Меняем окна/утепляем фасад
Налоговый учет. Учет расходов на замену окон/утепление фасадов зависит, главным образом, от наличия 10 % ремонтного лимита (п. 146.12 НКУ):
1) суммы в пределах такого лимита попадают прямиком в налоговые расходы (в зависимости от назначения здания). То есть, к примеру, в здании офиса или торговых помещениях это будут соответственно административные расходы (стр. 06.1) и расходы на сбыт (стр. 06.2). Обычно считается, что отразить их можно уже в периоде осуществления. Однако это было абсолютно справедливо до 06.08.2011 г., пока в п. 146.12 НКУ говорилось об отнесении в расходы (в рамках 10 %) «того отчетного налогового периода, в котором такой ремонт и улучшение были осуществлены». Сейчас этого уточнения нет. Поэтому безопаснее данные расходы отнести в расходы в периоды, к которым они относятся в бухучете, например, при начислении амортизации, а по производственным объектам суммы амортизации попадут в расходы в т. ч. через себестоимость продукции. Но лучше всего воспользоваться правом из п. 14 П(С)БУ 7 и не увеличивать в бухучете балансовую стоимость объекта на сумму внутрилимитных улучшений;
2) суммы сверх 10 %-го лимита относятся на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого здания. Причем амортизация в новой сумме начинает начисляться со следующего месяца после осуществления ремонтных работ.
Учтите: формально плательщик должен сначала «исчерпать» весь ремонтный лимит и только после этого включать расходы в состав первоначальной стоимости объекта. Но налоговики разрешают не дожидаться этого и сразу же относить стоимость ремонтных работ на первоначальную стоимость объекта (см. письмо ГНСУ от 09.07.2012 г. № 12372/6/15-1216).
По НДС все традиционно. При наличии правильно оформленной «входной» налоговой накладной по указанным работам/услугам их покупатель — плательщик НДС вправе отразить налоговый кредит. Главное, чтобы ремонтируемый/улучшаемый объект использовался в облагаемых НДС операциях в рамках хозяйственной деятельности. Право на налоговый кредит возникает по первому событию: оплате или составлению акта (оприходованию материалов).
Бухучет. Являются ли такие работы улучшением здания (приводят к увеличению будущих экономических выгод)? Если да, то на них увеличивают первоначальную стоимость здания (п. 14 П(С)БУ 7). В этом случае стоимость работ накапливается на субсчете 151 «Капитальное строительство» и после их завершения списывается на Дт субсчета 103. Если нет — их включают в текущие расходы в зависимости от назначения здания (п. 15 П(С)БУ 7). В этом случае они отражаются, в частности, на Дт счетов 91, 92, 93 или 94. Напомним, что П(С)БУ 7 разрешает и в бухучете применять «налоговый» подход к учету ремонтов и улучшений (п. 14 П(С)БУ 7). То есть расходы на ремонты/улучшения в пределах 10 % лимита включать в расходы, а свыше 10 % лимита — в состав первоначальной стоимости.
Решение о характере работ (ремонт/улучшение) принимает руководитель предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561). Стоит учесть, что в результате таких работ предприятие, в частности, может сократить расходы на отопление. В таком случае стоит говорить о росте экономических выгод. Также в пользу увеличения экономических выгод свидетельствует и другой факт: если вы решите продать объект недвижимости, то сможете получить за него большую сумму, чем до проведения «утеплительных» работ. Именно поэтому считаем, что замена окон и утепление фасада — это улучшение объекта.
Минстрой сообщил, что работы по замене окон, утеплению и гидроизоляции фасадов классифицируются как капитальный ремонт (письмо от 08.08.2012 г. № 7/17-12928). Вместе с тем он подчеркнул, что такой ремонт может приводить и к повышению технико-экономических показателей объекта, т. е. к его улучшению. Так что, как видите, в этом вопросе все индивидуально.
Покупаем обогреватели
Налоговый учет. Покупку обогревателей можно расценивать как расходы, связанные с охраной труда. Ведь температура в помещениях должна соответствовать нормам ДСН 3.3.6.042-99. А работодатель обязан создать соответствующие условия труда.
Состав расходов на охрану труда, которые можно включать в налоговые расходы, приведен в Перечне № 994. В его п. 1 названы, в частности, установки для нагрева воздуха производственных, административных и других помещений. Что касается самого учета, то он предельно прост. Ожидаемый срок службы обогревателя превышает 1 год, а потому все зависит от его стоимости. Если она превышает 2500 грн. (без НДС), то обогреватель учитывают как ОС группы 6, если не превышает 2500 грн. (без НДС) — считают малоценным необоротным активом (группа 11).
В бухгалтерском учете обогреватели отражают:
1) как ОС с зачислением на Дт субсчета 106 — если их цена превышает стоимостный критерий «малоценности», установленный предприятием (часто, чтобы не «разрывать» бухгалтерский и налоговый учет, его устанавливают на уровне 2500 грн.);
2) как малоценный необоротный актив с зачислением на Дт субсчета 112 — если цена объекта не превышает упомянутый критерий.
Устанавливаем индивидуальную систему отопления
Здесь нужно рассматривать, как минимум, две операции:
1) приобретение котлов;
2) монтаж отопительной системы.
Приобретение котлов. Считаем, что котлы нужно рассматривать как отдельные объекты ОС (ведь они отделимы от здания, их можно продать или заменить). В налоговом учете такие объекты нужно зачислять в группу 4 (п.п. 14.1.138 и п. 145.1 НКУ), в бухгалтерском — на Дт субсчета 104.
Монтаж отопительной системы. Налоговый учет расходов на монтаж отопительной системы традиционный (п. 146.12 НКУ):
1) расходы в пределах 10 % лимита включаются в налоговые расходы;
2) свыше 10 % лимита — на увеличение стоимости ОС, к которому монтируется система отопления.
Для бухгалтерского же учета важно определить, приводит ли монтаж отопительной системы к увеличению экономических выгод, т. е. является ли он улучшением. Если да — то на сумму расходов увеличивается первоначальная стоимость объекта ОС (п. 14 П(С)БУ 7). Если нет — понесенные расходы включаются в состав расходов периода (п. 15 П(С)БУ 7). При этом компетентное заключение о характере проведенных улучшений может дать только специалист (технический работник, инженер и т. п.).
Бухгалтерский и налоговый учет расходов
на утепление помещений
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Балансовая стоимость всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на 01.01.2014 г. составила 650000 грн. Соответственно, «ремонтный» лимит — 65000 грн. (650000 грн. х 10 %). Для наглядности предположим, что в текущем году предприятие не проводило ремонты и улучшения основных средств. | ||||||
Утепление фасада | ||||||
1 | Проведены работы по утеплению фасада офисного здания (рассматривается предприятием как улучшение) | 60000 | 151 | 685 | — | 60000 (06.1) |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной) | 12000 | 641 | 685 | — | — |
3 | Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы | 72000 | 685 | 311 | — | — |
4 | Отнесены расходы по утеплению фасада на увеличение первоначальной стоимости здания | 60000 | 103 | 151 | — | — |
Установление индивидуальной системы отопления | ||||||
Приобретение котла | ||||||
5 | Получен (оприходован) котел | 20000 | 152 | 631 | — | — |
6 | Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной) | 4000 | 641 | 631 | — | — |
7 | Перечислена оплата поставщику | 24000 | 631 | 311 | — | — |
8 | Введен котел в эксплуатацию | 20000 | 104 | 152 | — | — |
Монтаж отопительной системы (в офисе) | ||||||
9 | Отражены расходы на монтажные работы и материалы на установку отопительной системы в офисе | 30000 | 151 | 685 | — | 5000* (06.1) |
10 | Отражен налоговый кредит (при наличии налоговой накладной) | 6000 | 641 | 685 | — | — |
11 | Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы | 36000 | 685 | 311 | — | — |
12 | Списаны расходы после окончания монтажных работ на увеличение первоначальной стоимости здания | 30000 | 103 | 151 | — | — |
Приобретение обогревателей (для офиса) | ||||||
13 | Получен обогреватель от поставщика | 1200 | 153 | 631 |
| — |
14 | Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной) | 240 | 641 | 631 | — | — |
15 | Обогреватель введен в эксплуатацию | 1200 | 112 | 153 | — | —** |
16 | При передаче обогревателя в эксплуатацию начислена амортизация (методом 100 %) | 1200 | 92 | 132 | — | 1200 (06.1) |
17 | Перечислена оплата за обогреватель | 1440 | 631 | 311 | — | — |
* Сумма расходов в размере 25000 грн., превышающая 10 % лимит, включается в первоначальную стоимость здания (п. 146.11 НКУ).
** В налоговом учете обогреватели зачисляются в состав малоценных необоротных активов (объекты группы 11).
Выводы-
Расходы на замену окон/утепление офиса/монтаж индивидуальной системы отопления в налоговом учете отражаются сквозь призму 10 % ремонтного лимита.
-
В бухгалтерском учете «утеплительных» работ большую роль играет то, увеличатся ли в результате их проведения будущие экономические выгоды. Расходы, не приводящие к увеличению таких выгод, включаются в состав текущих расходов. Остальные классифицируют как капитальные инвестиции.
-
Налоговый/бухгалтерский учет обогревателей, котлов и прочего «утеплительного» оборудования зависит от стоимости объекта и ожидаемого срока службы. Если такой срок свыше года, а стоимость превышает 2500 грн. (в бухгалтерском учете критерий малоценности), то объект относится к ОС.
Перечень документов
-
Перечень № 994 — Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994.
-
П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.
-
Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.