Темы статей
Выбрать темы

Налоговые разницы

Редакция БР
Статья

Налоговые разницы

(так в Минфине дразнятся)

Есть такое чувство, что всем нам шах.

Б. Г. «Желтая луна»

Неоднократно раскритикованное в пух и прах всеми, кому не лень, ПБУ «Налоговые разницы»* вступило в силу с начала 2013 года.

* Утвержденное приказом Минфина от 25.01.2011 г. № 27.

Под это ПБУ Минфин внес** в П(С)БУ 3 изменения, в соответствии с которыми форма отчета о финансовых результатах пополнилась специальным четвертым разделом «Налоговые разницы». Эти изменения юридически вступили в силу тоже с 01.01.2013 г. Однако фактически этим изменениям так и не суждено было воплотиться в жизнь.

** Приказом от 11.08.2011 г. № 1021.

НП(С)БУ 1, утвержденный приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73, дал бухгалтерам новые формы финансовой отчетности. По ним должна составляться отчетность уже за первый квартал 2013 года. В новых формах финансовой отчетности налоговые разницы не упоминаются.

Многих бухгалтеров это привело в замешательство.

Их беспокойство можно понять: ПБУ «Налоговые разницы» действует, нормы Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), требующие представления отчета по налоговым разницам***, тоже действуют, а формы отчетности нет.

*** Пункт 46.2 и п. 1 подраздела 4 «Переходных положений».

Для большинства компаний, представляющих в налоговые инспекции налоговую и финансовую отчетность по итогам года, эта проблема еще не стала актуальной. А вот тех главбухов, чьи компании в 2013 году отчитываются перед ГНИ ежеквартально, эта тема волнует не понарошку.

Мы попробуем разобраться в сегодняшних хитросплетениях законодательства и бухгалтерских реалий, дав ответы на наиболее распространенные вопросы.

 

Вопрос № 1: Нужно ли тем предприятиям, которые представляют налоговую и финансовую отчетность в ГНИ ежеквартально, сдавать какой-то дополнительный отчет по налоговым разницам по итогам первого квартала 2013 года?

Наш ответ на этот вопрос будет отрицательным.

В п. 46.2 НКУ говорится следующее:

«В составе финансовой отчетности плательщик налогов указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики».

Поскольку Минфин так до сих пор и не удосужился соорудить форму для отчета по налоговым разницам, ничего дополнительно к формам № 1 и № 2 составлять и тем более представлять в ГНИ не нужно.****

**** Впрочем, напомним, что в настоящее время большинство предприятий сдает отчет ежегодно.

 

Вопрос № 2: Нужно ли вести отдельный учет налоговых разниц, накапливая соответствующую информацию в бухгалтерских регистрах?

Если обратиться к самому ПБУ «Налоговые разницы», то ответ, безусловно, будет положительным. Это одиозное Положение содержит весьма жесткие формулировки на сей счет. Чтобы убедиться, достаточно процитировать п. 7 ПБУ «Налоговые разницы»:

«При систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах синтетического и аналитического учета обязательно проводится анализ хозяйственной операции на наличие налоговых разниц».

Однако непредвзятый анализ даст отрицательный ответ на поставленный вопрос. Мы можем выразить как минимум недоумение в связи со столь безапелляционной стилистикой изложения ПБУ «Налоговые разницы».

Если заглянуть в п/п. 17.1.12 НКУ, то можно увидеть, что ведение учета налоговых разниц по минфиновской методике — это не обязанность, а право плательщика:

«17.1. Плательщик налогов имеет право:

<...>

17.1.12. по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, вести учет временных и постоянных налоговых разниц и использовать данные такого учета для составления декларации по налогу на прибыль».

Другими словами, соблюдение ПБУ «Налоговые разницы» — это дело добровольное. Если бухгалтер полагает, что он может вести учет налоговых разниц не так, как того хотят авторы указанного ПБУ, он волен это делать. Никто не имеет права упрекнуть его в игнорировании методологических вказивок Минфина.

Важно лишь, чтобы бухгалтер смог самостоятельно заполнить формы отчетности по налоговым разницам, если они в конце концов появятся.

Вопрос № 3: Нужно ли будет составлять отчет по налоговым разницам по итогам 2013 года?

В настоящее время нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос.

Пока что происходит подковерное противоборство сторонников и противников идеи отчетности по налоговым разницам.

С одной стороны, трезвомыслящие депутаты инициируют саботаж налоговых разниц. В Верховной Раде обсуждаются законопроекты, реализация которых так или иначе парализует идею отчетности по налоговым разницам. Первый вариант предусматривает снова отсрочить вступление в силу норм НКУ, касающихся отчетности по налоговым разницам. Второй вариант предлагает внести такие правки в НКУ, после которых составление отчета по налоговым разницам становится необязательным.

С другой стороны, представители Минфина на публичных мероприятиях обещают включить в состав примечаний к финансовой отчетности специальный отчет по налоговым разницам. Проект такого отчета уже давно есть, к нему даже сочинили проект методрекомендаций по заполнению*. А поскольку примечания составляются только по итогам года, вполне вероятно, что после окончания 2013 года бухгалтерам таки придется заниматься составлением отчета по налоговым разницам.

* Мы видели, и нам не понравилось.

Кроме того, в недрах Минфина созрел законопроект полномасштабного перекраивания третьего раздела НКУ. Замысел таков: предполагается полностью изменить алгоритм расчета налогооблагаемой прибыли путем узаконивания правила «бухгалтерская прибыль +/– корректировки». В таком случае все налоговые разницы будут играть роль соответствующих корректировок.

Таким образом, в НКУ планируется ввести особые нормы, перечисляющие все налоговые разницы и регламентирующие соответствующие расчеты бухгалтерско-налоговых отклонений. У тех, кто видел этот законопроект, волосы шевелятся до сих пор.

Кто победит в этой борьбе, еще не ясно.

Понятно одно — минфиновские адепты налоговых разниц не сдаются. Они предпочитают агрессивную тактику, полагая, что лучшее средство защиты это нападение: в ответ на саботажные проекты парламентариев они создают законопроект, который фактически переносит весь регламент ПБУ «Налоговые разницы» в НКУ.

Время покажет, чья возьмет.

Ян Седой

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше