Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядка его ведения

Редакция БР
Приказ от 17.12.2012 г. № 1340

А то — от 10 до 15...*

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
 01.02.2013 г. за № 201/22733

Приказ Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340

Об утверждении формы
Реестра выданных и полученных
налоговых накладных
и порядка его ведения

(извлечение)

<...>

1. Утвердить прилагаемые форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных.

2. Признать утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24 декабря 2010 года № 1002 «Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядка его ведения», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2010 го-да за № 1402/18697.

<...>

4. Настоящий приказ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем со дня его официального опубликования.**

<...>

Министр Ю. Колобов

Согласовано:

Председатель Государственной
налоговой службы Украины
А. Клименко

Председатель Государственной службы Украины
по вопросам регуляторной политики
и развития предпринимательства
М. Бродский

 

* См. с. 25.

** То есть с 01.03.2013 г. (опубликован в «Офіційному віснику України» № 11 от 19.02.2013 г.).— Ред.

 

img 1

img 2

img 3

img 4 

* Для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте, указываются серия и номер паспорта.— Офиц. прим.

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
 Н. А. Чмерук

 

Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 01.02.2013 г. за № 201/22733

Порядок
 ведения реестра выданных
и полученных налоговых накладных

I. Общие положения

1. Введение реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) обусловлено требованиями пункта 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

Реестр является формой для записи (регистрации) выданных и полученных налоговых накладных.

Исправление ошибки в Реестре осуществляется методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления такой ошибки.

Корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) реестров.

2. Реестр ведется лицами, зарегистрированными в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.

Если не зарегистрированные в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость филиалы и другие структурные подразделения плательщика налога самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров/услуг и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие структурные подразделения, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения части Реестра в рамках деятельности такого филиала (структурного подразделения). Для этого плательщик налога должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем письменно проинформировать орган государственной налоговой службы по месту его регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. В случае если плательщиком налога делегировано филиалам или структурным подразделениям право ведения частей Реестров, данные таких частей Реестров являются составными частями Реестра плательщика налога.

При исполнении договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом Реестр ведется лицом, которое ведет учет результатов такой деятельности.

Реестр ведется инвестором (оператором), который ведет отдельный учет, связанный с исполнением соглашения о распределении продукции.

Плательщики налога на добавленную стоимость составляют отдельные Реестры по следующим видам деятельности:

сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства в соответствии со статьей 209 раздела V Кодекса,— с отметкой 022;

сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, соответствующие критериям, определенным статьей 209 Кодекса, но не избравшие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализующие молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах,— с отметкой 023;

перерабатывающие предприятия всех форм собственности, которые согласно пункту 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), направляют суммы налога на добавленную стоимость в специальный фонд государственного бюджета и на специальный счет,— с отметкой 024.

Лицо, которое ведет учет результатов при исполнении договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом, инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с исполнением соглашения о распределении продукции, ведут отдельные Реестры по указанной деятельности.

3. Реестр ведется в электронном виде в утвержденном формате и по собственному желанию плательщика в бумажном виде.

Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.

Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, представляют органу государственной налоговой службы копии записей в Реестрах за такой период в электронном виде. Копии записей в Реестрах представляются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи (при условии получения их в определенном законодательством Украины порядке) в утвержденном формате.

Лицо, которое регистрируется в качестве плательщика налога с иного дня, нежели первый день календарного месяца, и первым отчетным (налоговым) периодом которого является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца, должно представить в орган государственной налоговой службы отдельно копии записей в Реестрах за месяц, в котором произошла регистрация в качестве плательщика налога, и отдельно за месяц, следующий за месяцем регистрации.

4. При проведении плановой или внеплановой выездной документальной проверки плательщик налога обязан обеспечить доступ должностных лиц органов государственной налоговой службы к Реестру.

5. В Реестре отдельно учитываются операции:

по поставке товаров/услуг, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения, услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины;

по приобретению товаров/услуг с целью использования в хозяйственной деятельности плательщика для осуществления операций, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности данного плательщика налога.

6. Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость.

II. Особенности заполнения
служебных полей Реестра

1. В служебном поле для отметки о типе декларации (строки 011–012) и служебном поле для отметки о представлении налоговой декларации с отметкой (строки 021–024) проставляется отметка «½» по строке служебного поля, которое соответствует типу декларации, к которой составлен Реестр.

При представлении плательщиком налога на добавленную стоимость новой отчетной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость к такой декларации прилагаются копии записей в Реестрах, где по строке 012 «Отчетной новой» проставляется отметка «×».

При представлении плательщиком отдельных Реестров в служебном поле для отметки о форме налоговой декларации (строки 021–024) проставляется отметка «×» по строке служебного поля, которое соответствует декларации с отметкой, а именно: 021 — декларации с отметкой 0110 (общей); 022 — декларации с отметкой 0121/0122/0123 (статья 209 раздела V Кодекса); 023 — декларации с отметкой 0130 (пункт 209.18 статьи 209 раздела V Кодекса); 024 — декларации с отметкой 0140 (пункт 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса).

2. В служебном поле «номер порции реестра» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. При этом стандарт порции составляет не более 20 тысяч записей.

3. В служебном поле 03 «Отчетный (налоговый) период» указывается отчетный (налоговый) период (месяц), за который представляется Реестр.

В случае представления Реестра плательщиком, у которого отчетным (налоговым) периодом является квартал, заполняется служебное поле «признак квартальной отчетности».

4. В случае ведения части Реестра филиалами и структурными подразделениями плательщика (в соответствии с пунктом 2 раздела I настоящего Порядка) в служебном поле 04 «Плательщик» указываются наименование плательщика и через дробь наименование и номер, установленный для этих филиалов и других структурных подразделений.

III. Порядок заполнения раздела I Реестра

1. В разделе I Реестра отражаются выданные налоговые накладные, в том числе составленные в случаях, определенных пунктом 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01 ноября 2011 года № 1379, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 ноября 2011 года за № 1333/20071, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной, утвержденной указанным приказом (далее — приложение 2 к налоговой накладной)), таможенные декларации (далее — ТД), документы бухгалтерского учета.

1.1. Учет выданных налоговых накладных проводится в день возникновения налоговых обязательств, дата возникновения которых определяется в соответствии с требованиями статьи 187 раздела V Кодекса.

1.2. Учет операций по поставке товаров/услуг ведется на основании налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

1.3. Записи на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) осуществляются в случае проведения корректировки сумм налоговых обязательств в соответствии со статьей 192 раздела V Кодекса.

1.4. Учет операций по поставке товаров/услуг, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с требованиями статьи 196 раздела V Кодекса, ведется на основании документов бухгалтерского учета.

2. Особенности заполнения некоторых граф раздела I Реестра.

2.1. В графе 1 записывается порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной соответствует порядковому номеру записи в Реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

При этом нумерация записей осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера каждого отчетного налогового периода (ежемесячно, ежеквартально), или нарастающим итогом с начала года.

2.2. В графе 2 указывается дата составления налоговой накладной (дата составления налоговой накладной соответствует дате записи в Реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

2.3. В графе 3 указывается порядковый номер налоговой накладной, который соответствует номеру из графы 1, номер расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).

В случае если плательщиком осуществляются операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины, в графе 3 проставляется номер ТД.

2.4. В графе 4 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПНП* — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

ПНЕэлектронная налоговая накладная.

* Здесь и далее — от украинских названий.— Ред.

В случае составления налоговой накладной по отдельным операциям, определенным в пункте 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01 ноября 2011 года № 1379, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 ноября 2011 года за № 1333/20071, к виду документа добавляется тип причины (например, ПНП01 — бумажная налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической);

РКПрасчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

РКЕэлектронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

МДПтаможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

МДЕэлектронная таможенная декларация;

БО — документ бухгалтерского учета.

В случае если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный (налоговый) период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНЕэлектронная налоговая накладная, ПНЕУэлектронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

2.5. В графе 5 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) покупателя.

2.6. В графе 6 указывается индивидуальный налоговый номер покупателя — плательщика налога на добавленную стоимость.

В случае если плательщик налога выписывает налоговую накладную, где по строкам «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» проставляется ноль, то при заполнении графы 6 также проставляется ноль.

2.7. В графах 7–12 отражается информация относительно поставки товаров/услуг.

2.8. В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком (+ или –).

IV. Порядок заполнения раздела II Реестра

1. В разделе II Реестра отражаются полученные налоговые накладные, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД на ввоз товаров, а также другие документы, на основании которых осуществляется учет операций по приобретению товаров/услуг.

1.1. Приобретение или изготовление товаров/услуг и приобретение (строительство, сооружение, создание) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности), на таможенной территории Украины отражается на основании налоговых накладных, расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД, а также:

товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой -отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг, копии которых прилагаются к заявлению с жалобой на поставщика этих товаров/услуг, которая прилагается покупателем товаров/услуг к налоговой декларации за отчетный (налоговый) период,— в случае отказа со стороны продавца этих товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных;

транспортных билетов, гостиничных счетов или счетов, которые выставляются плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, которые содержат общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;

кассовых чеков, содержащих сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика), на общую сумму полученных товаров/услуг не более 200 гривень за день (без учета налога).

1.2. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины отражаются на основании таможенной декларации, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

1.3. Операции по получению услуг от нерезидента на таможенной территории Украины отражаются на основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 25 ноября 2011 года № 1492 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 декабря 2011 года за № 1490/20228 (далее — налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость), предыдущего периода.

1.4. Учет приобретенных товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, ведется на основании документов, удостоверяющих поставку таких товаров/услуг.

2. Особенности заполнения некоторых граф раздела II Реестра.

2.1. В графе 1 проставляется номер записи налоговой накладной, расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), других подобных документов, указанных в пунктах 201.10 и 201.11 статьи 201 раздела V Кодекса, и документа, удостоверяющего факт приобретения товаров, ТД на ввоз товаров на таможенную территорию Украины. Указанный номер записи переносится на указанный документ.

2.2. В графе 2 указывается дата получения налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта.

При внесении в Реестр налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной, которые зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных и выданы покупателю в месяце, следующем за месяцем их составления, указывается фактическая дата их получения независимо от того, в каком отчетном периоде они будут отражены в составе налогового кредита (в отчетном периоде их составления или в отчетном периоде их получения).

2.3. В графы 3, 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта.

2.4. В графе 5 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:

ПНПналоговая накладная, составленная на бумажных носителях;

ПНЕэлектронная налоговая накладная;

РКПрасчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;

РКЕэлектронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);

МДПтаможенная декларация, составленная на бумажных носителях;

МДЕэлектронная таможенная декларация;

ЧКкассовый чек.

В случае если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 гривень, плательщик налога не имеет права отнести в состав налогового кредита ни всю сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть, плательщик налога в графе 5 проставляет обозначение «ЧК» — кассовый чек и заполняет графы 13 и 14 Реестра;

ТКтранспортный билет;

ГРгостиничный счет;

ПЗсчет за услуги связи;

ПОуслуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета;

ЗПзаявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, либо копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг в соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса;

НПдокумент, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость;

БО — документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка, которая составляется в случае:

корректировки вследствие частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (строка 16.2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);

корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с отметкой 0121/0122/0123 или декларации с отметкой 0140);

корректировки, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (строка 16.4 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);

если в налоговый кредит включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов и/или по которым были определены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V Кодекса, в случае если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе перевода непроизводственных необоротных активов в состав производственных необоротных активов.

Бухгалтерская справка должна быть составлена согласно налоговым накладным, таможенным декларациям, другим документам, предусмотренным пунктом 201.11 статьи 201 Кодекса, которые являются основанием для начисления сумм налога, относящихся в налоговый кредит, с учетом норм пункта 198.6 статьи 196 Кодекса, и содержать исчерпывающий их перечень.

В Реестре бухгалтерская справка записывается следующим образом: в графе 2дата составления бухгалтерской справки, в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер поставщика, который ее составил, в графе 5 — указывается вид документа БО, к которому прилагаются обозначения вида документа, которым подтверждается операция по поставке (БОПНП — в случае отнесения в налоговый кредит сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной и т. п.). При этом суммы в графах 9, 10 указываются со знаком «+», а в графах 11, 12, 13, 14, 15, 16 — со знаком «».

В случае если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНП — бумажная налоговая накладная, ПНПУ — бумажная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты; ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

2.5. В графе 6 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) поставщика.

В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) — для физического лица) нерезидента.

2.6. В графе 7 указывается индивидуальный налоговый номер поставщика — плательщика налога на добавленную стоимость.

В случае если товары/услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 статьи 186 раздела V Кодекса, в графе 7 отражается условный ИНН «200000000000».

Если товары/услуги приобретены у нерезидента, в графе 7 отражается условный ИНН «300000000000».

В случае если товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного в качестве плательщика налога, в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000».

2.7. В графе 8 указывается общая сумма, включая налог на добавленную стоимость.

2.8. В графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров/услуг и необоротных активов без налога на добавленную стоимость.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком (+ или ).

2.9. В графах 10, 12, 14 и 16 указывается уплаченная (начисленная) сумма налога на добавленную стоимость по товарам/услугам и необоротным активам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).

Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.

В случае приобретения у плательщика налога на добавленную стоимость товаров/услуг и необоротных активов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется ноль.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком (+ или –).

2.10. В случае если плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 раздела V Кодекса, в день получения налоговой накладной сумма, соответствующая доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, записывается в графах 9, 10 Реестра, а сумма, соответствующая доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения,— в графах 11, 12.

Корректировка налогового кредита, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых и не облагаемых налогом операциях по итогам календарного года, проводится на основании бухгалтерской справки. При регистрации такой бухгалтерской справки в разделе II Реестра за последний налоговый период календарного года делается следующая запись: в графе 2дата последнего дня отчетного периода календарного года, в графе 3дата составления бухгалтерской справки, в графе 5вид документа (БУ), в графе 10сумма корректировки налога на добавленную стоимость, определенная в приложении 7 к декларации (строка 16.4 декларации по налогу на добавленную стоимость) с соответствующим знаком (+ или –).

Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, а такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога проводят такое распределение сумм налогового кредита в последний день отчетного (налогового) периода и осуществляют запись относительно корректировки записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги.

При этом в графе 5 к виду документа добавляется буква «Р» (например, ПНПРбумажная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита, ПНЕРэлектронная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита).

На сумму корректировки, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, проводятся следующие записи: со знаком «» в графах 9, 10 и одновременно со знаком «+» в графах 11, 12.

V. Порядок осуществления
уточнения показателей

1. Плательщики налога за отчетный (налоговый) период определяют итоги ежедневно зарегистрированных операций и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов по каждому разделу.

2. При исправлении ошибки методом «сторно» в Реестр одновременно вносится две записи: ошибочная запись со знаком «» и правильная запись со знаком «+».

Метод «сторно» осуществляется путем обратной записи на величину ошибки в том отчетном периоде, в котором она выявлена. При осуществлении такой обратной записи плательщиком налога: в колонке 1 раздела I и/или II Реестра указывается порядковый номер записи; в колонках 2–6 раздела I
и/или колонках 2–7 раздела II Реестра дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются; в соответствующих колонках 7–12 раздела I и/или колонках 8–16 раздела II Реестра количественные показатели указываются с соответствующим знаком «+» или «». При этом, если исправление ошибки требует представления плательщиком налога уточняющего расчета, то к виду документа добавляется буква «У» (например: ПНПУ). Кроме того, запись относительно включения показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой по строке «Из них включено в уточняющие расчеты за отчетный период» Реестра.

Директор Департамента
налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
 
Н. Чмерук

Комментарий от А. Погребняк

Минфин приказом от 17.12.2012 г. № 1340 утвердил новую форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) и Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Порядок № 1340). «Старый» приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, которым были утверждены документы-предшественники, соответственно утратил силу.

На что в этой связи следует обратить внимание плательщикам НДС?

Реестр

1. В служебном поле Реестра отметки о представлении декларации (строки 021–024) теперь соответствуют новой унифицированной декларации по НДС*, утвержденной приказом Минфина от 17.12.2012 г. № 1342 (см. «Бухгалтер» № 6’2013, с. 2т–7т ).

* См. комментарий к обновленным формам отчетности по НДС в «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 22–23.

2. В таблице раздела I Реестра появилась новая графа 13 «Поставка услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины». Однако, как ее заполнять,— в Порядке № 1340 не говорится.

Графа 12 этого раздела переименована в «Вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины (база налогообложения)». В «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 22–23 подчеркивалось, что это тоже элемент унификации декларации по НДС.

3. В разделах I и II Реестра (и в Порядке № 1340) заменены некоторые понятия: вместо слов «дата выписки» теперь значится «дата составления»; вместо «ГТД»«таможенная декларация»; вместо «ставка 20%»«основная ставка». Для таможенных деклараций теперь отдельно приводится регистрационный номер, который следует указывать в графе 3 раздела I и графе 4 раздела II Реестра.

Порядок № 1340

1. Структурно Порядок № 1340 состоит из пяти разделов.

Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками** (п. 3 раздела I).

** Так было и раньше, просто теперь это узаконено.

2. Копии записей в Реестрах представляются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования (с использованием ЭЦП) (п. 3 раздела I). Означает ли это, что у плательщиков НДС не будет возможности представлять копии Реестров на электронных носителях (флеш-картах, компакт-дисках)? Скорее всего, да. В то же время в соответствии с п. 49.3 НКУ налоговая декларация представляется по выбору плательщика налогов, в том числе и способами электронной связи. Необходимость представления копий записей в Реестрах в электронном виде вынуждает плательщиков НДС перейти на электронное НДС-декларирование...

3. В случае регистрации в качестве плательщика НДС в середине месяца необходимо представить в орган ГНС отдельно копии записей Реестрах за месяц регистрации и отдельно за следующий месяц (п. 3 раздела I). О том, что именно так и надо представлять Реестры в случае «внутримесячной» регистрации в качестве плательщика НДС, ГНСУ разъясняла и раньше в ЕБНЗ (см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 31т ).

4. Нумерация записей в Реестре осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера каждого отчетного периода (ежемесячно, ежеквартально), или нарастающим итогом с начала года — п. 2.1 раздела III.

В свое время ГНАУ озадачила плательщиков НДС, выдав разъяснение о том, что нумерация налоговых накладных каждый месяц начинается с единицы, поскольку ее порядковый номер присваивается в соответствии с ее порядковым номером в Реестре (см. «Бухгалтер» № 8’2011, с. 35). Что такое порядковый номер, ГНАУ разъяснила в письме от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115 (см. «Бухгалтер» № 33’2011, с. 22–23). А вообще ГНАУ не возражала против самостоятельного выбора плательщиками налога периода, в течение которого осуществляется сквозная нумерация (ЕБНЗ, подраздел 130.23).

5. Поскольку подтверждающие документы могут составляться как в бумажном, так и в электронном виде, для них изменены условные обозначения, которые указываются в графе 4 раздела I и графе 5 раздела II Реестра (п. 2.4 раздела III и п. 2.4 раздела IV). Буквы «П» или «Е» (на украинском языке) указывают на вид документа — «паперовий» или «електронний».

6. Если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 грн, плательщик налога не может отнести в состав налогового кредита ни всю сумму уплаченного НДС, ни ее часть. Это, напомним, следует из п/п. 201.11«б» НКУ. В таком случае в графе 5 раздела II Реестра проставляют обозначение «ЧК» (кассовый чек) и заполняют графы 13 и 14 раздела 2 Реестра (п. 2.4 раздела IV). В них указываются приобретенные товары/услуги, не предназначенные для их использования в хозяйственной деятельности.

7. Большое внимание в п. 2.4 раздела IV Порядка № 1340 уделено бухгалтерской справке, которая в некоторых случаях служит основанием для отражения в Реестре сумм НДС или корректировки налогового кредита.

В «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 23 подчеркивалось, что на основании бухгалтерской справки можно восстановить НДС, если товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в облагаемых операциях.

8. Новый раздел V Порядка № 1340 посвящен исправлению ошибок. В принципе, и раньше, и сейчас ошибки, допущенные в Реестре за предыдущие периоды, следовало исправлять методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления такой ошибки. Об этом говорится в абз. 3 п. 1 как старого Порядка, так и абз. 3 п. 1 раздела I Порядка № 1340. При этом составлять новые (уточненные) реестры не нужно. Об этом ГНСУ сообщала и раньше (см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 28т ).

В Порядке № 1340 узаконенный метод «сторно» имеет следующий вид. В периоде выявления ошибки необходимо сделать в Реестре две записи: ошибочную со знаком «» и правильную со знаком «+». При этом если исправление ошибки требует представления уточняющего расчета к декларации по НДС, то к условному обозначению вида документа добавляется буква «У». Кроме того, запись о включении показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой по строке «Из них включено в уточняющие расчеты за отчетный период» Реестра.

Аналогичные разъяснения отражения в Реестре в случае представления уточняющих расчетов ГНСУ давала и раньше (см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 28т–29т ).

9. В соответствии с п. 4 комментируемого приказа Минфина он вступает в силу «с первого числа месяца, следующего за месяцем со дня его официального опубликования».

По информации, размещенной на официальном сайте бюллетеня «Офіційний вісник України», комментируемый приказ опубликован в № 11 от 19.02.2013 г.

Таким образом, применять новую форму Реестра следует с 1 марта 2013 года. То есть за март вместе с декларацией по НДС по новой форме* нужно представлять и новый Реестр.

* В «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 23 мы говорили о том, что следуя букве Закона, первый раз отчитываться по новым формам отчетности плательщикам НДС необходимо по итогам марта 2013 года (а для квартальных плательщиков НДС — по итогам II квартала 2013 года), однако сомневались, согласятся ли с этим налоговики. Сомнения развеяны: ГНС в г. Киеве на официальном сайте сообщила, что новая НДС-отчетность представляется за март 2013 года.

Что случится, если плательщик НДС будет вести Реестр по старой форме? В этой ситуации можно говорить о нарушении порядка ведения налогового учета, что может повлечь наложение админштрафа в размере от 5 до 10 нмдг на руководителей и других должностных лиц предприятий (см. ст. 1631КоАП в «Бухгалтере» № 9’2005 на с. 6). Повторное нарушение в течение года наказывается админштрафом от 10 до 15 нмдг. Так что лучше — не нарушать, а время ознакомиться с новой формой Реестра и Порядком № 1340 у плательщиков НДС еще есть.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше