Темы статей
Выбрать темы

Видеофиксация неправомерного отказа в приеме декларации работником ГНС — не запрещена

Редакция БР
Письмо от 30.04.2013 г. № 938/

— Инспектор, загляни в глаза плательщику!
Там может быть спрятана скрытая камера!

Видеофиксация неправомерного отказа в приеме декларации работником ГНС — не запрещена

Письмо Министерства доходов и сборов Украины
от 30.04.2013 г. № 938/Т/99-99-17-02-01-14*

* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:

«Может ли отказ в приеме декларации работником налоговой службы быть устным (то есть предоставляться в устной форме)?

Не запрещена ли законодательством видеофи-ксация неправомерного отказа в приеме декларации работником налоговой службы?

С учетом того что с 2011 года законодательством разрешено фиксировать действия работников ГАИ МВД (что значительно сократило объем нарушений представителями государства), применение видеорегистраторов при представлении деклараций является единственным способом фиксации незаконного устного отказа в приеме декларации работником налоговой службы.

Указанные вопросы возникают в связи с тем, что в настоящее время распространенной является практика незаконных отказов в приеме декларации работниками налоговой службы (то есть официально в письмах ГНС указывается, что отказ в приеме декларации в не предусмотренных Законом случаях является недопустимым, но фактически работники налоговой службы часто не принимают декларации по тем или иным убеждениям, а субъект хозяйствования в дальнейшем не может подтвердить, что действительно пытался представить декларацию налоговому инспектору). Практика «двойной игры» (когда официально указывается о необходимости соблюдения Налогового кодекса, а неофициально вводится практика выборочного отказа) создает значительный социальный резонанс в обществе, обеспечивает распространение недовольства существующим политическим руководством правительства и государства, негативно отражается на уважении к госслужащим.

С учетом того что одним из ключевых аспектов в требованиях ЕС к правительству Украины является детенизация экономики Украины, необходимо разрешить (а действующее законодательство и так не запрещает это) видеофиксацию процесса представления декларации налоговому инспектору, что сразу сократит случаи безосновательных устных отказов в приеме деклараций.

Следует отметить, что указанная проблема беспокоит только тех представителей бухгалтерской профессии, которые действительно уплачивают налоги и пытаются отражать объективно существующую налоговую базу (СМИ считают, что для представителей теневой экономики вообще нет такой проблемы: они либо не представляют отчетность вообще, либо вследствие манипуляций с так называемыми «конвертационными центрами» рисуют любые показатели в декларациях и поэтому беспрепятственно могут представлять их). То есть указанная проблема существует только для тех представителей субъектов хозяйствования, которые являются законопослушными».— Ред.

Министерство доходов и сборов Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), рассмотрело Ваше обращение (б/н), поступившее от Администрации Президента Украины <...> о представлении отчетности и сообщает следующее.

Порядок представления в территориальные органы Министерства доходов и сборов Украины налоговой отчетности регулируется ст. 46, 49 и 203 Кодекса и регламентируется Порядком заполнения и представления налоговой отчетности по НДС, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 25.11.2011 № 1492.

В соответствии с п. 49.8 ст. 49 Кодекса прием налоговой декларации является обязанностью территориальных органов Министерства доходов и сборов Украины. В ходе приема налоговой декларации уполномоченное должностное лицо территориального органа Министерства доходов и сборов Украины, в котором состоит на учете плательщик налогов, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 Кодекса. Другие показатели, указанные в налоговой декларации плательщика налогов, до ее приема проверке не подлежат.

Пунктом 49.9 статьи 49 Кодекса определено, что при условии соблюдения плательщиком налогов требований данной статьи должностное лицо территориального органа Министерства доходов и сборов Украины, в котором состоит на учете плательщик налогов, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины.

То есть должностное лицо территориального органа Министерства доходов и сборов Украины не может отказать в приеме налоговой декларации по любым причинам, не определенным ст. 49 Кодекса.

Согласно п. 49.11 ст. 49 Кодекса в случае представления плательщиком налогов в территориальные органы Министерства доходов и сборов Украины налоговой декларации, заполненной с нарушением требований п. 48.3 и п. 48.4 ст. 48 Кодекса, такой территориальный орган Министерства доходов и сборов Украины обязан представить такому плательщику налогов письмен-ное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа:

в случае получения такой налоговой декларации, направленной по почте или средствами электронной связи,— в течение пяти рабочих дней со дня ее получения;

в случае получения такой налоговой декларации лично от плательщика налога или его представителя — в течение трех рабочих дней со дня ее получения.

Следовательно, в случае отказа в приеме налоговой отчетности территориальный орган Министерства доходов и сборов Украины обязан представить плательщику налогов письменное уведомление об отказе в приеме налоговой отчетности с указанием оснований неприема.

Заместитель Министра А. Игнатов

Комментарий от А. Погребняк

Минисдохис в комментируемом письме подтвердил, что исходя из предписаний НКУ должностное лицо его территориального органа не может безосновательно* отказать в приеме налоговой декларации. Если же декларация заполнена с нарушением требований п. 48.3 и 48.4 НКУ, то такой отказ должен быть оформлен в письменном виде с указанием причин отказа.**

* Например, за несоблюдение уровня налоговой нагрузки.

** Если плательщик налогов получил письменный отказ в приеме налоговой декларации, то его можно обжаловать. Об этом — см. «Бухгалтер» № 42’2011, с. 44–46.

Все правильно, но это теория. На практике же, как известно, такие безобразия со стороны налоговиков — не редкость.

К сожалению, в комментируемом письме не содержится ответа на вопрос, связанный с возможностью видеофиксации неправомерного отказа в приеме декларации. Выскажем по этому поводу свое мнение.

В свое время в «Бухгалтере» № 36’2008 на с. 46–47 мы рассматривали ситуацию, связанную с возможностью снятия процесса налоговой проверки на видеокамеру. И хотя с тех пор налоговое законодательство в Украине сильно изменилось, основные аргументы, приведенные в пользу возможности зафиксировать на пленку действия и/или злоупотребления налоговиков, на наш взгляд, являются актуальными и сейчас.

Сразу скажем, что прямой правовой нормы о возможности видеофиксации процесса представления плательщиком налогов декларации налоговому инспектору не существует. Поэтому следует руководствоваться общими нормами законодательства.

В таком случае у нас есть все основания вспомнить о ст. 19 Конституции Украины, которая гласит:

«Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Указанная статья обычно разъясняется таким образом: физические и юридические лица могут делать все, что прямо не запрещено законодательством (ч. 1 ст. 19), а государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица могут делать только то, что законодательством прямо разрешено (ч. 2 ст. 19).

Раз уж видеофиксация процесса представления декларации прямо законодательством и не запрещена, и не разрешена, то физические и юридические лица вправе осуществлять видеозапись такого события.

Однако помимо информации о деятельности органа ГНС в видеозапись попадает лицо, осуществляющее прием налоговых деклараций. Не является ли такое попадание нарушением частных прав?

Вопрос основывается на том, что лицо, осуществляющее прием налоговых деклараций, является должностным лицом соответствующего органа ГНС и исполняет возложенные на него должностные обязанности, одновременно оставаясь физическим лицом.

По нашему мнению, в данном случае не подлежит применению ч. 1 ст. 307 Гражданского кодекса (см. «Бухгалтер» № 1–2’2004, с. 48т), согласно которой физлицо

«может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеопленку только с его согласия. Согласие лица на съемку его на фото-, кино-, теле- или видеопленку предусматривается, если съемки проводятся открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера».

Дело в том, что в рассматриваемой ситуации приемщик декларации выступает не как физическое лицо, а как лицо должностное, наделенное специальным правовым статусом. Права его определены не ГК, а НКУ.

В подобном случае оно вступает с плательщиком не в гражданские, а в административные отношения, да и снимают его не как физлицо, а как представителя органа государственной власти.

Таким образом, деятельность должностного лица органа ГНС при исполнении им служебных обязанностей не может быть отнесена им к сфере его частной жизни. Действия должностного лица по приему деклараций носят публичный, а не частный характер, а потому такое лицо, с правовой точки зрения, не может запретить или возражать* против съемки на видео процесса представления налоговых деклараций.

* Возражать, конечно, может, главное, чтобы не разбило камеру...

Как справедливо отмечено в запросе, аналогичная проблема возникала в связи с проведением видео-, фото- и аудиофиксации действий сотрудников ГАИ во время исполнения ими служебных обязанностей.

В письме Управления ГАИ МВД Украины от 20.07.2012 г. № М-387зі разъяснялось, что у работника милиции, в том числе ГАИ, как у гражданина Украины, есть неограниченное законом право, предусмотренное ст. 307 ГК, запрещающее снимать его на фото-, кино-, теле- или видеопленку. Поэтому в случае неисполнения гражданами таких законных требований работника милиции, в том числе ГАИ, статьей 185 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн), или общественных работ на срок от 40 до 60 часов, или исправительных работ на срок от 1 до 2 месяцев с отчислением 20% заработка, или административного ареста на срок до 15 дней.

Однако в дальнейшем в ГАИ открестились от идеи штрафовать/сажать за видеосъемку своих сотрудников. Временно исполняющий обязанности начальника Департамента ГАИ МВД Украины В. Резников (кстати, подписавший письмо от 20.07.2012 г. № М-387зі) заявил:

«Ни один действующий закон не запрещает проводить видеозапись действий сотрудников ГАИ. Закон разрешает проводить запись, однако при этом не мешая сотруднику ГАИ нести службу».

По словам В. Резникова, видео- или фотофиксация содействует повышению квалификации сотрудников ГАИ.

Так, может, посодействуем повышению квалификации приемщиков налоговых деклараций, зафи-ксировав их (не)приемные действия на видеопленку?

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше