Темы статей
Выбрать темы

Комментарий к Закону № 5503

Редакция БР
Статья

Три дня старой жизни

Комментарий к Закону № 5503*

* Кодификацию изменений, внесенных Законом № 5503,— см. в «Бухгалтере» № 4’2013 на с. 2т–32т .

Прежде всего обратим внимание на то, что в самом Законе от 20.11.2012 г. № 5503-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» (далее — Закон № 5503) предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.2013 г. На самом же деле по факту Закон вступил в силу 04.01.2013 г., поскольку именно на эту дату пришлось его официальное опубликование в газете «Голос Украины». Согласно же ст. 94 Конституции Украины законы не могут вступать в силу ранее даты официального опубликования. Этой позиции придерживается и Минюст, который в Реестре нормативно-правовых актов обозначил данный Закон как действующий с 04.01.2013 г.

Все бы ничего, но данное обстоятельство (вступление Закона в силу с 04.01.2013, а не с 01.01.2013 г.) может несколько усложнить жизнь бухгалтерам. Не вдаваясь в подробности (о них речь пойдет далее), отметим, что Закон № 5503 изменил ставки некоторых налогов и сборов, из-за чего, судя по всему, бухгалтерам придется заполнять отдельные строки в декларациях — по ставкам, действующим с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г., и по ставкам, действующим с 04.01.2013 г. по 31.12.2013 г.

Подождем еще, что скажут по этому поводу налоговики. А пока можно лишь проводить аналогии и делать предположения. Так, похожая ситуация уже была в прошлом году, когда Закон № 4235-VI (об изменении, в частности, ставок по водосбору) был официально опубликован и вступил в силу 13.01.2012 г. (хотя в самом Законе № 4235-VI была указана иная дата вступления в силу01.01.2012 г.). Напомним, что тогда ГНСУ настаивала на необходимости применения в течение года двух ставок налогов — см. ее письмо от 28.02.2012 г. № 5847/7/15-2117. Будут ли налоговики последовательны и потребуют ли и в этот раз применять две ставки налогов в течение года — посмотрим.

Единый налог

Отчетным периодом для ЧПЕНов группы 2 теперь будет календарный год (п. 294.1 НКУ). Исходя из этого декларацию по ЕН ЧПЕНы будут представлять по итогам года, то есть, как это предусмотрено п/п. 49.18.3 НКУ, в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

При этом если ЧПЕН 2-й группы превысит предельную сумму дохода (1 млн грн) или сам перейдет в группу 3 или 5, то ему придется представлять в органы ГНС декларацию в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода (п/п. 296.5.1 НКУ). Ну и никуда не деваются авансовые взносы по ЕН. Они уплачиваются, как и прежде, не позднее 20 числа текущего месяца (п. 295.1 НКУ).

Для единоналожников же групп 3–6 по-прежнему остался в качестве отчетного периода календарный квартал.

В п/п. 298.1.1 НКУ уточнены способы подачи заявления о переходе на ЕН, а именно:

1) лично плательщиком или уполномоченным лицом;

2) по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;

3) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Таким образом, кандидаты в единоналожники смогут подавать заявление в электронной форме, что раньше не допускалось.

В п/п. 6 п. 298.3 НКУ внесено техническое изменение, согласно которому в заявлении о переходе на ЕН дополнительно указывается группа или изменение группы ЕН.

Могут порадоваться единоналожники групп 5 и 6, для которых отменено ограничение в части количества наемных работников. Численность наемных работников (ЧПЕНов группы 5) и среднеучетное количество работников (для ЮРЕНов группы 6) больше значения не имеют (п/п. 5 и 6 п. 291.4 НКУ). Достаточно, чтобы избравшие группу 5 или 6 единоналожники не превышали годовой доход в размере 20 млн грн и, естественно, не занимались запрещенными видами деятельности, названными в п. 291.5 НКУ.

ЧПЕНы группы 5, являющиеся плательщиками НДС, с 04.01.2013 г. в состав доходов включают также сумму кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности — по дате списания такой задолженности (ранее это требование, судя по всему по недосмотру, касалось только ЧПЕНов группы 3 — плательщиков НДС, а также ЮРЕНов групп 4 и 6) — п. 292.3 и 292.6 НКУ.

Кроме того, для единоналожников групп 5 и 6 снижены ставки ЕН. С 04.01.2013 г. (если ГНСУ подтвердит вступление в силу Закона № 5503 именно с этой даты, о чем мы уже писали в начале комментария) они будут составлять 5% (ранее — 7%) в случае уплаты НДС и 7% в случае включения НДС в состав ЕН (ранее — 10%) — п/п. 293.3.2 НКУ.

Номер и дата ГТД как реквизит
налоговой накладной

Указание нового реквизита налоговой накладной (п/п. «ї» п. 201.1 НКУ) — номера и даты таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на тамо-женную территорию Украины, введенного Законом № 5083-VI (см. «Бухгалтер» № 31’2012, с. 28), отсрочено. Ранее, напомним, ГНСУ сообщала, что новый реквизит нужно будет указывать лишь после внесения соответствующих изменений в форму НН, утвержденную приказом Минфина от 01.01.2011 г. № 1379 (см. письмо от 21.08.2012 г. № 1272/0/71-12/15-3117 в «Бухгалтере» № 32’2012 на с. 30). Однако ожидаемых изменений не случилось, а введение нового реквизита теперь согласно изменениям к НКУ должно произойти 01.07.2013 г. (если, конечно, его снова не перенесут). Остается только непонятным, будет ли применение нового реквизита зависеть от того, поменяет Минфин форму налоговой накладной или нет.

Индексация ставок налогов и сборов

Проиндексированы в сторону увеличения с учетом прогнозного индекса инфляции ставки акцизного налога на алкогольные напитки и табачные изделия, сбора за первую регистрацию транспортных средств, эконалога, платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, ставки платы за землю, сбора за пользование радиочастотным ресурсом, сбора за использование воды, сбора за использование лесных ресурсов. При этом, как мы уже отмечали, новые ставки, по идее, должны применяться с 04.01.2013 г., а с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. должны действовать старые ставки.

Обращаем внимание на то, что согласно п. 1 раздела II «Заключительные положения» Закона № 5503 новые ставки взимания акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки и пиво (п/п. 215.3.1 НКУ) вступают в силу с первого числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован Закон № 5503, то есть с 01.04.2013 г.

Оборот алкогольных напитков и табачных изделий

Товарно-транспортные накладные на перемещение спирта и алкогольных напитков должны регистрироваться в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков (п/п. «а» п. 230.13, п. 230.17, п. 230.18 НКУ). Порядок ведения указанного реестра предстоит утвердить Кабмину, после чего в данном вопросе появится больше ясности.

Повышены санкции за производство, хранение, транспортировку, реализацию фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий, алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными акцизными марками. Штраф в размере 200% стоимости товара, но не менее 8500 грн (ст. 17 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»).

Проверки

В ряде норм НКУ предусмотрена возможность проведения электронной проверки. Так, согласно абз. 6 п/п. 75.1.2 НКУ электронная проверка — это проверка, которая проводится на основании заявления, поданного плательщиком с незначительной степенью риска в орган ГНС, в котором он состоит на налоговом учете. Вот только заработает эта вся радость не сразу (п. 16 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ*):

— с 01.01.2014 г. электронные проверки будут проводиться в отношении единоналожников;

— с 01.01.2015 г. — в отношении субъектов микро- малого и среднего предпринимательства;

— с 01.01.2016 г. — в отношении других плательщиков.

* Обращаем внимание на то, что законодатель настолько увлекся изменением НКУ, что теперь в нем аж два п. 16 подраздела 10 раздела XX. Первый появился благодаря собственно Закону № 5503, ну а второй — благодаря Закону № 5519 (см. «Бухгалтер» № 4’2013, с. 31) и посвящен хмелесбору.

Акцизный налог

Изменены условия по освобождению от обложения акцизным налогом. Так, согласно п/п. 213.3.6 при ввозе на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), используемых в качестве сырья для производства подакцизных товаров, помимо предъявления таможенному органу лицензии на право производства (кроме производства нефтепродуктов) теперь требуется подтверждение дальнейшего изготовления из такого сырья готовой продукции на таможенной территории Украины или реализации такой продукции (подакцизных товаров) на экспорт.

Акцизные склады теперь должны быть оборудованы расходомерамисчетчиками объема произведенного спирта этилового, которые зарегистрированы в Едином госреестре расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового. Без наличия такого счетчика отпуск спирта этилового запрещается. Ну и традиционно порядок ведения Единого государственного реестра таких счетчиков должен устанавливаться Кабмином. Аналогичное требование закреплено в ч. 5 ст. 2 Закона № 481/95-ВР. Ждем...

Григорий Берченко,
Иван Тургенев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше