Темы статей
Выбрать темы

Подробно — о новом акцизном налоге с операций по отчуждению ценных бумаг и деривативов

Редакция БР
Статья

Сбацали ЦБакцизик...

Подробно — о новом акцизном налоге с операций
 по отчуждению ценных бумаг и деривативов

Определение

С 01.01.2013 г. акцизный налог пополнился еще одной разновидностью — особым налогом с операций по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами. Впрочем, формально это состоялось с 03.01.2013 г. Напомним, что Закон от 06.12.2012 г. № 5519-VI, которым был введен этот новый акциз, из-за запоздавшей его публикации считается вступившим в силу 03.01.2013 г., хотя в самом Законе (п. 1 раздела ІІ) указано, что он вступает в силу с 01.01.2013 г. Так что подакцизные операции с ЦБ, проведенные 1–2 января 2013 года, можно под этим предлогом новым акцизом не облагать.

Тот факт, что новый особый налог является разновидностью именно акцизного налога, четко подтверждается измененной Законом № 5519-VI нормой п/п. 14.1.4 НКУ, определяющей термин «акцизный налог» как

«косвенный налог на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных настоящим Кодексом как подакцизные, который включается в цену таких товаров (продукции), а также особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами»,—

и, кроме того, тем фактом, что он помещен законодателем в раздел VI Кодекса.

Мы к этому определению еще вернемся; а особый вид акцизного налога далее по тексту будем именовать ЦБ-акцизом.

Объект и необъект налогообложения

Законодателем определено два объекта обложения ЦБ-акцизом:

1) операции по отчуждению ценных бумаг (в виде продажи, обмена и других форм их отчуждения, предусматривающих переход права собственности на ЦБ);

2) операции с деривативами, кроме осуществляемых на межбанковском рынке деривативов. (Под межбанковским рынком деривативов для данных целей следует понимать совокупность отношений в сфере торговли деривативами между банками, между банками и их клиентами (в том числе банками-нерезидентами), между банками и НБУ, а также НБУ и его клиентами.)

Не являются объектом обложения ЦБ-акцизом:

— операции с гос- и муниципальными ЦБ, ЦБ, гарантированными государством, и ЦБ, эмитированными НБУ, Минфином, Госипотекой, и с обычными ипотечными облигациями, эмитированными финансовым учреждением, более 50 процентов корпоративных прав которого принадлежат государству или государственным банкам, с инвестиционными сертификатами, сертификатами фондов операций с недвижимостью, целевыми облигациями предприятий, исполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта (части объекта) жилищного строительства;

— операции, проводимые между эмитентом и плательщиком налога* по выкупу и повторной продаже за денежные** средства, размещению, погашению и конвертации эмитентом ЦБ собственного выпуска, операции по взносу ЦБ в уставный капитал, а также операции по выдаче и погашению ордерных или долговых ЦБ при участии векселедателя, залогодателя и другого лица, выдавшего такую ЦБ;

— операции эмитента ЦБ институтов совместного инвестирования открытого типа (по размещению, погашению, выкупу и повторной продаже таких ЦБ);

— операции с ЦБ и другими финансовыми инструментами, проводимые лицом, осуществляющим клиринговую деятельность и выполняющим функцию центрального контрагента в соответствии с требованиями Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», и операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, которые проводятся лицом, осуществляющим клиринговую деятельность, с целью обеспечения исполнения обязательств перед участниками клиринга;

— операции НБУ на внебиржевом рынке, связанные с выполнением своих функций.

* Этот термин здесь применен не очень удачно, поскольку в ряде перечисленных далее операций (например, по повторной продаже за деньги, размещению ЦБ и др.) плательщиком должен называться эмитент.

** То есть повторная продажа (возможно, и выкуп) не за деньги может попасть в объект обложения ЦБ-акцизом.

Плательщики (и не плательщики)
ЦБ-акциза

К плательщикам ЦБ-акциза п/п. 212.1.9 Кодекса относит как резидентов, так и нерезидентов — физических и юридических лиц (в том числе их обособленные подразделения), которые осуществляют операции по отчуждению ЦБ (продажа, обмен, др.), а также операции с деривативами. Ну а исключение составляют лишь упомянутые выше «необъектные» операции (из п. 213.2 и 213.1 НКУ).

То есть плательщиками ЦБ-акциза могут быть, в том числе, и обособленные подразделения юрлиц, и любые физические лица (а не только ФОПы).

Кроме того, подчеркнем, что специальной регистрации в качестве плательщиков ЦБ-акциза от субъектов, под него попадающих, Кодекс не требует — см. п/п. 212.3.3 НКУ. (При этом, отметим, у налоговиков могут быть проблемы с контролем определенных ЦБ-операций, осуществляемых обычными физлицами на внебиржевом рынке без привлечения профессиональных торговцев ЦБ. Впрочем, тут возможны проблемы и не только с физлицами, о чем — ниже.)

Заметим также, что, поскольку мы имеем дело с косвенным налогом, то плательщик — это не обязательно лицо, которое обязано вносить такой налог в бюджет (см. раздел «Налоговые агенты/Плательщики»).

Согласно тому же п/п. 212.1.9 НКУ не являются плательщиками ЦБ-акциза:

— центральные и территориальные органы исполнительной власти;

государственные учреждения и организации* — не субъекты предпринимательской деятельности;

физические или юридические лица — резиденты или нерезиденты (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в иной, нежели ценные бумаги, форме**, а также эмитированных нерезидентами ценных бумаг и корпоративных прав в иной, нежели ценные бумаги, форме**.

* Думаем, законодатель здесь имел в виду только государственные организации, хотя возможно и более широкое прочтение...

** Нам не ясно, зачем законодателю потребовалось упоминать здесь активы, которые ЦБ (и деривативами) не являются: ведь они и так под ЦБ-акциз не подпали бы...

Ставки ЦБ-акциза

Ставки особого налога определены в статье 2151НКУ, и они следующие:

0% — от суммы операции по продаже на фондовой бирже ЦБ, по которым рассчитывается биржевой курс в соответствии с требованиями, установленными НКЦБФР, по согласованию с Минфином;

0% — от суммы операции с деривативами на фондовой бирже;

0,1% — от суммы операции по продаже вне фондовой биржи ЦБ, которые находятся в биржевом реестре;

1,5% — от суммы операции по продаже вне фондовой биржи ЦБ, которые не находятся в биржевом реестре;

5 нмдг — за заключенный дериватив (контракт) вне фондовой биржи.

Несколько замечаний по ходу:

— В отношении расчета биржевого курса (для целей применения ставки 0%) — в «Бухгалтере» № 8’2013 на с. 39–40, рассматривая вопросы изменившегося обложения налогом на прибыль операций с ЦБ (механизм которого предусматривает подобное требование о биржевом курсе ЦБ для целей отнесения ЦБ к биржевым), мы упоминали, что порядок определения биржевого курса ценной бумаги изложен в одноименном приложении к Положению о функционировании фондовых бирж, утвержденному решением НКЦБФР от 22.11.2012 г. № 1688. Однако для целей налога на прибыль (в отличие от ЦБ-акциза) согласования такого порядка с Минфином от НКЦБФР не требуется. Надеемся, тот факт, что требования, изложенные в упомянутом Порядке, для расчета биржевого курса (пока?) не согласованы с Минфином, не даст повод налоговикам отказывать в применении ставки 0% к упомянутым операциям.

— В отношении биржевого реестра (для целей определения статуса отчуждаемой ЦБ и применения соответствующей ставки ЦБ-акциза: 0,1% или 1,5%) специалисты в области ЦБ указывают, что не следует для этих целей путать «биржевой реестр» ЦБ с «биржевым списком»: последний — шире.

Так, п. 1 раздела I Положения о функционировании фондовых бирж, утвержденного упомянутым решением НКЦБФР № 1688, гласит:

«Биржевой реестрсоставляющая биржевого списка, которая содержит информацию относительно листинговых ценных бумаг».

Для применения ставки 0,1% одного факта нахождения в биржевом списке ЦБ еще не достаточно: важно нахождение ЦБ именно в биржевом реестре. То есть ЦБ должна быть листинговой (а биржевой список кроме листинговых ЦБ содержит еще и нелистинговые ЦБ, и другие фининструменты).

А вот для применения ставки 0% (когда ЦБ продаются на фондовой бирже) факта попадания ЦБ в биржевой список уже достаточно, то есть ЦБ может и не попасть в биржевой реестр (важно лишь, чтобы по ней рассчитывался должным образом биржевой курс).

— Что касается фиксированной ставки (5 нмдг) для «деривативных» операций, то, судя по всему, для целей исчисления суммы налога с заключенных вне фондовой биржи деривативов должен использоваться необлагаемый минимум в размере 17 грн (то есть сумма ЦБ-акциза в данном случае должна составлять 85 грн***).

*** Причем платит каждая из сторон дериватива (см. далее).

Это косвенно вытекает из содержания пункта 5 подраздела 1 «Особенности взимания налога на доходы физических лиц» раздела XX «Переходные положения» НКУ:

«Если нормы других законов содержат ссылку на не облагаемый налогом минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривень, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации административных или уголовных правонарушений, для которых сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV настоящего Кодекса для соответствующего года».

И хотя здесь речь идет о нормах других законов (то есть НКУ, в котором это прописано, как бы из этих «других» выпадает), по нашему мнению, для целей применения данной ставки ЦБ-акциза все равно следует по аналогии использовать нмдг в размере 17 грн, поскольку необлагаемый минимум на уровне НСЛ должен применяться только для квалификации определенных правонарушений (см. цитату).

 

Кроме того, специалисты в ЦБ-области отмечают, что законодатель не установил ставку ЦБ-акциза для операций по отчуждению на фондовой бирже ЦБ, по которым не рассчитывался биржевой курс. Будут ли отчуждения таких ЦБ облагаться этим «особым налогом» по ставке 0,1% (1,5%) или же вообще не будут облагаться* () — вопрос пока остается открытым.

* И это — вполне логично, поскольку нельзя взимать налог с объекта обложения, для которого законодательно не установлена ставка налога.

База обложения

Базой обложения ЦБ-акцизом в соответствии с п. 214.8 НКУ является договорная стоимость ЦБ или деривативов, указанная в первичных бухгалтерских документах, по любой операции продажи, обмена или отчуждения другим способом.**

** Зачем здесь упомянуты деривативы — нам не очень-то ясно: ЦБ-акциз по операциям с деривативами исчисляется или по ставке 0%, или в фиксированной сумме (по внебиржевым операциям). Ну и зачем тогда для исчисления ЦБ-акциза нужна договорная стоимость дериватива? Разве что — для отчета о суммах налоговых льгот?..

Дата возникновения НО

В соответствии с п. 216.7 НКУ датой возникновения НО по ЦБ-акцизу с операций продажи, обмена, других способов отчуждения (предусматривающих переход права собственности) ЦБ и деривативов

«является дата получения дохода в соответствии с пунктом 219.2 статьи 219 настоящего Кодекса».

Отсылка к пункту 219.2 НКУ, в котором речь идет о сроке уплаты НО и о налоговых агентах, не совсем понятна.

По нашему мнению, в пункте 216.7 НКУ имеется в виду то, что для определения даты исчисления НО по ЦБ-акцизу должен применяться кассовый метод и это логично. Ориентироваться тогда следует на дату получения денежной или других видов компенсации за отчуждаемые или отчужденные ЦБ (о деривативах — разговор отдельный.) Ведь не зря же использованы слова «дата получения» (а не «начисления») дохода.

Итак, похоже, что речь здесь идет именно о кассовом методе, и в таком случае датой возникновения НО по ЦБ-акцизу должна считаться и дата получения предоплаты за ЦБ, в том числе и частичной предоплаты (равно как и постоплаты, и частичной постоплаты).***

*** В связи с этим могут возникнуть проблемы с переходными операциями по отчуждению ЦБ, когда подписание договора и передача ЦБ произошли до даты введения нового акциза (судя по всему, до 03.01.2013 г.), а оплата за них поступит уже после этой даты. Формально с таких операций следует уплачивать ЦБ-акциз, так как дата возникновения НО привязана к получению дохода. Судя по всему, этот вопрос, как обычно, пойдет на откуп налоговикам. Возможно, лицам, попавшим в подобную ситуацию, стоит пересмотреть свои договорные условия и увеличить сумму компенсации на сумму ЦБ-акциза. (Либо выудить для себя либеральную налоговую консультацию на этот счет; см. также далее.)

В то же время необходимо обратить внимание на следующее.

Недавно в ЕБНЗ (в специальном новом ЦБ-акцизном подразделе 140.13) налоговики обнародовали консультацию относительно даты возникновения НО по ЦБ-акцизу*.

* Справочно приводим ее содержание:

«Что является датой возникновения налоговых обязательств по уплате особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами и каковы сроки перечисления его в бюджет?

Ответ:

<...>

В соответствии с п. 216.7 ст. 216 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), датой возникновения налоговых обязательств по операциям, определенным в п/п. 213.1.7 п. 213.1 ст. 213 НКУ, является дата получения дохода в соответствии с п. 219.2 ст. 219 НКУ от операций по продаже, обмену или другим способам отчуждения ценных бумаг и деривативов.

Объектами налогообложения являются операции по продаже, обмену или другим способам отчуждения ценных бумаг, где происходит переход права собственности на ценные бумаги, и операции с деривативами, кроме операций, осуществляемых на межбанковском рынке деривативов (п/п. 213.1.7 п. 213.1 ст. 213 НКУ).

Суммы налога перечисляются в бюджет налоговым агентом в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для представления налоговой декларации за налоговый период, равный кварталу (п. 219.2 ст. 219 НКУ).

Порядок налогообложения операций по торговле ценными бумагами определен п. 153.8 ст. 153 НКУ.

Для целей п. 153.8 ст. 153 НКУ доход плательщика налога от продажи, обмена или других способов отчуждения ценных бумаг признается на дату перехода покупателю права собственности на такие ценные бумаги».

И, если мы правильно поняли ее содержание, специалисты ГНСУ придерживаются того мнения, что датой возникновения НО по ЦБ-акцизу следует считать не дату поступления оплаты за ЦБ, а дату перехода права собственности на отчуждаемые ЦБ к приобретателю!

Мало того что такой подход противоречит букве закона (пункту 216.7 НКУ, где речь идет о дате именно «получения» дохода), он еще и явно не коррелирует с другими ЦБ-акцизными нормами, вступая в противоречие с логикой законодателя. Ведь законодатель вменил в обязанность удерживать ЦБ-акциз, перечислять его в бюджет (и выполнять прочие с этим связанные формальности) исключительно налоговым агентам — профессиональным торговцам ЦБ. Ну и из чего им удерживать и за счет чего платить ЦБ-акциз, если дата НО по нему будет определяться по дате перехода права собственности на отчуждаемые ЦБ?!..

Надеемся, налоговики вскоре прояснят этот проблемный вопрос более четко. Однако, пока этого не произошло, упомянутую консультацию не нужно сбрасывать со счетов и необходимо понимать, что все изложенное нами насчет кассового метода, а также по поводу обложения ЦБ-акцизом «переходных» операций с ЦБ пока не так однозначно.

Исчисление ЦБ-акциза
(включать ли его в стоимость ЦБ),
сроки уплаты акциза
по ЦБ и деривативам, отчетность

В соответствии с п. 219.1 НКУ исчисление сумм ЦБ-акциза производится путем умножения ставки налога на базу налогообложения.

Исключение составляют операции с деривативами, проводимые вне фондовой биржи,— для них, как мы уже указали, установлена фиксированная ставка ЦБ-акциза (5 нмдг).

Определенный интерес вызывает вопрос, связанный с исчислением ЦБ-акциза, а также с базой обложения этим налогом: должна ли сумма ЦБ-акциза включаться в стоимость ЦБ?

Вопрос — не праздный, так как ответ повлияет и на правильное применение ставки ЦБ-акциза (естественно, когда она выражена в процентах, а не в твердой сумме), и, соответственно, на сумму налога, и на налоговый учет по налогу на прибыль и НДС, и на оформление документов.

Попробуем с этим разобраться.

Определение термина «акцизный налог», приведенное в п/п. 14.1.4 НКУ (см. его в начале статьи), характеризует его как косвенный налог, включаемый в цену товаров (продукции), однако заметим, что «особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами» упомянут в данном определении особняком, поэтому, на наш взгляд, он может в цену товаров (ЦБ) и не включаться. (И, кстати, например, в отношении обложения операций с деривативами, проводимых вне фондовой биржи, этот налог может быть и не косвенным...)

Поэтому мы бы склонялись, скорее, в сторону невключения сумм ЦБ-акциза в стоимость отчуждаемых ЦБ — ведь, как упоминалось выше, исчисление этого особого акциза (согласно п. 219.1 НКУ) производится путем умножения ставки на базу. А базой является договорная стоимость, указанная в первичных документах. И, по нашему мнению, эта стоимость должна браться именно без учета суммы акцизного налога, иначе бы на это имелось прямое указание в нормах Кодекса.

Таким образом, мы считаем, что ЦБ-акциз должен рассчитываться отдельно, не включаться в договорную стоимость и указываться в расчетных (и других) документах отдельной строкой. А что на этот счет разъяснит ГНСУ, поживем — увидим. Все же среди специалистов есть сторонники включения ЦБ-акциза в стоимость ЦБ.

Срок уплаты ЦБ-акциза установлен в п. 219.2 НКУ:

«в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за налоговый период, равный кварталу».

А пункт 219.4 НКУ установил, что базовым налоговым периодом для составления и представления отчетности по ЦБ-акцизу является календарный квартал.

Насколько нам известно, форма отчетности по ЦБ-акцизу еще не принята (не доработана)*. Надеемся, что мы ее увидим хотя бы до конца марта.

* Действующая форма декларации акцизного налога (утвержденная приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1030, см. ее в «Бухгалтере» № 8’2011 на с. 3 т–9т) для этой цели явно использоваться не может. (В случае если форму не успеют переделать, плательщик может при большом желании воспользоваться абзацем вторым п. 46.4 НКУ и представить в произвольной форме приложение к акцизной декларации с расчетом НО по ЦБ-акцизу...)

Итак, срок представления отчетности по ЦБ-акцизу в соответствии с п/п. 49.18.2 НКУ составляет 40 дней, следующих за отчетным кварталом. А в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем упомянутого срока, НО по ЦБ-акцизу должно быть уплачено**.

** Напомним, что предельный срок уплаты при попадании на нерабочий день не переносится. И даже если переносится (из-за попадания на нерабочий день) срок представления декларации, предельный срок уплаты, по мнению налоговиков, рассчитывается без учета такого переноса. Подробнее об этом — см. «Бухгалтер» № 3’2013, с. 40–41.

Для деривативов — специальные нормы предусмотрены в п. 219.3 и 219.5 НКУ.

Согласно им ЦБ-акциз в фиксированной сумме (5 нмдг) по деривативам, заключенным вне фондовой биржи, должен уплачиваться:

во-первых, каждой из сторон дериватива (контракта),

во-вторых, в срок не позднее даты выполнения контракта.

Налоговые агенты/Плательщики

Теперь — о самом интересном: кто же должен вносить этот налог в бюджет?

В п. 219.2 НКУ указано, что суммы ЦБ-акциза «перечисляются в бюджет налоговым агентом» все!).

Налоговым агентом как по биржевым, так и по внебиржевым операциям по отчуждению ЦБ (деривативы — исключение) этот пункт назначил соответствующего профессионального торговца ЦБ (лицензиата), включая банк,

«который осуществляет такие операции на основании договора и обязан начислять, удерживать и уплачивать акцизный налог в бюджет от имени и за счет лица из доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность налоговым органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».***

*** В этой же норме отдельно оговорено следующее:

«Налоговым агентом при осуществлении операций размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг институтов совместного инвестирования открытого типа является их эмитент».

Этот момент весьма странен, поскольку, как мы отмечали выше, Кодекс указывает такие операции среди не являющихся объектом обложения ЦБ-акцизом...

Сразу отметим проблему: как быть в ситуации, когда торговец ЦБ выступает только как брокер и получает исключительно свое вознаграждение, а основная сумма расчета за ЦБ проходит мимо него? Возможно, ему следует оговаривать отдельное перечисление ему на счет помимо вознаграждения еще и суммы ЦБ-акциза? Такая ситуация требует специального разъяснения...

Ситуации же, при которых отчуждение ЦБ производится плательщиком не через профессионального торговца ЦБ (лицензиата), сейчас вообще как бы выпали из налогового поля. Здесь логично было бы ЦБ-акциз рассчитывать, уплачивать и самостоятельно отчитываться по этому налогу непосредственно плательщику, отчуждающему ЦБ.

В качестве наглядного примера можно привести явно подпадающие под обложение ЦБ-акцизом операции по продаже (передаче посредством индоссамента) такого вида ценных бумаг, как векселя, а также и ряд других операций, допускающих отчуждение ЦБ без участия профессионального торговца ЦБ (например, дарение ЦБ).

В то же время в п. 219.2 НКУ указано, что налог уплачивается налоговым агентом, далее следует указание, кого считать налоговым агентом — и всё.

Поэтому формально можно говорить, что ЦБ-акциз обязаны уплачивать исключительно налоговые агенты, а все другие лица, не попадающие в налоговые агенты, но являющиеся при этом «отчудителями»/продавцами ЦБ и определенные как плательщики, ЦБ-акциз уплачивать не должны.

Кто знает: может быть, законодатель именно так и задумывал и другие (в том числе любые вексельные) операции, не проводимые через профЦБторговцев, облагать ЦБ-акцизом не собирался? Но тогда следовало бы указать об этом четко...

Отражение ЦБ акциза в налоговом учете

Налог на прибыль

В отношении отражения данного налога в учете по налогу на прибыль ясности пока нет.

Есть мнение, что суммы ЦБ-акциза налоговым агентам в доходах и затратах вообще отражать не нужно. Кое-кто считает, что суммы ЦБ-акциза у них должны отражаться и в составе доходов (согласно п/п. 135.5.9 НКУ, предписывающему включать акцизный сбор, разновидностью которого, как мы показали, является и ЦБ-акциз, в состав прочих доходов), и в составе прочих затрат (согласно п/п. «в» п/п. 138.10.4 НКУ).

Когда же дело касается налогового учета у налогового агента, выступающего в качестве посредника, то, похоже, ему не нужно включать сумму ЦБ-акциза себе в доходы расходы), косвенно опираясь при этом на нормы п/п. 153.4.1 НКУ.

Лицо, отчуждающее ЦБ (плательщик ЦБ-акциза), по нашему мнению, в своем учете по налогу на прибыль ЦБ-акциз не отражает (если только оно не будет само платить его в бюджет).

Плательщики, приобретающие ЦБ, как мы считаем, включают сумму ЦБ-акциза в ЦБ-расходы — как связанные с приобретением ЦБ. (Здесь речь идет о расходах не в общем «прибыльном», а в отдельном ЦБ-учете для целей налога на прибыль.)

НДС

Если операция с ЦБ или деривативом не подлежит обложению НДС (например, на основании п/п. 196.1.1 НКУ), то не должна им облагаться и сумма ЦБ-акциза, получаемая продавцом / налоговым агентом. И хотя она, как мы указали, не включается в цену отчуждаемой ЦБ, все равно такая сумма неподНДСна, поскольку не является объектом обложения этим налогом (то есть операцией по поставке товаров/работ/услуг).

В то же время, если отчуждение ЦБ должно облагаться НДС (например, операция по обмену ЦБ на услуги или товары, не являющиеся ЦБ), то из-за расширяющего базу обложения НДС пункта 188.1 НКУ сумма ЦБ-акциза может угодить под НДС — даже несмотря на то, что она (возможно) не входит в договорную стоимость ЦБ.

Штрафы

Штрафы, связанные с отчетностью по ЦБ-акцизу, применяются в соответствии со ст. 120 НКУ.

Штрафы, связанные с несвоевременной уплатой,— в соответствии со ст. 126 НКУ.

Штрафы же, связанные с исчислением ЦБ-акциза, похоже, должны применяться органами ГНС к налоговым агентам по ст. 127 НКУ.

Если же в качестве «перечислятелей» акциза в бюджет определят не только налоговых агентов, но и плательщиков, тогда, видимо, налоговики будут применять штрафы по ст. 123 НКУ.

* * *

Конечно, здесь мы смогли затронуть лишь часть вопросов, связанных с введением ЦБ-акциза; практика же преподнесет их еще великое множество, поскольку нормы Кодекса прописаны, как всегда, неудовлетворительно.

Отдельно отметим, что лицам, осуществляющим операции по отчуждению ЦБ не через профессионального торговца*, следует держать в этом вопросе руку на пульсе и следить за дальнейшим развитием событий. Ведь в состав плательщиков такие лица попали, равно как и упомянутые операции попали в объект обложения ЦБ-акцизом, поэтому весьма вероятно, что налоговики всеми правдами и неправдами будут заставлять их платить ЦБ-акциз и отчитываться по нему.

* В первую очередь это касается лиц, отчуждающих (индоссирующих) векселя и другие подобные ЦБ.

Алексей Павленко,
Андрей Павлов

 

P. S. Нам сообщили, что сейчас в спешном порядке готовится ряд изменений к НКУ, призванных утрясти изложенные выше проблемы в области ЦБ-акциза. Лишь бы только после таких изменений проблемы эти сократились, а не приумножились...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше