Темы статей
Выбрать темы

О влиянии на облагаемую прибыль бухгалтерских переоценок

Редакция БР
Статья

Бухгалтерский волюнтаризм
и налогооблагаемая прибыль,
или Пустят ли козла
в огород?

О влиянии на облагаемую прибыль бухгалтерских переоценок

Закон № 5519, внесший «ценнобумажные» изменения в Налоговый кодекс, принес с собой одну весьма любопытную новацию: в п. 152.10 НКУ, который говорит о том, что бухгалтерские переоценки не влияют на налоговый учет, появилось новое предложение:

«Нормы настоящего пункта не применяются к операциям, в отношении которых другими нормами настоящего Кодекса предусмотрено признание доходов и расходов по данным бухгалтерского учета».

К каким выводам должно подвести главбуха это дополнение?

Однозначно ответить на этот вопрос не просто.

Если обратиться к истории проблемы, то нужно отметить следующие моменты:

— в соответствующем законопроекте поправок к НКУ, инициированном КМУ, такой правки не было,

— поправка к п. 152.10 НКУ появилась во втором чтении по инициативе НБУ.

Чтобы понять замысел законотворца, нам нужно обнаружить в НКУ специальные нормы, которые касаются переоценок, и при этом отсылают налогоплательщика к данным бухучета.

Например, переоценка некоторых валютных статей на дату баланса проводится по курсу НБУ в соответствии с бухправилами (п/п. 153.1.3 НКУ).

Однако вряд ли инициаторы внесения поправок в п. 152.10 НКУ имели в виду валютные переоценки. Ведь для валютных переоценок в НКУ и так есть специальная норма.

Логично, думаем, было бы предположить, что операции, которые подразумевает новая норма п. 152.10, описаны в том же Законе, который привнес эту норму в НКУ.

Поэтому проанализируем положения Закона № 5519.

Этот Закон упоминает бухучет в нескольких пунктах НКУ, но собственно с переоценками можно связать лишь пару из них:

«153.8.1. <...>

Плательщики налога определяют финансовый результат по операциям с ценными бумагами в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета путем уменьшения прибылей по операциям с ценными бумагами на сумму убытков от операций с другими ценными бумагами в течение такого отчетного периода».

«153.9. <...>

По операциям с деривативами (производными инструментами) финансовый результат плательщика налога от таких операций за отчетный налоговый период определяется в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета и облагается налогом в общем порядке».

Итак, если в термин «операция», упомянутый в п. 152.10 НКУ, включать и переоценки*, то получится, что на налогооблагаемую прибыль с 1 января 2013 года непосредственно влияют все бухгалтерские переоценки ценных бумаг (п/п. 153.8.1 НКУ) и деривативов (п. 153.9 НКУ).

* А в определение хозяйственной операции, приведенное в статье 1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», переоценки вписываются запросто.

Упомянутый Закон — см. в «Бухгалтере» № 1–2’2013 на с. 2 т–7т.

Нам трудно сказать, отдавали ли себе в этом отчет законодатели, когда голосовали за Закон № 5519.

Отражение финансовых инвестиций и финансовых инструментов по справедливой стоимости с отражением стоимостных расхождений в доходах и расходах — это предписание П(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции» и П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты».

В таких вопросах степень субъективизма чрезвычайно высока.

И кто удивится, если многие ценнобумажные активы и обязательства в самое ближайшее время будут подвергнуты бухгалтерским уценкам ?

Сделать это совсем не трудно. Ведь в ст. 4 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» зафиксирован замечательный принцип -осмотрительности, который делает из главбухов тотальных пессимистов. Следуя этому принципу, они могут в мгновение ока уценить ценнобумажные активы, тем самым снижая базу налогообложения.

Готовы к такому повороту налоговики? — Вряд ли.

Современный бухучет основан на профессиональном суждении. Он априори субъективен. Поэтому в вопросах переоценок «запрессовать» бухгалтера будет ой как сложно. Тем интересней нам будет наблюдать за реакцией ГНС.

Посмотрим, как налоговики справятся с толкованием бухгалтерско-переоценочных новаций НКУ.

В борьбе с переоценочным влиянием на налогооблагаемую прибыль они в принципе могут использовать формальный подход. Обратите внимание: в новом положении п. 152.10 НКУ говорится о признании «доходов и затрат», а в п/п. 153.8.1 и п. 153.9 НКУ речь идет о «финансовых результатах». Поэтому, буквоедствуя, можно утверждать, что исключение п. 152.10 НКУ не имеет отношения к операциям, описанным в п/п. 153.8.1 и п. 153.9 НКУ.

Но тогда возникнет резонный вопрос: а для чего же вообще предназначена оговорка в п. 152.10, если в НКУ нет ни одной операции, к которой она применима?

Иван Чалый, Ян Седой

 

P. S. Если вдруг окажется, что бухгалтерские переоценки ценных бумаг действительно влияют на налогооблагаемую прибыль, то в дурацкой ситуации могут оказаться «счастливые» владельцы «растущих» ценных бумаг. Когда дооценка ценных бумаг будет грозить нежелательным ростом налогооблагаемой прибыли, возможно, появится смысл подумать о переходе на МСФО. Ведь МСБУ 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» позволяет учитывать многие фининструменты по справедливой стоимости, но без отнесения стоимостных разниц на финрезультат. Такие разницы можно сразу отправлять на счета собственного капитала* (см. параграф 55b МСБУ 39).

 

* В терминах МСФО это называется «прочая совокупная прибыль».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше