А то — от 10 до 15...*
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
01.02.2013 г. за № 201/22733
Приказ Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340
Об утверждении формы
Реестра выданных и полученных
налоговых накладных
и порядка его ведения
(извлечение)
<...>
1. Утвердить прилагаемые форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных.
2. Признать утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24 декабря 2010 года № 1002 «Об утверждении формы Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядка его ведения», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2010 го-да за № 1402/18697.
<...>
4. Настоящий приказ вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем со дня его официального опубликования.**
<...>
Министр Ю. Колобов
Согласовано:
Председатель Государственной
налоговой службы Украины
А. Клименко
Председатель Государственной службы Украины
по вопросам регуляторной политики
и развития предпринимательства
М. Бродский
* См. с. 25.
** То есть с 01.03.2013 г. (опубликован в «Офіційному віснику України» № 11 от 19.02.2013 г.).— Ред.
* Для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и официально уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте, указываются серия и номер паспорта.— Офиц. прим.
Директор Департамента налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
Н. А. Чмерук
Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 01.02.2013 г. за № 201/22733
Порядок
ведения реестра выданных
и полученных налоговых накладных
I. Общие положения
1. Введение реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) обусловлено требованиями пункта 201.15 статьи 201 раздела V Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).
Реестр является формой для записи (регистрации) выданных и полученных налоговых накладных.
Исправление ошибки в Реестре осуществляется методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления такой ошибки.
Корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) реестров.
2. Реестр ведется лицами, зарегистрированными в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.
Если не зарегистрированные в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость филиалы и другие структурные подразделения плательщика налога самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров/услуг и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие структурные подразделения, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения части Реестра в рамках деятельности такого филиала (структурного подразделения). Для этого плательщик налога должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем письменно проинформировать орган государственной налоговой службы по месту его регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. В случае если плательщиком налога делегировано филиалам или структурным подразделениям право ведения частей Реестров, данные таких частей Реестров являются составными частями Реестра плательщика налога.
При исполнении договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом Реестр ведется лицом, которое ведет учет результатов такой деятельности.
Реестр ведется инвестором (оператором), который ведет отдельный учет, связанный с исполнением соглашения о распределении продукции.
Плательщики налога на добавленную стоимость составляют отдельные Реестры по следующим видам деятельности:
сельскохозяйственные предприятия, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства в соответствии со статьей 209 раздела V Кодекса,— с отметкой 022;
сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, соответствующие критериям, определенным статьей 209 Кодекса, но не избравшие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства и реализующие молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах,— с отметкой 023;
перерабатывающие предприятия всех форм собственности, которые согласно пункту 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), направляют суммы налога на добавленную стоимость в специальный фонд государственного бюджета и на специальный счет,— с отметкой 024.
Лицо, которое ведет учет результатов при исполнении договоров о совместной деятельности или договоров управления имуществом, инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с исполнением соглашения о распределении продукции, ведут отдельные Реестры по указанной деятельности.
3. Реестр ведется в электронном виде в утвержденном формате и по собственному желанию плательщика в бумажном виде.
Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками.
Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, представляют органу государственной налоговой службы копии записей в Реестрах за такой период в электронном виде. Копии записей в Реестрах представляются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи (при условии получения их в определенном законодательством Украины порядке) в утвержденном формате.
Лицо, которое регистрируется в качестве плательщика налога с иного дня, нежели первый день календарного месяца, и первым отчетным (налоговым) периодом которого является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца, должно представить в орган государственной налоговой службы отдельно копии записей в Реестрах за месяц, в котором произошла регистрация в качестве плательщика налога, и отдельно за месяц, следующий за месяцем регистрации.
4. При проведении плановой или внеплановой выездной документальной проверки плательщик налога обязан обеспечить доступ должностных лиц органов государственной налоговой службы к Реестру.
5. В Реестре отдельно учитываются операции:
по поставке товаров/услуг, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения, услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины;
по приобретению товаров/услуг с целью использования в хозяйственной деятельности плательщика для осуществления операций, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по основной или нулевой ставке, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности данного плательщика налога.
6. Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость.
II. Особенности заполнения
служебных полей Реестра
1. В служебном поле для отметки о типе декларации (строки 011–012) и служебном поле для отметки о представлении налоговой декларации с отметкой (строки 021–024) проставляется отметка «½» по строке служебного поля, которое соответствует типу декларации, к которой составлен Реестр.
При представлении плательщиком налога на добавленную стоимость новой отчетной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость к такой декларации прилагаются копии записей в Реестрах, где по строке 012 «Отчетной новой» проставляется отметка «×».
При представлении плательщиком отдельных Реестров в служебном поле для отметки о форме налоговой декларации (строки 021–024) проставляется отметка «×» по строке служебного поля, которое соответствует декларации с отметкой, а именно: 021 — декларации с отметкой 0110 (общей); 022 — декларации с отметкой 0121/0122/0123 (статья 209 раздела V Кодекса); 023 — декларации с отметкой 0130 (пункт 209.18 статьи 209 раздела V Кодекса); 024 — декларации с отметкой 0140 (пункт 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса).
2. В служебном поле «номер порции реестра» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. При этом стандарт порции составляет не более 20 тысяч записей.
3. В служебном поле 03 «Отчетный (налоговый) период» указывается отчетный (налоговый) период (месяц), за который представляется Реестр.
В случае представления Реестра плательщиком, у которого отчетным (налоговым) периодом является квартал, заполняется служебное поле «признак квартальной отчетности».
4. В случае ведения части Реестра филиалами и структурными подразделениями плательщика (в соответствии с пунктом 2 раздела I настоящего Порядка) в служебном поле 04 «Плательщик» указываются наименование плательщика и через дробь наименование и номер, установленный для этих филиалов и других структурных подразделений.
III. Порядок заполнения раздела I Реестра
1. В разделе I Реестра отражаются выданные налоговые накладные, в том числе составленные в случаях, определенных пунктом 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01 ноября 2011 года № 1379, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 ноября 2011 года за № 1333/20071, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной, утвержденной указанным приказом (далее — приложение 2 к налоговой накладной)), таможенные декларации (далее — ТД), документы бухгалтерского учета.
1.1. Учет выданных налоговых накладных проводится в день возникновения налоговых обязательств, дата возникновения которых определяется в соответствии с требованиями статьи 187 раздела V Кодекса.
1.2. Учет операций по поставке товаров/услуг ведется на основании налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).
1.3. Записи на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) осуществляются в случае проведения корректировки сумм налоговых обязательств в соответствии со статьей 192 раздела V Кодекса.
1.4. Учет операций по поставке товаров/услуг, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с требованиями статьи 196 раздела V Кодекса, ведется на основании документов бухгалтерского учета.
2. Особенности заполнения некоторых граф раздела I Реестра.
2.1. В графе 1 записывается порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной соответствует порядковому номеру записи в Реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).
При этом нумерация записей осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера каждого отчетного налогового периода (ежемесячно, ежеквартально), или нарастающим итогом с начала года.
2.2. В графе 2 указывается дата составления налоговой накладной (дата составления налоговой накладной соответствует дате записи в Реестре), расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).
2.3. В графе 3 указывается порядковый номер налоговой накладной, который соответствует номеру из графы 1, номер расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной).
В случае если плательщиком осуществляются операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины, в графе 3 проставляется номер ТД.
2.4. В графе 4 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:
ПНП* — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;
ПНЕ — электронная налоговая накладная.
* Здесь и далее — от украинских названий.— Ред.
В случае составления налоговой накладной по отдельным операциям, определенным в пункте 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01 ноября 2011 года № 1379, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 ноября 2011 года за № 1333/20071, к виду документа добавляется тип причины (например, ПНП01 — бумажная налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической);
РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;
РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);
МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;
МДЕ — электронная таможенная декларация;
БО — документ бухгалтерского учета.
В случае если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный (налоговый) период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).
2.5. В графе 5 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) покупателя.
2.6. В графе 6 указывается индивидуальный налоговый номер покупателя — плательщика налога на добавленную стоимость.
В случае если плательщик налога выписывает налоговую накладную, где по строкам «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» проставляется ноль, то при заполнении графы 6 также проставляется ноль.
2.7. В графах 7–12 отражается информация относительно поставки товаров/услуг.
2.8. В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком (+ или –).
IV. Порядок заполнения раздела II Реестра
1. В разделе II Реестра отражаются полученные налоговые накладные, расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД на ввоз товаров, а также другие документы, на основании которых осуществляется учет операций по приобретению товаров/услуг.
1.1. Приобретение или изготовление товаров/услуг и приобретение (строительство, сооружение, создание) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности), на таможенной территории Украины отражается на основании налоговых накладных, расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), ТД, а также:
товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой -отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг, копии которых прилагаются к заявлению с жалобой на поставщика этих товаров/услуг, которая прилагается покупателем товаров/услуг к налоговой декларации за отчетный (налоговый) период,— в случае отказа со стороны продавца этих товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных;
транспортных билетов, гостиничных счетов или счетов, которые выставляются плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, которые содержат общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;
кассовых чеков, содержащих сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика), на общую сумму полученных товаров/услуг не более 200 гривень за день (без учета налога).
1.2. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины отражаются на основании таможенной декларации, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.
1.3. Операции по получению услуг от нерезидента на таможенной территории Украины отражаются на основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 25 ноября 2011 года № 1492 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 декабря 2011 года за № 1490/20228 (далее — налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость), предыдущего периода.
1.4. Учет приобретенных товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, ведется на основании документов, удостоверяющих поставку таких товаров/услуг.
2. Особенности заполнения некоторых граф раздела II Реестра.
2.1. В графе 1 проставляется номер записи налоговой накладной, расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), других подобных документов, указанных в пунктах 201.10 и 201.11 статьи 201 раздела V Кодекса, и документа, удостоверяющего факт приобретения товаров, ТД на ввоз товаров на таможенную территорию Украины. Указанный номер записи переносится на указанный документ.
2.2. В графе 2 указывается дата получения налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта.
При внесении в Реестр налоговой накладной и/или расчета корректировки к налоговой накладной, которые зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных и выданы покупателю в месяце, следующем за месяцем их составления, указывается фактическая дата их получения независимо от того, в каком отчетном периоде они будут отражены в составе налогового кредита (в отчетном периоде их составления или в отчетном периоде их получения).
2.3. В графы 3, 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной или другого документа, указанного в подпункте 2.1 настоящего пункта.
2.4. В графе 5 указывается вид документа согласно следующим обозначениям:
ПНП — налоговая накладная, составленная на бумажных носителях;
ПНЕ — электронная налоговая накладная;
РКП — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной), составленный на бумажных носителях;
РКЕ — электронный расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной);
МДП — таможенная декларация, составленная на бумажных носителях;
МДЕ — электронная таможенная декларация;
ЧК — кассовый чек.
В случае если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 гривень, плательщик налога не имеет права отнести в состав налогового кредита ни всю сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при приобретении таких товаров/услуг, ни ее часть, плательщик налога в графе 5 проставляет обозначение «ЧК» — кассовый чек и заполняет графы 13 и 14 Реестра;
ТК — транспортный билет;
ГР — гостиничный счет;
ПЗ — счет за услуги связи;
ПО — услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета;
ЗП — заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, либо копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг в соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 раздела V Кодекса;
НП — документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц, не зарегистрированных в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость;
БО — документ бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерская справка, которая составляется в случае:
корректировки вследствие частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства (строка 16.2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);
корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта (переносится из декларации с отметкой 0121/0122/0123 или декларации с отметкой 0140);
корректировки, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг в облагаемых и не облагаемых налогом операциях за последний налоговый период календарного года (строка 16.4 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость);
если в налоговый кредит включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов и/или по которым были определены налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V Кодекса, в случае если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, в том числе перевода непроизводственных необоротных активов в состав производственных необоротных активов.
Бухгалтерская справка должна быть составлена согласно налоговым накладным, таможенным декларациям, другим документам, предусмотренным пунктом 201.11 статьи 201 Кодекса, которые являются основанием для начисления сумм налога, относящихся в налоговый кредит, с учетом норм пункта 198.6 статьи 196 Кодекса, и содержать исчерпывающий их перечень.
В Реестре бухгалтерская справка записывается следующим образом: в графе 2 — дата составления бухгалтерской справки, в графах 3, 4, 6, 7 — соответственно дата составления, порядковый номер налоговой накладной (расчета корректировки к налоговой накладной), наименование и индивидуальный налоговый номер поставщика, который ее составил, в графе 5 — указывается вид документа БО, к которому прилагаются обозначения вида документа, которым подтверждается операция по поставке (БОПНП — в случае отнесения в налоговый кредит сумм налога на основании бумажной налоговой накладной, БОПНЕ — на основании электронной налоговой накладной и т. п.). При этом суммы в графах 9, 10 указываются со знаком «+», а в графах 11, 12, 13, 14, 15, 16 — со знаком «–».
В случае если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПНП — бумажная налоговая накладная, ПНПУ — бумажная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты; ПНЕ — электронная налоговая накладная, ПНЕУ — электронная налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).
2.5. В графе 6 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) поставщика.
В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) — для физического лица) нерезидента.
2.6. В графе 7 указывается индивидуальный налоговый номер поставщика — плательщика налога на добавленную стоимость.
В случае если товары/услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 186.3 статьи 186 раздела V Кодекса, в графе 7 отражается условный ИНН «200000000000».
Если товары/услуги приобретены у нерезидента, в графе 7 отражается условный ИНН «300000000000».
В случае если товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного в качестве плательщика налога, в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000».
2.7. В графе 8 указывается общая сумма, включая налог на добавленную стоимость.
2.8. В графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость товаров/услуг и необоротных активов без налога на добавленную стоимость.
В случае осуществления записей на основании расчета корректировки к налоговой накладной (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком (+ или –).
2.9. В графах 10, 12, 14 и 16 указывается уплаченная (начисленная) сумма налога на добавленную стоимость по товарам/услугам и необоротным активам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).
Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.
В случае приобретения у плательщика налога на добавленную стоимость товаров/услуг и необоротных активов, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется ноль.
В случае осуществления записей на основании расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) такие записи осуществляются с соответствующим знаком (+ или –).
2.10. В случае если плательщиком проводится распределение сумм налогового кредита в соответствии с пунктом 199.1 статьи 199 раздела V Кодекса, в день получения налоговой накладной сумма, соответствующая доле использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях, записывается в графах 9, 10 Реестра, а сумма, соответствующая доле использования в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения,— в графах 11, 12.
Корректировка налогового кредита, которая проводится в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг, необоротных активов в облагаемых и не облагаемых налогом операциях по итогам календарного года, проводится на основании бухгалтерской справки. При регистрации такой бухгалтерской справки в разделе II Реестра за последний налоговый период календарного года делается следующая запись: в графе 2 — дата последнего дня отчетного периода календарного года, в графе 3 — дата составления бухгалтерской справки, в графе 5 — вид документа (БУ), в графе 10 — сумма корректировки налога на добавленную стоимость, определенная в приложении 7 к декларации (строка 16.4 декларации по налогу на добавленную стоимость) с соответствующим знаком (+ или –).
Плательщики налога, у которых в течение предыдущего календарного года отсутствовали не облагаемые налогом операции, а такие не облагаемые налогом операции начали осуществляться в отчетном периоде, а также вновь созданные плательщики налога проводят такое распределение сумм налогового кредита в последний день отчетного (налогового) периода и осуществляют запись относительно корректировки записей налоговых накладных, в соответствии с которыми приобретались такие товары/услуги.
При этом в графе 5 к виду документа добавляется буква «Р» (например, ПНПР — бумажная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита, ПНЕР — электронная налоговая накладная, по которой проведено распределение суммы налогового кредита).
На сумму корректировки, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в операциях, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, проводятся следующие записи: со знаком «–» в графах 9, 10 и одновременно со знаком «+» в графах 11, 12.
V. Порядок осуществления
уточнения показателей
1. Плательщики налога за отчетный (налоговый) период определяют итоги ежедневно зарегистрированных операций и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов по каждому разделу.
2. При исправлении ошибки методом «сторно» в Реестр одновременно вносится две записи: ошибочная запись со знаком «–» и правильная запись со знаком «+».
Метод «сторно» осуществляется путем обратной записи на величину ошибки в том отчетном периоде, в котором она выявлена. При осуществлении такой обратной записи плательщиком налога: в колонке 1 раздела I и/или II Реестра указывается порядковый номер записи; в колонках 2–6 раздела I
и/или колонках 2–7 раздела II Реестра дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются; в соответствующих колонках 7–12 раздела I и/или колонках 8–16 раздела II Реестра количественные показатели указываются с соответствующим знаком «+» или «–». При этом, если исправление ошибки требует представления плательщиком налога уточняющего расчета, то к виду документа добавляется буква «У» (например: ПНПУ). Кроме того, запись относительно включения показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой по строке «Из них включено в уточняющие расчеты за отчетный период» Реестра.
Директор Департамента
налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
Н. Чмерук
Комментарий от А. Погребняк
Минфин приказом от 17.12.2012 г. № 1340 утвердил новую форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) и Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Порядок № 1340). «Старый» приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, которым были утверждены документы-предшественники, соответственно утратил силу.
На что в этой связи следует обратить внимание плательщикам НДС?
Реестр
1. В служебном поле Реестра отметки о представлении декларации (строки 021–024) теперь соответствуют новой унифицированной декларации по НДС*, утвержденной приказом Минфина от 17.12.2012 г. № 1342 (см. «Бухгалтер» № 6’2013, с. 2т–7т ).
* См. комментарий к обновленным формам отчетности по НДС в «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 22–23.
2. В таблице раздела I Реестра появилась новая графа 13 «Поставка услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины». Однако, как ее заполнять,— в Порядке № 1340 не говорится.
Графа 12 этого раздела переименована в «Вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины (база налогообложения)». В «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 22–23 подчеркивалось, что это тоже элемент унификации декларации по НДС.
3. В разделах I и II Реестра (и в Порядке № 1340) заменены некоторые понятия: вместо слов «дата выписки» теперь значится «дата составления»; вместо «ГТД» — «таможенная декларация»; вместо «ставка 20%» — «основная ставка». Для таможенных деклараций теперь отдельно приводится регистрационный номер, который следует указывать в графе 3 раздела I и графе 4 раздела II Реестра.
Порядок № 1340
1. Структурно Порядок № 1340 состоит из пяти разделов.
Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняются в гривнях с копейками** (п. 3 раздела I).
** Так было и раньше, просто теперь это узаконено.
2. Копии записей в Реестрах представляются с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования (с использованием ЭЦП) (п. 3 раздела I). Означает ли это, что у плательщиков НДС не будет возможности представлять копии Реестров на электронных носителях (флеш-картах, компакт-дисках)? Скорее всего, да. В то же время в соответствии с п. 49.3 НКУ налоговая декларация представляется по выбору плательщика налогов, в том числе и способами электронной связи. Необходимость представления копий записей в Реестрах в электронном виде вынуждает плательщиков НДС перейти на электронное НДС-декларирование...
3. В случае регистрации в качестве плательщика НДС в середине месяца необходимо представить в орган ГНС отдельно копии записей Реестрах за месяц регистрации и отдельно за следующий месяц (п. 3 раздела I). О том, что именно так и надо представлять Реестры в случае «внутримесячной» регистрации в качестве плательщика НДС, ГНСУ разъясняла и раньше в ЕБНЗ (см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 31т ).
4. Нумерация записей в Реестре осуществляется удобным для плательщика налога способом или с первого номера каждого отчетного периода (ежемесячно, ежеквартально), или нарастающим итогом с начала года — п. 2.1 раздела III.
В свое время ГНАУ озадачила плательщиков НДС, выдав разъяснение о том, что нумерация налоговых накладных каждый месяц начинается с единицы, поскольку ее порядковый номер присваивается в соответствии с ее порядковым номером в Реестре (см. «Бухгалтер» № 8’2011, с. 35). Что такое порядковый номер, ГНАУ разъяснила в письме от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115 (см. «Бухгалтер» № 33’2011, с. 22–23). А вообще ГНАУ не возражала против самостоятельного выбора плательщиками налога периода, в течение которого осуществляется сквозная нумерация (ЕБНЗ, подраздел 130.23).
5. Поскольку подтверждающие документы могут составляться как в бумажном, так и в электронном виде, для них изменены условные обозначения, которые указываются в графе 4 раздела I и графе 5 раздела II Реестра (п. 2.4 раздела III и п. 2.4 раздела IV). Буквы «П» или «Е» (на украинском языке) указывают на вид документа — «паперовий» или «електронний».
6. Если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку превышает 200 грн, плательщик налога не может отнести в состав налогового кредита ни всю сумму уплаченного НДС, ни ее часть. Это, напомним, следует из п/п. 201.11«б» НКУ. В таком случае в графе 5 раздела II Реестра проставляют обозначение «ЧК» (кассовый чек) и заполняют графы 13 и 14 раздела 2 Реестра (п. 2.4 раздела IV). В них указываются приобретенные товары/услуги, не предназначенные для их использования в хозяйственной деятельности.
7. Большое внимание в п. 2.4 раздела IV Порядка № 1340 уделено бухгалтерской справке, которая в некоторых случаях служит основанием для отражения в Реестре сумм НДС или корректировки налогового кредита.
В «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 23 подчеркивалось, что на основании бухгалтерской справки можно восстановить НДС, если товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в облагаемых операциях.
8. Новый раздел V Порядка № 1340 посвящен исправлению ошибок. В принципе, и раньше, и сейчас ошибки, допущенные в Реестре за предыдущие периоды, следовало исправлять методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент выявления такой ошибки. Об этом говорится в абз. 3 п. 1 как старого Порядка, так и абз. 3 п. 1 раздела I Порядка № 1340. При этом составлять новые (уточненные) реестры не нужно. Об этом ГНСУ сообщала и раньше (см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 28т ).
В Порядке № 1340 узаконенный метод «сторно» имеет следующий вид. В периоде выявления ошибки необходимо сделать в Реестре две записи: ошибочную со знаком «–» и правильную со знаком «+». При этом если исправление ошибки требует представления уточняющего расчета к декларации по НДС, то к условному обозначению вида документа добавляется буква «У». Кроме того, запись о включении показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой по строке «Из них включено в уточняющие расчеты за отчетный период» Реестра.
Аналогичные разъяснения отражения в Реестре в случае представления уточняющих расчетов ГНСУ давала и раньше (см. «Бухгалтер» № 29’2011, с. 28т–29т ).
9. В соответствии с п. 4 комментируемого приказа Минфина он вступает в силу «с первого числа месяца, следующего за месяцем со дня его официального опубликования».
По информации, размещенной на официальном сайте бюллетеня «Офіційний вісник України», комментируемый приказ опубликован в № 11 от 19.02.2013 г.
Таким образом, применять новую форму Реестра следует с 1 марта 2013 года. То есть за март вместе с декларацией по НДС по новой форме* нужно представлять и новый Реестр.
* В «Бухгалтере» № 6’2013 на с. 23 мы говорили о том, что следуя букве Закона, первый раз отчитываться по новым формам отчетности плательщикам НДС необходимо по итогам марта 2013 года (а для квартальных плательщиков НДС — по итогам II квартала 2013 года), однако сомневались, согласятся ли с этим налоговики. Сомнения развеяны: ГНС в г. Киеве на официальном сайте сообщила, что новая НДС-отчетность представляется за март 2013 года.
Что случится, если плательщик НДС будет вести Реестр по старой форме? В этой ситуации можно говорить о нарушении порядка ведения налогового учета, что может повлечь наложение админштрафа в размере от 5 до 10 нмдг на руководителей и других должностных лиц предприятий (см. ст. 1631КоАП в «Бухгалтере» № 9’2005 на с. 6). Повторное нарушение в течение года наказывается админштрафом от 10 до 15 нмдг. Так что лучше — не нарушать, а время ознакомиться с новой формой Реестра и Порядком № 1340 у плательщиков НДС еще есть.