжек и т. п.) во время открытия, обслуживания счетов, а также закрытия счетов клиентов по их инициативе.

В общем, поскольку чековая книжка была получена как составляющая часть банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, то ни о каком налоговом кредите по НДС не может быть и речи, поскольку согласно п/п. 196.1.5 НКУ предоставление услуг по расчетно-кассовому обслуживанию не является объектом обложения НДС.

Налог на прибыль

Расходы , понесенные на приобретение чековой книжки, попадут в затраты на основании п/п. 138.10.2 НКУ в качестве расходов на расчетно-кассовое обслуживание, поскольку банк передает ее предприятию как составную часть собственных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию (п/п. 138.10.2«є» НКУ).

Итак, «чековые» расходы будут относиться к административным, направленным на обслуживание и управление предприятием. Напомним, что признавать такие расходы следует в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, согласно правилам бухучета (п/п. 138.5 НКУ).

В заключение отметим, что с появлением корпоративных карт и зарплатных проектов некоторые предприятия отказываются от использования денежных чековых книжек. Тем не менее они все еще достаточно широко применяются для снятия наличных в банке, поскольку это дешевый, простой и надежный инструмент.

Алла Погребняк

 

* Иногда вместо последнего используют Инвентаризационную опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф. № инв-16), утвержденную постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше