Темы статей
Выбрать темы

За временное размещение навоза и птичьего помета сельхозпредприятия эконалог не платят

Редакция БР
Письмо от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17

Давно всеми считается:
ОНО — не облагается!

За временное размещение навоза и птичьего помета сельхозпредприятия эконалог не платят

Письмо Министерства доходов и сборов Украины
от 17.06.2013 г. № 8443/7/99-99-15-04-01-17

Главному управлению
Министерства доходов и сборов
в Автономной Республике Крым

Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело письмо ГНС в АР Крым от 26.04.2013 г. № 1932/8/15.3-95 касательно уплаты экологического налога за помет и навоз и сообщает.

В соответствии с пунктом 240.1 статьи 240 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — Кодекс) плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, которые не осуществляют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования).

При этом в условиях пункта 240.5 статьи 240 Кодекса не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, которые размещают на собственных территориях (объектах) исключительно отходы в качестве вторичного сырья.

В соответствии с подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса объектом и базой обложения налогом являются, в частности, объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования.

Отходы — это любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их собственник избавляется, намеревается или должен избавиться путем утилизации или удаления (абзац второй статьи 1 Закона Украины от 05 марта 1998 года № 187/98-ВР «Об отходах», далее — Закон № 187/98-ВР).

Размещение отходовпостоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов (подпункт 14.1.223 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).

Отведенные места или объектыместа или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых получено разрешение уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами (абзац шестнадцатый статьи 1 Закона № 187/98-ВР).

Государственный классификатор отходов ДК 005-96, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 29.02.96 г. № 89, описывает, в частности, отходы, образовавшиеся в результате выращивания животных и производства продукции животноводства и птицеводства. Навоз и птичий помет включены в группу отходов — 01, классификационная группа — 012, коды: 0121.2.6.03 «Экскременты, мочевина и навоз (включая трухлявое сено и солому) от скота» и 0124.2.6.03 «Помет птичий».

До 1 января 2013 года сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и другие хозяйства, которые занимались производством (выращиванием) продукции животноводства и птицеводства и при этом осуществляли размещение в течение отчетного квартала отходов (навоза и птичьего помета), были плательщиками экологического налога.

С 1 января 2013 года в Кодексе изменено значение понятия «размещение отходов», поэтому устраняется двойное обложение экологическим налогом размещения субъектами хозяйствования отходов на специально отведенных местах или объектах, которые размещены на собственных территориях, а соответственно, при временном хранении отходов субъекты хозяйствования не будут уплачивать экологический налог.

В письме Минприроды Украины от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 на запрос ГНС Украины указано, что отходы сельского хозяйства содержат значительную долю органических веществ (органическую составляющую) и практически всегда полностью утилизируются по разным направлениям. Таким образом, хотя куриный помет или навоз являются отходами, после несложных подготовительных операций происходит окончательная утилизация указанных отходов.

Принимая во внимание изложенное, с 1 января 2013 года только в случае размещения сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и другими хозяйствами, которые занимаются производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства, объемов навоза и птичьего помета в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами, они должны за такие объемы уплачивать экологический налог.

Заместитель Министра А. Игнатов

Комментарий от А. Погребняк

Мы очень рады за сельхозпредприятия, в процессе хозяйственной деятельности которых образуется навоз и птичий помет. И наша радость заключается в том, что с 01.01.2013 г. такие сельхозпредприятия не являются плательщиками экологического налога за навоз и помет. А все потому, что Законом от 24.05.2012 г. № 4834- VI (см. «Бухгалтер» № 25’2012, с. 7, и № 26’2012, с. 9) в НКУ были внесены долгожданные изменения для плательщиков эконалога, которые вступили в силу с 01.01.2013 г. Об этом мы подробно писали в «Бухгалтере» № 8’2013 на с. 46–50 в статье, посвященной уплате эконалога за «люминесцентные» отходы. Так что благодаря указанным изменениям временное размещение отходов теперь не является их размещением для целей уплаты эконалога.

Возникает вопрос: а насколько опасными отходами являются навоз и птичий помет? Дело в том, что в соответствии с разъяснением Минприроды (письмо от 02.04.2003 г. № 2798/26-8) допускается временное хранение опасных отходов субъектами хозяйственной деятельности, которые образуют отходы, если эти опасные отходы, образующиеся в течение 6 месяцев текущего года, передаются в тот же срок на договорных условиях другим субъектам хозяйствования (имеющим соответствующие лицензии на право осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами) на хранение, обработку, утилизацию, удаление.

Нарушать правила передачи отходов, тем более опасных, не стоит: за это на должностных лиц предприятия в соответствии со ст. 825 КоАП налагается админштраф в размере от 2 до 5 нмдг (от 34 до 85 грн). Налагать его имеют право госинспекторы по охране окружающей среды (ст. 2421КоАП).

ГНАУ в письме от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817 сообщила, что утверждать класс опасности отходов вправе Минздрав по согласованию с Минэкоресурсов. Дополнительно в ст. 33 Закона от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», с изменениями, сказано, что методическое обеспечение и контроль при определении уровня опасности отходов — одно из основных направлений деятельности Государственной СЭС.

Минисдохис в комментируемом письме разъяснил, что согласно Государственному классификатору отходов ДК 005-96, утвержденному приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89, навоз и птичий помет включены в группу отходов — 01, классификационная группа — 012, коды: 0121.2.6.03 «Экскременты, мочевина и навоз (включая трухлявое сено и солому) от скота» и 0124.2.6.03 «Помет птичий».

Правда, после такого разъяснения ясности относительно класса опасности навоза и птичьего помета не прибавилось. В то же время ссылка Минис-дохиса на письмо Минприроды от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 косвенно свидетельствует о том, что куриный помет и навоз, которые после несложных подготовительных операций полностью утилизируются, не относятся к опасным отходам. Так что даже если помет и навоз — опасные отходы, то до их передачи специализированным предприятиям они могут самоутилизироваться, и бывшие экскременты перестанут быть опасными*.

К слову, есть специалист ГНСУ, который знает класс опасности перегноя,— это замначальника отдела рентных и ресурсных платежей управления местных, ресурсных, рентных и неналоговых платежей Департамента налогообложения юридических лиц ГНСУ В. Горохов. В своей статье «Удобрение как объект обло-жения экологическим налогом», опубликованной в «Налоговом, банковском, таможенном консультанте» № 45–46/2011 на с. 5, он сообщил, что перегной относится к IV классу опасности отходов, и даже сообщил ставку эконалога — 1,25 грн за тонну. Правда, источники информации он не разгласил.

 

* Кстати, в одном из новостийных выпусков на одном из телеканалов был сюжет о том, как страдают жители сел, недалеко от которых располагаются птицефабрики, временно хранящие куриный помет. Теперь, когда временное хранение куриной органики не приводит к уплате эконалога и оно затягивается, жители сел, не желающие дышать «безопасным» воздухом, собираются перекрыть трассу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше