Бухучет: начало национализации
(с евроремонтом)
Зарегистрирован
в Министерстве юстиции Украины
28.02.2013 г. за № 336/22868
Приказ Министерства финансов Украины
от 07.02.2013 г. № 73
Об утверждении
Национального положения
(стандарта) бухгалтерского учета 1
«Общие требования
к финансовой отчетности»
В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 года № 87 «Об утверждении Положений (стандартов) бухгалтерского учета», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 21 июня 1999 года за № 391/3684 (с изменениями).
3. Установить, что юридические лица (кроме банков и бюджетных учреждений), которые обязаны представлять финансовую отчетность согласно законодательству, применяют формы финансовой отчетности, определенные Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к составлению финансовой отчетности», утвержденным настоящим приказом, начиная с отчетности за I квартал 2013 года и в следующих отчетных периодах.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.*
* Опубликован в «Офіційному віснику України» № 19 за 19.03.2013 г.— Ред.
5. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Чмерук Н. А.) в установленном порядке обеспечить:
представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;
обнародование настоящего приказа.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Мярковского А. И.
Министр Ю. Колобов
Согласовано:
Председатель Государственной службы
по вопросам регуляторной политики
и развития предпринимательства
М. Бродский
Председатель
Государственной службы статистики Украины
А. Осауленко
Утверждено приказом Министерства финансов Украины
от 07.02.2013 г. № 73
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
28.02.2013 г. за № 336/22868
Национальное положение (стандарт)
бухгалтерского учета 1
«Общие требования к финансовой отчетности»
I. Общие положения
1. Настоящим Национальным положением (стандартом) определяются цель, состав и принципы подготовки финансовой отчетности и требования к признанию и раскрытию ее элементов.
2. Нормы настоящего Национального положения (стандарта) применяются к финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности юридических лиц (далее — предприятия) всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений), которые обязаны представлять финансовую отчетность согласно законодательству.
3. Термины, используемые в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета, имеют следующие значения:
активы — ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;
баланс (отчет о финансовом состоянии) — отчет- о финансовом состоянии предприятия, который отражает на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал;
бухгалтерская отчетность — отчетность, которая составляется на основании данных бухгалтерского учета для удовлетворения нужд определенных пользователей;
расходы — уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками);
собственный капитал — часть в активах предприятия, остающаяся после вычета его обязательств;
денежные средства (деньги) — наличность, средства на счетах в банках и депозиты до востребования;
доходы — увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников);
эквиваленты денежных средств (денег) — краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, которые свободно конвертируются в определенные суммы денег и которые характеризуются незначительным риском изменения стоимости;
убыток — превышение суммы расходов над суммой дохода, для получения которого были осуществлены данные расходы;
обычная деятельность — любая основная деятельность предприятия, а также операции, которые ее обеспечивают или возникают в результате ее проведения;
отчет о собственном капитале — отчет, который отражает изменения в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода;
отчет о движении денежных средств — отчет, который отражает поступление и выбытие денежных средств в течение отчетного периода в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности;
отчет о финансовых результатах (отчет о совокупном доходе) — отчет о доходах, расходах, финансовых результатах и совокупном доходе;
обязательство — задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, которые воплощают в себе экономические выгоды;
инвестиционная деятельность — приобретение и реализация тех необоротных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составной частью эквивалентов денежных средств;
другой совокупный доход — доходы и расходы, которые не включены в финансовые результаты предприятия;
консолидированная финансовая отчетность — отчетность, которая отражает финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств предприятия и его дочерних предприятий как единой экономической единицы;
пользователи отчетности — физические и юридические лица, которые нуждаются в информации о деятельности предприятия для принятия решений;
международные стандарты финансовой отчетности — принятые Советом по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности;
национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, утвержденный центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, который определяет принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам финансовой отчетности;
неденежные операции — операции, не требующие использования денег и их эквивалентов;
необоротные активы — все активы, которые не являются оборотными;
учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности;
оборотные активы — деньги и их эквиваленты, не ограниченные в использовании, а также другие активы, предназначенные для реализации или потребления в течение операционного цикла или в течение двенадцати месяцев с даты баланса;
операционная деятельность — основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью;
операционный цикл — промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денег и их эквивалентов от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг;
основная деятельность — операции, связанные с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), которые являются главной целью создания предприятия и обеспечивают основную долю его дохода;
прибыль — сумма, на которую доходы превышают связанные с ними расходы;
примечания к финансовой отчетности — совокупность показателей и пояснений, обеспечивающих детализацию и обоснованность статей финансовой отчетности, а также другая информация, раскрытие которой предусмотрено соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;
принцип бухгалтерского учета — правило, которым следует руководствоваться при измерении, оценке и регистрации хозяйственных операций и при отражении их результатов в финансовой отчетности;
раскрытие — предоставление информации, являющейся существенной для пользователей финансовой отчетности;
движение денежных средств — поступление и выбытие денег и их эквивалентов;
статья — элемент финансового отчета, который соответствует критериям, установленным настоящим Национальным положением (стандартом);
совокупный доход — изменения в собственном капитале в течение отчетного периода в результате хозяйственных операций и других событий (за исключением изменений капитала за счет операций с собственниками);
существенная информация — информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и руководством предприятия;
финансовая деятельность — деятельность, приводящая к изменениям размера и состава собственного и заемного капиталов предприятия;
финансовая отчетность — бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.
4. Целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.
5. Порядок представления финансовой отчетности пользователям определяется действующим законодательством.
II. Состав и элементы
финансовой отчетности
1. Финансовая отчетность состоит из: баланса (отчета о финансовом состоянии) (далее — баланс), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе) (далее — отчет о финансовых результатах), отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к финансовой отчетности.
Баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода.
Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, которая охватывает определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
2. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах, форма и порядок составления которых определяются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 25 февраля 2000 года № 39, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15 марта 2000 года за № 161/4382 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 24 января 2011 года № 25) (с изменениями).
3. Форма и состав статей финансовой отчетности определяются настоящим Национальным положением (стандартом) и приводятся в приложениях 1 и 2 к настоящему Национальному положению (стандарту).
4. Предприятия могут не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, если такая информация была в предыдущем отчетном периоде), а также добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей финансовой отчетности, приведенных в приложении 3 к настоящему Национальному положению (стандарту), в случае если статья соответствует следующим критериям:
информация является существенной;
оценка статьи может быть достоверно определена.
5. Показатели о налоге на прибыль, расходах и убытках, вычетах из дохода, выбытии средств, уменьшении составляющих собственного капитала приводятся в скобках.
6. В финансовую отчетность включаются показатели деятельности филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия.
7. В балансе отражаются активы, обязательства и собственный капитал предприятия. В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, составляется отдельный баланс. Для составления отдельного баланса данные первичных документов о хозяйственных операциях филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, выделенных предприятием на отдельный баланс, а также о хозяйственных операциях, которые в соответствии с законодательством подлежат отражению в отдельном балансе, вносятся в отдельные (открытые для данного обособленного подразделения или для отражения хозяйственных операций по определенной деятельности предприятия) регистры бухгалтерского учета. По данным отдельных регистров бухгалтерского учета составляются отдельный баланс и соответствующие формы финансовой отчетности относительно указанных хозяйственных операций. Показатели отдельного баланса и соответствующих форм финансовой отчетности включаются в баланс и соответствующие формы финансовой отчетности предприятия. Особенности составления отдельного баланса совместной деятельности определяются национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности. При составлении баланса и соответствующих форм финансовой отчетности предприятий с учетом показателей отдельного баланса и соответствующих форм отдельной финансовой отчетности информация о внутрихозяйственных расчетах (взаимных обязательствах в равной сумме) не приводится.
8. В отчете о финансовых результатах раскрывается информация о доходах, расходах, прибылях и убытках, другом совокупном доходе и совокупном доходе предприятия за отчетный период.
9. В отчете о движении денежных средств приводятся данные о движении денежных средств в течение- отчетного периода в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При составлении финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности предприятия могут избрать способ составления отчета о движении денежных средств по прямому или косвенному методу с применением соответствующей формы отчета.
Предприятие развернуто приводит суммы поступлений и расходов, возникающих в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Если движение денежных средств в результате одной операции включает суммы, которые относятся к разным видам деятельности, то данные суммы приводятся отдельно в составе соответствующих видов деятельности. Внутренние изменения в составе денежных средств в отчет о движении денежных средств не включаются. Неденежные операции (получение активов путем финансовой аренды; бартерные операции; приобретение активов путем эмиссии акций и т. п.) не включаются в отчет о движении денежных средств.
10. В отчете о собственном капитале раскрывается информация об изменениях в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода. В графах отчета о собственном капитале, предназначенных для приведения составляющих собственного капитала, указываются показатели, приведенные в разделе I «Собственный капитал» баланса. Для обеспечения сравнительного анализа информации отчета о собственном капитале предприятия должны прилагать к годовому отчету отчет о собственном капитале за предыдущий год.
11. Предприятия, которые в соответствии с законодательством применяют международные стандарты финансовой отчетности и в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» представляют первую годовую финансовую отчетность по международным стандартам, в балансе приводят информацию на начало и конец отчетного периода, а также на дату перехода на международные стандарты финансовой отчетности.
III. Качественные характеристики финансовой отчетности
и принципы ее подготовки
1. Информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть доходчива и понятна ее пользователям при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии данной информации.
2. Финансовая отчетность должна содержать только уместную информацию, которая влияет на принятие решений пользователями, дает возможность вовремя оценить прошлые, настоящие и будущие события, подтвердить и откорректировать их оценки, сделанные в прошлом.
3. Финансовая отчетность должна быть достоверной. Информация, приведенная в финансовой отчетности, является достоверной, если она не содержит ошибок и искажений, способных повлиять на решение пользователей отчетности.
4. Финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать:
финансовые отчеты предприятия за разные периоды;
финансовые отчеты разных предприятий.
5. Предпосылкой сопоставимости являются приведение соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях. Установление и изменения учетной политики предприятия осуществляются предприятием, которое определяет ее по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами.
6. Финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением следующих принципов:
автономности предприятия, по которому каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, которое обособлено от собственников; поэтому личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;
непрерывности деятельности, который предусматривает оценку активов и обязательств предприятия исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться дальше;
периодичности, который допускает распределение деятельности предприятия на определенные периоды с целью составления финансовой отчетности;
исторической (фактической) себестоимости, который определяет приоритет оценки активов исходя из расходов на их производство и приобретение;
начисления и соответствия доходов и расходов, по которому для определения финансового результата отчетного периода следует сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения независимо от времени поступления и уплаты денег;
полного освещения, согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;
последовательности, который предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
осмотрительности, согласно которому методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете, должны предупреждать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;
превалирования сущности над формой, по которому операции должны учитываться в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
единого денежного измерителя, который предусматривает измерение и обобщение всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единице.
IV. Раскрытие информации
в финансовой отчетности
1. Финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности составляют предприятия, которые в соответствии с законодательством обязаны их применять, а также те, которые приняли такое решение (закрепленное в учетной политике) самостоятельно.
Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий могут применять предприятия, которые обязаны применять международные стандарты финансовой отчетности в соответствии с законодательством, а также те предприятия, которые приняли такое решение самостоятельно. Применение международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий не допускается предприятиями, на которых не распространяется сфера его применения. Предприятия, которые для составления финансовой отчетности применяют международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий, используют формы отчетов, утвержденные настоящим Национальным положением (стандартом).
2. В финансовой отчетности обязательно приводится информация, раскрытие которой требуют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета или международные стандарты финансовой отчетности и/или другие нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета.
3. Информация, подлежащая раскрытию, приводится непосредственно в финансовых отчетах или в примечаниях к финансовой отчетности.
Сворачивание статей активов и обязательств, доходов и расходов является недопустимым, кроме случаев, предусмотренных соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.
4. Информация о предприятии, которая подлежит раскрытию в финансовой отчетности, включает:
4.1. Название, организационно-правовую форму и местонахождение предприятия (страну, где зарегистрировано предприятие, адрес его офиса).
4.2. Краткое описание основной деятельности предприятия.
4.3. Наименование материнской (холдинговой) компании предприятия.
4.4. Среднее количество работников предприятия в течение отчетного периода.
4.5. Дату утверждения финансовой отчетности.
4.6. Уведомление о составлении финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности.
5. Каждый финансовый отчет должен содержать дату, по состоянию на которую приведены его показатели, или период, который он охватывает. Если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода, то причины и последствия этого должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности.
6. Предприятие должно освещать избранную учетную политику путем описания:
6.1. Принципов оценки статей отчетности.
6.2. Методов учета в отношении отдельных статей отчетности.
7. В примечаниях к финансовой отчетности приводится информация о назначении и условиях использования каждого элемента собственного капитала (кроме зарегистрированного капитала).
8. Акционерные общества приводят в примечаниях к финансовой отчетности информацию об:
8.1. Общей сумме активов, полученных в ходе подписки на акции, в следующем разрезе:
8.1.1. Сумма денег, внесенных в качестве платы за акции, с указанием количества акций.
8.1.2. Стоимостная оценка имущества, внесенного в качестве платы за акции, с указанием количества акций.
8.1.3. Общая сумма иностранной валюты, внесенной в качестве платы за акции, с указанием количества акций и курса, по которому валюта зачислена в учете.
8.2. Акциях в составе уставного капитала по отдельным типам и категориям:
8.2.1. Количество выпущенных акций с указанием неоплаченной части уставного капитала.
8.2.2. Номинальная стоимость акции.
8.2.3. Изменения в течение отчетного периода в количестве акций, находящихся в обращении.
8.2.4. Права, привилегии и ограничения, связанные с акциями, в том числе ограничения относительно распределения дивидендов и возврата капитала.
8.2.5. Акции, принадлежащие самому обществу, его дочерним и ассоциированным предприятиям.
8.2.6. Перечень учредителей и количество акций, которыми они владеют.
8.2.7. Количество акций, находящихся в собственности членов исполнительного органа, и перечень лиц, доли которых в уставном капитале превышают 5%.
8.2.8. Акции, зарезервированные для выпуска согласно опционам и другим контрактам, с указанием их сроков и сумм.
8.3. Накопленной сумме дивидендов, не уплаченных по привилегированным акциям.
8.4. Сумме, включенной (или не включенной) в состав обязательств, когда дивиденды были предусмотрены, но формально не утверждены.
9. Все прочие предприятия приводят в примечаниях к финансовой отчетности информацию о:
9.1. Распределении долей зарегистрированного капитала между собственниками.
9.2. Правах, привилегиях или ограничениях относительно этих долей.
9.3. Изменениях в составе долей собственников в зарегистрированном капитале.
10. В примечаниях к финансовой отчетности приводится (раскрывается) информация о:
10.1. Составе денежных средств.
10.2. Составе статей отчета о движении денежных средств «Прочие поступления», «Прочие платежи» и других статей, которые объединяют несколько видов денежных потоков.
10.3. Наличии значительных сумм денег, которые имеются в наличии у предприятия и которые недоступны для использования группой, к которой относится предприятие.
11. В случае приобретения или продажи дочерних предприятий и других хозяйственных единиц в течение отчетного периода приводится (раскрывается) информация об:
11.1. Общей их стоимости приобретения или продажи.
11.2. Части их общей стоимости, которая, соответственно, была уплачена или получена деньгами.
11.3. Сумме денег в составе их активов, которые были приобретены или проданы.
11.4. Сумме активов (кроме денег) и обязательств приобретенного или проданного дочернего предприятия и других хозяйственных единиц в разрезе отдельных статей.
Директор департамента налоговой,
таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
Н. Чмерук
Приложение 1
Баланс на________________20_______г.
Руководитель Главный бухгалтер
(1) Определяется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики.— Офиц. прим.
Отчет о финансовых результатах за__________20__г. I. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
II. СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
III. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
IV. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ АКЦИЙ
Руководитель Главный бухгалтер
Отчет о движении денежных средств за________20__г.
Руководитель Главный бухгалтер
Отчет о движении денежных средств за_________20__г.
Руководитель Главный бухгалтер
Отчет о собственном капитале
Руководитель Главный бухгалтер
Приложение 2
Консолидированный баланс
Руководитель Главный бухгалтер
(1) Определяется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики.— Офиц. прим.
Консолидированный отчет о финансовых результатах I. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
II. СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
III. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
IV. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ АКЦИЙ
Руководитель Главный бухгалтер
Консолидированный отчет
Руководитель Главный бухгалтер
Консолидированный отчет за___________20__г.
Руководитель Главный бухгалтер
Консолидированный отчет
Руководитель Главный бухгалтер
Приложение 3 Перечень дополнительных статей
|
Комментарий от И. Чалого, А. Погребняк
Итак, Минфин приказом от 07.02.2013 г. № 73 (далее — приказ № 73) утвердил Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» (далее — НП(С)БУ 1). Одновременно утратили силу пять Положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87:
— П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»;
— П(С)БУ 2 «Баланс»;
— П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах»;
— П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств»;
— П(С)БУ 5 «Отчет о собственном капитале».
В приложении 1 к НП(С)БУ 1 приведены все основные формы финансовой отчетности:
— Баланс (Отчет о финансовом состоянии);
— Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе);
— Отчет о движении денежных средств (по прямому методу);
— Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу);
— Отчет о собственном капитале.
В приложении 2 к НП(С)БУ 1 содержатся аналогичные формы для консолидированной финансовой отчетности.
Судьба новых форм сложилась не просто. Рождались они в муках: инициатива Минфина была предана обструкции со стороны Госпредпринимательства и Европейской бизнес-ассоциации. Несмотря на это Минфин настойчиво продолжил евроинтеграцию отечественной бухсистемы.
Стремясь создать унифицированные формы отчетности для тех, кто отчитывается по нацстандартам, и для тех, кто отчитывается по МСФО, специалисты Минфина постарались приспособить новые формы под требования международных стандартов. И хоть первый блин вышел немножко комом*, новые украинские формы финотчетности обрели заметный европейский лоск. И речь идет не только о двойных названиях некоторых форм (первые названия — привычные, а вторые — по-модному, по евроМСФО), но и об их содержании.
* Полностью избавиться от несоответствий требованиям МСФО Минфину, к сожалению, не удалось.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 3 приказа № 73 новые формы финотчетности должны применяться начиная с отчетности за I квартал 2013 года. Что касается финотчетности за 2012 год, то в письме от 04.01.2013 г. № 31-08410-06-5/188 (см. «Бухгалтер» № 3’2013, с. 33) Минфин указал следующее:
«При составлении финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности в тех случаях, когда этими стандартами требуется раскрывать в финансовой отчетности информацию, представление которой не предусмотрено действующими формами финансовой отчетности, такая информация раскрывается в примечаниях к финансовым отчетам».
В п. 2 раздела I «Общие положения» НП(С)БУ 1 указано, что нормы НП(С)БУ 1 применяются к финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности юридических лиц всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учре-ждений), которые обязаны представлять финансовую отчетность согласно законодательству.
Как и раньше, квартальные формы финотчетности (кроме сводной и консолидированной) следует представлять не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовую — не позднее 9 февраля следующего за отчетным года. Квартальная или годовая финотчетность представляется органу ГНС в сроки, предусмотренные для представления декларации по налогу на прибыль предприятий.
Напомним, что Порядок представления финансовой отчетности утвержден Постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, с изменениями (далее — Порядок № 419).* В комментарии к Порядку № 419 мы проанализировали, кто, когда и кому должен представлять финотчетность.**
* См. «Бухгалтер» № 8’2013, с. 33–35.
** См. там же, с. 36.
Следует отметить, что форма и порядок представления финотчетности субъектами малого предпринимательства не изменились. Согласно п. 2 раздела II «Состав и элементы финансовой отчетности» НП(С)БУ 1 для них и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности по-прежнему действует П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».
Из п. 4 раздела II НП(С)БУ 1 следует, что предприятия могут не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, если такая информация была в предыдущем отчетном периоде), а также могут добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей финотчетности. Такой перечень приведен в приложении 3 к НП(С)БУ 1. При этом добавлять статьи можно в случае, если статья соответствует следующим критериям: информация является существенной; оценка статьи может быть достоверно определена.
Проанализировав нововведения, мы обращаем внимание главбухов, работающих в системе нацстандартизации, на следующие моменты.
Форма № 1
1. Неопределенные балансовые статьи
В новой форме баланса нет специальных разделов для расходов и доходов будущих периодов. Также отсутствует особый раздел для обеспечений будущих расходов. Данные, отражаемые ранее в этих разделах, не поддавались идентификации с точки зрения их оборотности/необоротности. Это противоречило требованиям МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности». Поэтому соответствующие статьи разбросали по другим разделам баланса.
Обеспечения теперь разделены на текущие и долгосрочные.
Для целевого финансирования в отдельную балансовую статью выделена лишь долгосрочная составляющая.
А вот доходы (и расходы) будущих периодов располагают особыми статьями только для тех сумм, которые являются текущими (оборотными).
Куда включать долгосрочные (необоротные) доходы и расходы будущих периодов, Минфин, по-видимому, пояснит отдельно.
2. Налог на прибыль
В соответствии с требованиями МСБУ 1 в балансе в отдельную статью выделены расчеты по текущему налогу на прибыль.
Соответствующие показатели приведены в строках 1136 и 1621.
3. Запасы
Запасы в балансе подробно по группам, как это было ранее, можно не расписывать.
Однако если суммы серьезные и балансовая группировка важна, то соответствующие строки можно вписать в форму баланса (см. приложение 3 к НП(С)БУ 1).
4. Дебиторка
Резерв сомнительных долгов, который ранее приводился контрстатьей к торговому дебзаду, теперь в форме баланса не отражается.
5. Необоротка на продажу
Третий раздел актива и четвертый раздел пассива теперь полностью отведены под сальдо, связанные с необоротными активами, предназначенными для продажи, и группами выбытия.
Ранее эти показатели вписывались в баланс.
6. Капитал в дооценках
В отдельную статью выделен дооценочный капитал, который ранее «сидел» в безликой статье «Прочий дополнительный капитал».
Форма № 2
1. Косвенные налоги
Убраны из отчета о финрезультатах статьи косвенных налогов. Вызвано это, очевидно, все тем же причесыванием под МСФО.
Международные стандарты игнорируют показатели косвенных налогов, поскольку эти показатели законодательно увязываются с выручкой, а значит, они не характеризуют реальные результаты деятельности, порожденные усилиями самого предприятия.
2. Результат от прекращенной деятельности
Чистый финрезультат от прекращенной деятельности теперь имеет персональную прописку в форме № 2 — строку 2305.
Ранее это показатель в отчет о финрезультатах нужно было вписывать. И делалось это в соответствии с совершенно жутким алгоритмом.
3. Чрезвычайные события
Статьи чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов из отчета исключены, так как их присутствие противоречило требованиям МСБУ 1.
4. Совокупный доход
Под показателем «совокупного дохода» в НП(С)БУ 1 понимается то, что в официальном украинском переводе текста МСБУ названо «совокупной прибылью»*.
* Похоже, в Минфине окончательно запутались в вариантах перевода термина comprehensive income, называя его то «совокупным доходом», то «совокупной прибылью». Ну а главбух должен четко понимать, что «совокупный доход» это то же самое, что «совокупная прибыль». Конечно, это дикость, но что поделаешь: у чиновников с английским языком явные нелады.
Это новый для украинских бухгалтеров показатель. Он взят из системы МСФО, в которую он пришел относительно недавно из американской системы стандартизации US-GAAP.
Если говорить по-простому, то общий совокупный доход складывается из привычной прибыли и прочего совокупного дохода.
Прочий совокупный доход состоит из нескольких элементов. Они перечислены в строках 2400–2445 второго раздела формы № 2.
Более детальный перечень составляющих прочего совокупного дохода (прибыли) приведен в параграфе 7 МСБУ 1.
Форма № 3
Наконец-то украинским главбухам позволено представлять отчет о движении денежных средств двумя способами — прямым или косвенным.
Эта либерализация полностью соответствует М(С)БУ 7 «Отчет о движении денежных средств».
Форма № 4
В этом отчете появились показатели прочего совокупного дохода, что тоже, очевидно, вызвано требованиями М(С)БУ 1.
Интересно у Минфина получилось.
Тем, кто составляет отчетность по П(С)БУ, теперь работы явно добавилось. Они будут отчитываться в новом формате и по новым финансовым показателям.
Но если эта жертва принесена ради того, чтобы облегчить участь тех, кто отчитывается по МСФО, то, боимся, она оказалась напрасной. Ведь новые формы отчетности в некоторых нюансах все же противоречат МСФО. А это значит, что составить на них полноценный МСФО-отчет не получится.
Они наверняка хотели как лучше... Ну, дальше вы знаете...