Темы статей
Выбрать темы

Важно каждому: кто такой выгодополучатель?

Смердов Виталий, партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko
26 ноября «заработал» Закон № 1701*. Знали об этом? Не удивимся, если нет. А Закон-то важный и касается практически всех юрлиц. Так что предлагаем вам разобраться с ним.
регистрация юрлиц

* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» от 14.10.2014 г. № 1701-VII.

Выгодополучатель — это…

Главное новшество состоит в том, что теперь при регистрации юрлица в регистрационной карточке нужно указывать, в частности, информацию о его конечном выгодополучателе, в том числе выгодополучателе его учредителя, если такой учредитель — юрлицо (ч. 1 ст. 24 Закона № 755). Кто же это?

Конечный выгодополучатель — это ФИЗлицо, которое (п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 249**):

1) независимо от формального владения может осуществлять решающее влияние на управление или хоздеятельность юрлица непосредственно или через других лиц, давать обязательные указания или выполнять функции органа управления;

img 1

Решающее влияние осуществляется путем реализации:

— права владения или пользования всеми активами или их существенной долей;

— права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, которые дают возможность определять условия хоздеятельности.

К слову, раньше эти критерии на уровне Закона не раскрывались.

2) может осуществлять влияние путем прямого/опосредованного владения долей в юрлице (одним лицом лично или совместно со связанными физлицами и/или юрлицами) в размере от 25 % и больше уставного капитала или прав голоса в юрлице.

** Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. № 249-IV.

Термин «конечный выгодополучатель», по сути, заменил собой понятие «контролер» из Закона № 249. Причем заметьте: он охватывает собой даже больший круг лиц, чем предшественник. В частности, если раньше «ценз» устанавливался на уровне 50 % уставного капитала или голосов, то сегодня — на уровне 25 %. Но в контексте нашего вопроса это еще полбеды, хуже другое.

Раньше подобные сведения нужно было определять только тем, кто связан с Госфинмониторингом, и лишь в отношении своих контрагентов. Теперь же их придется определять КАЖДОМУ юрлицу (от мала до велика), причем в отношении самих себя.

И еще куда бы ни шло, если бы критерии конечных выгодополучателей были прописаны четко (см. выше). Но нет же… Вопросов с их определением не возникнет только в самых простых ситуациях. Например:

1) физлица-учредители/участники будут считаться конечными выгодополучателями, если их доля в уставном капитале составляет 25 % и более;

2) директор предприятия всегда будет конечным выгодополучателем;

3) в собственности предприятия лишь здание. Оно передается в аренду физлицу. В данном случае такое физлицо становится его конечным выгодополучателем.

Если учредителем/участником является юрлицо, вам придется познакомить госрегистратора и с его конечными выгодополучателями. То есть, в частности, с уже упомянутым директором, учредителями/участниками с долей в уставном капитале от 25 % и больше и т. п.

Но учтите: как только ситуация усложняется, с определением этого критерия возникают проблемы. Например, лицо продало долю в уставном капитале, но по факту продолжает влиять на деятельность предприятия. Подпадает ли оно под критерии выгодополучателя? Формально — да. Но как узнать об этом и, что интереснее, — чем подтвердить? Признаемся, прозрачного механизма пока не видно. Хорошо лишь то, что с такими же трудностями столкнутся и контролеры — доказать, что то или иное лицо является вашим конечным выгодополучателем, может оказаться непросто.

Кто будет контролировать эти требования? Прямого ответа на этот вопрос Закон № 1701 не дает. Но заниматься этим, скорее всего, будет Госфинмониторинг. По крайней мере, именно его должностным лицам дали право составлять соответствующие протоколы об админправонарушениях.

img 2

Запомните, что за нарушение этих требований грозит немалый админштраф — от 5100 грн. до 8500 грн. (ст. 16611 КУоАП). Наложить его могут, в частности, на директора.

Механизм подачи сведений

Как мы уже говорили, подавать их нужно госрегистратору. Если вы только регистрируетесь, то указать их, по идее, нужно в регистрационной карточке. Только вот, увы, ее форму еще не обновили (на это чиновникам отвели 3 месяца с даты вступления в силу Закона № 1701). Как быть? Формально подать эти сведения нужно — даже независимо от того, что карточку еще не обновили. Так, к примеру, их можно зафиксировать в отдельном документе и подать вместе с регистрационной карточкой.

img 3

Вместе с тем рекомендуем уточнить этот вопрос у местного госрегистратора — ведь по этому поводу им уже мог­ли «спустить» порядок действий. Есть вероятность, что с целью выполнения этих требований они будут привязываться к дате обновления формы регистрационной карточки.

Заметьте: единоразовым предоставлением этой информации, увы, не обойтись. Она заносится в ЕГР и подлежит обновлению. Так что, если она изменится, соответствующие корректировки придется внести и в ЕГР. Вам для этого, в общем случае, придется подать регистрационную карточку по форме 4.

И еще один важный момент. К счастью, нардепы предусмотрели переходные правила, так что ломать голову над этим не придется. Если на момент вступления в силу Закона № 1701 вы уже были зарегистрированы, то подать соответствующие сведения придется в течение следующих 6 месяцев (п. 2 разд. II Закона № 1701). А о том, как это сделать, вы могли прочитать выше.

v.smerdov@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше