Темы статей
Выбрать темы

Расходы на нотариальное удостоверение договора включаются в затраты предприятия

Редакция БР
Статья

— Как я рад, как я рад

включить расход в состав затрат!

Расходы на нотариальное удостоверение договора включаются в затраты предприятия

Наше предприятие оплатило услуги нотариуса за удостоверение хозяйственного договора.

Можно ли включить расходы на нотариальное удостоверение договора в затраты предприятия?

Мы считаем, что расходы на оплату нотариальных услуг имеют право на прописку в затратах предприятия. Поясним.

Как известно, нотариальное удостоверение сделок, которые совершаются в письменной форме, является обязательным лишь в случаях, установленных законом или договоренностью сторон (ч. 1 ст. 209 ГК*).

Обязательное нотариальное удостоверение установлено в ГК относительно ряда договоров, например выделения в натуре доли из недвижимого общего имущества, находящегося в общей долевой собственности (ч. 4 ст. 364 ГК**); договоров залога недвижимого имущества (см. ч. 1 ст. 577 ГК в «Бухгалтере» № 1–2’2004 на с. 85т–86т); договоров купли-продажи земельного участка, жилого дома или другого недвижимого имущества (ст. 657 ГК); договоров ренты (ст. 732 ГК); договоров найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) сроком на три года и более (ч. 2 ст. 793 ГК***); договоров найма транспортных средств при участии физического лица (ч. 2 ст. 799 ГК); договоров управления недвижимым имуществом (ч. 2 ст. 1031 ГК).

В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 209 ГК участники сделки (физические или юридические лица) могут договориться о нотариальном удостоверении любой сделки, совершаемой в письменной форме.

Специалисты по договорному праву отмечают: после того как стороны избрали более строгую, чем вытекает из закона, форму — нотариально удостоверенную вместо письменной, каково было основание обязательности соответствующей формы — закон или просто соглашение сторон, — уже значения не имеет. По этой причине предусмотренные в законе последствия нарушения требований о простой письменной форме или о нотариальном ее удостоверении применяются независимо от того, стала соответствующая форма обязательной в силу указания закона или достигнутого контрагентами соглашения.****

А теперь с правовых высот опустимся на грешную налоговую почву. Следует отметить, что в Налоговом кодексе расходы на нотариальное удостоверение договоров в качестве отдельного вида расходов вообще не упомянуты. В то же время перечни ряда расходов, указанных в НКУ, не являются исчерпывающими. Например, п/п. 138.10.2 «г» НКУ разрешает включать в состав административных расходов «вознаграждения за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги, которые получает плательщик налога для обеспечения хозяйственной деятельности», а п/п. 138.10.4 «в» в состав прочих операционных затрат — «прочие расходы операционной деятельности, связанные с хозяйственной деятельностью, в том числе, но не исключительно <...>». Да и п/п. 138.12.2 НКУ в крайнем случае приютит дополнительные расходы по оформлению договора в составе прочих затрат хозяйственной деятельности, в отношении которых «прибыльным» разделом не установлены ограничения по отнесению в состав затрат. Более того, п. 140.5 НКУ указывает:

«Установление дополнительных ограничений в отношении состава затрат плательщика налога, кроме указанных в настоящем разделе, не разрешается».

О каких же ограничениях идет речь в «прибыльном» разделе III НКУ?

Напомним, что отнести на затраты стоимость нотариальных услуг плательщик налога может при наличии соответствующих первичных документов (п. 138.2 НКУ), которые подтверждают, что данные услуги связаны с осуществлением хозяйственной деятельности.

Понятие хозяйственной деятельности содержится в п/п. 14.1.36 НКУ: это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг , направленная на получение дохода. Соответственно, расходы , не связанные с ведением хозяйственной деятельности, не включаются в затраты и не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (п. 139.1 НКУ).

Связь расходов на нотариальное удостоверение договоров с хозяйственной деятельностью предприятия является, на наш взгляд, очевидной, причем независимо от того, на каком основании удостоверен договор нотариусом — по закону или по договоренности сторон. Ведь договор в качестве сделки порождает определенные права и обязанности сторон, так сказать — является основой основ хозяйственной деятельности.

В этой связи напомним, что главная задача нотариуса — обеспечение юридической корректности сделок, действий, документов и т. п. Исполняя свои профессиональные функции, нотариус предоставляет сторонам гарантию того, что их договорные обязательства соответствуют закону и могут быть исполнены. Таким образом, он выступает своеобразным гарантом юридической безопасности. Именно нотариус придает соглашению правильную юридическую форму, интерпретирует волю сторон, переводя ее на юридический язык.

Подтверждение данным выводам можно найти и в Законе от 02.09.93 г. № 3425-XII «О нотариате», с изменениями.

Так, ст. 1 Закона «О нотариате» установлено:

«Нотариат в Украине — это система органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия, предусмотренные настоящим Законом, с целью придания им юридической достоверности».

Та же цель — придание юридической достоверности — предусмотрена и для нотариуса (ст. 3 Закона «О нотариате»). При этом согласно ст. 4 Закона «О нотариате» нотариус имеет право получать плату не только за удостоверение прав и фактов, имеющих юридическое значение, но и за предоставление дополнительных услуг правового и технического характера, которые не связаны с совершаемыми нотариальными действиями, а также за совершение частными нотариусами нотариальных действий.

Кроме того, нотариус имеет право составлять проекты соглашений и заявлений, изготовлять копии документов и выписки из них, а также предоставлять разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий и консультации правового характера.

К обязанностям нотариуса относятся содействие гражданам, предприятиям в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснение прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий для того, чтобы юридическая неосведомленность не могла причинить им ущерб. Более того, нотариус обязан отказать в совершении нотариальных действий в случае их несоответствия законодательству Украины или международным договорам (ст. 5 Закона «О нотариате»).

Так что юрлицо получает услуги нотариуса не только, когда нотариальное удостоверение договора является обязательным.

А что думают по этому поводу налоговики?

В ЕБНЗ (подкатегория 110.07.20) специалисты ГНС разъяснили, что

«если удостоверение сделки осуществлено в связи с ведением хозяйственной деятельности и предусмотрено действующим законодательством, то плательщик налога имеет право на отражение в составе затрат платы за нотариальное удостоверение такой сделки. Однако если сделка не касается хозяйственной деятельности плательщика налога или законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение такой сделки, то законодательные основания для формирования затрат плательщиком налога отсутствуют».

Аналогичная консультация опубликована в «Налоговом, банковском, таможенном консультанте» № 52/2012 на с. 8.

Итак, налоговики разрешают озатратить только расходы на нотариальное удостоверение договоров, если таковое удостоверение является обязательным согласно действующему законодательству.

Еще раз обратим внимание на то, что требование стороны о нотариальном удостоверении договора по большому счету является обязательным для контрагента со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть если предприятие отвергнет требование контрагента о нотариальном удостоверении договора, когда такое удостоверение не является обязательным согласно закону, то такой договор не будет заключен (см. ч. 4 ст. 639 ГК). А значит, никакой пользы (дохода) в рамках хоздеятельности не сгенерирует. Может быть, этого и хотят контролеры?

Мы с такой позицией не согласны. Во-первых, как уже отмечалось выше, удостоверение является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договоренностью сторон (ч. 1 ст. 209 ГК). Во-вторых, если в НКУ не говорится об обязательности тех или иных затрат (как, например, в ситуации с переподготовкой и повышением квалификации кадров — см. п/п. 140.1.3 НКУ), то считается, что в состав затрат можно включать как обязательные, так и добровольные платежи. Ведь нет же ограничений по включению в затраты, например, расходов на проведение необязательного аудита !

Алла Погребняк

 

* Статью 209 и упомянутую ниже статью 639 ГК — см. в «Бухгалтере» № 33’2005 на с. 10–11, изменения к ним — в № 29’2010 на с. 30т.

** Статью 364 и упомянутые ниже статьи 657, 732 и 1031 ГК — см. в «Бухгалтере» № 14’2010 на с. 19–20.

*** Статью 793 и упомянутую ниже статью 799 ГК — см. в «Бухгалтере» № 41’2007 на с. 6т–7т.

**** Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. — М.: Издательство «Статут», 1998. — С. 275.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше