(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 49
  • № 48
  • № 47
  • № 46
  • № 45
  • № 44
  • № 43
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/14
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Декабрь , 2015/№ 50

Изучаем Минфиновский законопроект* «налоговой реформы»: изменения по НДС

Комментировать законопроекты — дело, конечно, не очень благодарное. Тем более, что сейчас уже речь идет о принятии некого компромиссного варианта налоговой реформы. Причем Минфин утверждает, что этот компромисс уже достигнут, а вот авторы «проекта Южаниной» говорят, что общего согласия еще нет. Тем не менее вероятность принятия минфиновского проекта «реформы» достаточно высока. Поэтому сегодня предлагаем обсудить, что предлагает Правительство в отношении «дореформирования» НДС.
заглядываем в 2016 год, НДС-учет

* С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Министерства финансов Украины (http://www.minfin.gov.ua).

Основная «реформа» НДС пришлась на год нынешний и связана с введением СЭА. Отказываться от этого «счастья», понятно, никто не планирует и в следующем году.

Среди глобальных изменений по НДС, которые заложены в проекте Минфина, можно назвать:

1. Отмену спецрежима по НДС для сельхозников. В качестве компромиссного варианта Минфин предлагает установить в 2016 году переходной период, в течение которого аграрии должны будут уплачивать НДС в пропорции 75:25 (75 % уплачивается в бюджет, 25 % остается в распоряжении сельхозпроизводителей).

2. Отмену ІТ-льготы ( п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ), которая должна была действовать до 2023 года.

3. Невозможность быть НДСниками плательщикам ЕН — предпринимателям (из юрлиц на ЕН Минфин хочет оставить только сельхозтоваропроизводителей).

Также в изначальном проекте Минфина предлагалось отменить 7 % ставку для лекарств. Но сейчас Министерство говорит, что эта ставка для лекарств все же сохранится.

Все остальные изменения не столь значительные, но все равно заслуживают внимания. Но прежде чем пройтись по ним, несколько слов скажем о том, когда вступят в силу планируемые изменения. Изначально Минфин предусматривал, что все изменения заработают с 1 января 2016 года. Сейчас же речь идет о том, что с 1 января вступят в силу только положения о новых ставках налогов, а все, что касается администрирования налогов, начнет действовать только с 1 апреля 2016 года. Правда, пока непонятно, речь идет о всех новшествах или только о нормах разд. II НКУ. Конкретнее можно будет сказать, когда появится «компромиссный» вариант проекта Минфина.

При подсчете операций учитывают правило «первого события».

Регпорог для обязательной регистрации. Его планируют увеличить до 2 млн грн. (сейчас — 1 млн грн.). При этом наконец-то хотят сделать оговорку о том, какие операции учитываются для расчета регпорога. Напомним, что сейчас в расчет принимают операции по поставке, облагаемые по ставке 20 %, 7 %, 0 %, а также освобожденные операции. В минфиновском проекте освобожденные операции в расчет не брать.

Обязательная регистрации вводится не только для тех, кто уже перешагнул порог в 2 млн, но и для тех, кто только планирует совершить сделки, в результате которых объем операций в течение одного отчетного периода (месяца) превысит 2 млн грн. В этом случае нужно будет подать заявление на регистрацию не позднее чем за 5 рабочих дней до даты осуществления операции, которая приведет к превышению регистрационного порога.

Аннулирование НДС-регистрации. Предлагается исключить такое «одиозное» основание для «НДС-разрегистрации», как отсутствие по местонахождению. При подаче «пустых» деклараций по НДС у налоговиков появятся основания для разрегистрации, если такие декларации подаются на протяжении 6 последовательных календарных месяцев (раньше было 12).

Дата возникновения НО. Правило «первого события» сохраняется, но теперь вместо «даты отгрузки» фигурирует фраза «дата поставки». Очевидно, задумка была в том, чтобы синхронизировать НДС-последствия у сторон, если отгрузка товаров происходит в одном периоде, а покупатель получает их в другом. Но уже сейчас понятно, что на практике применение такого «новшества» вызовет множество вопросов.

Место поставки услуг. Хотят поменять правила определения места поставки услуг. Так, по общему правилу место поставки услуг будет определяться по месту нахождения покупателя, если он является субъектом хозяйствования. А если покупатель — не субъект хозяйствования — по месту регистрации поставщика.

Сейчас, напомним, при определении места поставки услуг, не попавших под исключения, ориентируемся на место регистрации поставщика ( п. 186.4 НКУ).

По услугам, связанным с движимым имуществом, тоже следует ориентироваться на общее правило — местонахождение покупателя (раньше было — место фактического предоставления услуг). Место поставки услуг по международной перевозке будет определяться по месту регистрации поставщика.

База НДС. Базу НДС при импорте планируют определять исходя из таможенной стоимости товаров с учетом акцизного налога и таможенной пошлины (на договорную стоимость вообще не нужно ориентироваться).

При осуществлении операций по договору поручения, агентским договорам база НДС будет определяться исходя из суммы вознаграждения поверенного.

На законодательном уровне хотят прописать то, что раньше говорилось на уровне разъяснений налоговиков в отношении (1) базы обложения транспортно-экспедиторских услуг и (2) применения «нижней планки» НДС при продаже товаров по договору комиссии.

Кроме того, закрепили норму о том, что розничный акциз не включается в базу обложения НДС (причем вступает в силу эта норма «задним» числом — с 01.01.2015 г.). Напомним, что раньше она фигурировала только на уровне писем налоговиков.

Ставка НДС. Сохранятся три ставки: 20 % (основная), 7 % и 0 %.

Необъектные операции. Раздел «операции, не являющиеся объектом обложения НДС» вообще убрали из НКУ. Те операции, которые раньше значились в нем, теперь станут «освобожденными». А такие операции, как передача имущества на ответственное хранение, в оперативную аренду, названы в числе тех, которые не считаются поставкой.

НН. Вот тут нас ждет много интересного. Не будет больше необходимости составлять НН на освобожденные операции и даже операции, облагаемые по ставке 0 %.

Наконец-то хотят закрепить, что даже ошибка в обязательных реквизитах, если она не мешает идентифицировать операцию и не влияет на данные СЭА, дает право на НК. Исключение делается только для реквизита «код УКТ ВЭД». Если в нем допущена ошибка, то до ее исправления права на НК нет. Что касается влияния на СЭА, то такими ошибками можно назвать ошибки в ИНН, в суммовых показателях (эти ошибки, если они не исправлены, не дают права воспользоваться НК).

На нормативном уровне хотят прописать, что «максимальный» срок регистрации НН составляет 180 к. дн. Позже этого срока зарегистрировать НН нельзя. Напомним, что это правило действует и сейчас. Штрафы за несвоевременную регистрацию НН планируют оставить в том же виде.

РК. Уточнили спорный вопрос, в каком же периоде продавец вправе уменьшить НО, а покупатель увеличить НК на основании РК. Вывод таков — если РК своевременно зарегистрирован, то право на корректировку появляется уже в месяце составления такого РК**.

** Налоговики уже с этим согласны, о чем вы могли узнать в том числе из статьи «НН с ошибкой: с когда право на НК?» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 48).

Кроме того, уточнили, кто же все-таки должен регистрировать «уменьшающий» РК к «дофевральским» НН. Вывод таков — покупатель.

НК. Правило 365 к. дн. сохраняется. Уточнили и правила по распределению НК. Так, при подсчете объема облагаемых операций для определения коэффициента распределения в расчет не будут приниматься (1) освобожденные операции и (2) НО, которые начислены для «компенсации» отраженного НК (нынешний п. 198.5 НКУ).

Кстати, норму о том, что «компенсирующие» НО не принимаются в расчет при подсчете облагаемых операций, по идее, нужно взять на вооружение и при проведении годового перерасчета НДС по результатам 2015 года.

Кроме того, предусматривается, что по товарам / услугам / необоротным активам, которые приобретались до 01.07.2015 г. и которые планируется использовать в нехозяйственных/льготных поставках, «компенсирующие» НО начисляются в общем порядке (с составлением и регистрацией в ЕРНН сводной НН).

СЭА. В последних сообщениях Минфина говорится о том, что в отношении СЭА в проекте будут учтены предложения, которые заложены в «законопроекте Южаниной»***.

*** Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Проект № 3357 vs проект Минфина: чего ждать под елку» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 46.

Бюджетное возмещения. Изначальный вариант проекта не предусматривал новшеств в отношении бюджетного возмещения. В качестве компромисса Минфин предлагает учесть положения по бюджетному положению из «проекта Южаниной», в частности, установить автоматическое бюджетное возмещение НДС для всех плательщиков без применения критериев, возмещение НДС в порядке подачи очередности заявок и др.

Дополнительные «переходные» льготы. Вводят временные льготы по поставке угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703, 2704 согласно УКТ ВЭД.

В общем-то это и все основные изменения.

m.kazanova@buhgalter911.com

НДС, налоговая реформа добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье